Сегодня каждый человек начал ощущать в мире приближающуюся волну хаоса. И лучше всего это можно наблюдать на примере строительного бизнеса. Новостройки растут по в ей стране, как грибы, но заселять их некому. В России это не так явно, как в Китае, где стоят целые пустующие города. Но и у нас сданные дома заселяются не полностью. Многие не выкупленные квартиры в новостройках пустуют годами. Цены на них не снижаются, а постоянно растут.
Где логика? А ее просто нет. В нашем мире действует одна логика - логика олигархов, пилящих бюджет на "благое дело". По идее, строительство новых домов это хорошо для народа. Только почему-то все делается через одно место.
На мой взгляд, объясняется это тем, что строительный бизнес исторически был связан с казнокрадами.
В Санкт-Петербурге первый дворец построил себе казнокрад А. Меньшиков. В то время Петр жил в маленьком деревянном домике.
А Меньшиков построил себе настоящий дворец в 1711 году.
Дворец был основан в 1710 году итальянским и немецким архитекторами, как резиденция генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова
В 1711 году Меншиков отпраздновал новоселье. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года, когда светлейший князь был отправлен в ссылку.
При этом зимний дворец Петра I в 1716 году был еще только в проекте и выглядел намного скромнее.
Пётр Великий владел участком земли (на месте нынешнего Эрмитажного театра), где в 1708 году, в глубине участка, был построен деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.
Не было бы казнокрада Меньшикова, не было бы и Зимнего.
Потом был построен второй Зимний дворец, где Петр и скончался в 1925 году.
Фрагмент двора и палат, принадлежавших русскому императору, сохранился в таком виде.
С постройкой второго Зимнего дворца Петра I заканчивается пора скромных царских жилищ.
После смерти императора дальнейшей постройкой руководила Екатерина I, скончавшаяся через два года после своего мужа, но уже не в этом дворце, а в Царском Селе в дворце, который получил название "Летний".
Царскосельский Екатерининский дворец был заложен в 1717 году, а первая очередь сдана в 1724.
Третий Зимний дворец построила Анна Иоанновна, так как посчитала второй Зимний дворец Петра слишком маленьким
Был еще и четвертый Зимний дворец, построенный для племянницы Петра и императрицы Анны Иоанновны (которая владела не только Зимним дворцом, но и по ее приказу был построен ледяной дом). Именно для нее Франческо Бартоломео Растрелли перестраивает старый дворец. Дворец представлял смешение архитектурных стилей, так как крыша и фасады были от петровского времени, а центральная часть была построена в стиле барокко.
Его изображение не сохранено или приводится изображение Третьего дворца.
Пятый Зимний дворец строился для дочери Петра - Елизаветы, архитектор все тот же Растрелли.
Пожить в новом Зимнем дворце императрице так и не удалось, и первыми жильцами были Петр III и Екатерина II, благодаря которой мы имеем огромную коллекцию предметов искусства.
Сегодня он выглядит вот так.
До нас дошли только первый деревянный домик Петра I, Меншиковский дворец и окончательный вариант Зимнего дворца.
Начиная со второго зимнего дворца и до четвертого дворцы разрушались и перестраивались, а их хозяева умирали сразу после постройки. Но ни одно из этих строений не дожило до нашего времени целиком.
Вам не кажется, что этих дворцов и не было в Санкт-Петербурге? А если и строились, то были не пригодными для жилья. Примерно как современный новострой.
Деньги на эти дворцы выделялись, а вот строились настоящие дворцы где-то в других местах, как резиденции европейских королей.
Окончательный величественный вид Зимний дворец обрел только при Екатерине II. Впрочем, как и Россия обрела свое величие в ее правление. Может причина в том, что великая императрица положила конец казнокрадству, которое стало процветать после Смутного времени?
Начало строительства европейских великолепных дворцов чудесным образом совпадает с началом Смутного времени в России.
Только в Европе поначалу строились дворцы без канализации.
Видимо условные "поляки", побывав в России и увидев мастерство ее строителей, решили сделать у себя что-то подобное. Но их архитекторы только начали в это время осваивать строительные технологии на практике. Стены, окна повторили как у русских. А вот в туалетные комнаты их, видимо, в России никто не приглашал. А если и приглашал, то они не сразу поняли их предназначение.
Когда технологии были отработаны в Европе, итальянские архитекторы хлынули в Россию.
Технологии старых монументальных строений, принадлежащих предыдущей расе атлантов, к тому моменту были частично утеряны. Но кое-что осталось. Поэтому дворцы строили в относительно короткие сроки.
В Москве же первым дворцом стал Теремной дворец на территории Кремля, построенный в 1635—1636 годах по приказу Михаила Федоровича как парадные царские покои.
Этот дворец строили еще русские мастера, а не привычные Петербургу итальянские архитекторы. Необходимость этой постройки была обусловлена разграблением кремля в Смутное время. Одновременно с восстановлением кремлевских построек строится Версаль во Франции на месте скромного охотничьего домика.
Масштабы европейского строительства впечатляют, особенно на фоне Теремного дворца. Или, все-таки "тюремного"? Романовых явно не жаловали в Москве, поэтому Петру пришлось бежать из Первопрестольной и начинать новую столицу. Как говорила Мачеха в советском фильме-сказке "Золушка":
"Жалко, королевство маловато, разгуляться негде. Ничего, я поссорюсь с соседями – это я умею!".
Строительный бизнес - основа олигархической системы, созданной Петром I. Для взращенных олигархов Петр поменял закон о престолонаследии. Теперь к власти приходили люди назначенные предшественниками, а не принадлежавшие к высшему сословию богов-правителей. Патриархи остались в Москве, а в Санкт-Петербурге началась новая эпоха женского правления, с легкой руки Петра. Но начали женщины рваться к власти, используя мужчин, еще во времена Смуты.
Думать и планировать новые правители не умели. Поэтому и строили в Европе дворцы без канализации. Они умели лишь ссорить всех и считать деньги.
В Санкт-Петербург приглашали итальянских архитекторов, так как с русскими мастерами новая столица не дружила. Приходилось искать в Европе.
Видимо, приглашали лучших из лучших архитекторов, освоивших все тонкости строительного дела.
В Европе же, понастроив себе достаточное количество дворцов и жилых домов, разбогатевшие на российских деньгах банкиры направили свой взгляд на лежавшую в руинах Атлантиду Америку, где принялись строить дома для переселенцев из европейских сел.
Качество жилья год от года падало, зато создавалась иллюзия счастливой семьи, живущей в каркасном домике.
Логика строительных олигархов проста. Чем больше будет таких семей, тем больше будет прирост населения и новым жителям потребуется новое жилье, за которое они будут влезать в кредиты. Для этого нужно программировать людей на новые семейные ценности. Стоимость жилья постоянно завышалась, и человеку приходилось пожизненно влезать в долговую кабалу.
Если населения не хватало для больших проектов, то начинались приписки великой рождаемости. Китай в таких приписках перещеголял весь мир. Дома строят, а жить в них некому - просто нет у них этих полутора миллиардов.
Еще в 1953 году перепись Китая показала численность населения в 583 миллиона человек.
После Второй мировой войны экономику страны нужно было срочно восстанавливать. Для этого прежде всего требовалось большое количество рабочей силы для заводов и сельского хозяйства. Мао Цзэдун, председатель ком партии в те годы, начал вести пропаганду активного деторождения. Он верил, что большое население сделает страну воистину могучей.
Интересно, а что, 583 миллиона китайцев не хватало для работы на фабриках и заводах? Или во время Культурной революции людей специально доводили до такого состояния, что единственной радостью осталось создавать детей?
Сегодня в Китае пытаются родить "китайскую мечту", наподобие рухнувшей "американской".
Все американские кризисы и банкротства основаны на крушении "американской мечты". Дома строят, а жить в них некому.
Желающих достаточно, но нет тех, кто будет тянуть долговую лямку за "Американскую мечту". Чернокожие и латиносы, наводнившие США, предпочитают зарабатывать на торговле наркотиками и прятаться от полиции. А белых рабов, воспитанных в христианской морали вечного искупления грехов, не хватает. Создатели иллюзии великого процветания Америки рассчитывали на приток рабской силы, но добились только того, что со всего мира туда потянулись искатели халявы. Но от халявщиков проку мало.
Тогда взялись за Россию. В СССР строительство нового жилья велось не такими ударными темпами, как в США. Зато жилье давали бесплатно или за относительно небольшие деньги, которые было реально отработать. Ссуда на приобретение квартиры в ЖСК была практически беспроцентной, а доля платежа в расходах семьи — незначительной. За двухкомнатную квартиру вместе с коммунальными услугами семья должна была платить до 50 рублей в месяц, при средней зарплате 200 рублей в месяц на человека.
При этом, для получения бесплатного жилья, как и для вступления в ЖСК, семья уже должна была быть большой.
Для постановки на очередь на государственную бесплатную квартиру, на члена семьи должно было приходиться менее 4,5 м² жилой площади, а для кооперативной квартиры условия были мягче: менее 6,5 м² на человека. Жилой площадью считались только комнаты, исключая кухню и подсобные помещения.
В СССР, чтобы получить новую квартиру при излишке площади, нужно было прописать нового члена семьи, родить ребенка или нескольких детей, чтобы на каждого приходилось менее чем по 4,5 метра комнаты. Вы представляете что это такое? На такое шли только те, кто не понимал что такое воспитание детей, когда живешь на головах друг у друга.
Думающий человек сначала получал гарантии обеспечения себя жильем, а затем создавал семью. Для этого можно было устроиться на богатое предприятие, обеспечивающее ведомственным жильем, с правом его постепенного выкупа. Или получение жилья за выслугу лет.
Например, выучиться на строителя и работать в строительной организации, стать специалистом высокого класса в богатой отрасли или пойти служить в армию.
Также жильем обеспечивались сельские учителя, врачи и т.д. То есть, распределением жилья государство планировало структуру общества. И насколько могло контролировало качество жилья. Но с засильем мафии контролировать этот процесс было с каждым годом сложнее.
Что такое действительно некачественное жилье, мы узнали только с приходом 90-х. Бешенное строительство некачественного жилья захлестнуло страну. В эти дома заселялись, в основном, прибывавшие в таком же бешенном количестве гастарбайтеры. Появился челночный бизнес, который должен был поднять экономики Китая, Турции, Польши, создав одновременно в России организованную преступность.
Богатство сносило людям головы и в прямом, и в переносном смысле. Деньги вкладывали в жилье под сдачу. Выкупали целые дома в старом фонде, чтобы делать из них гостиницы или элитные квартиры. Люди из этих домов бесследно исчезали. Черные риэлторы стали обычным делом. Началась война между самими риэлторами и между строительными компаниями.
Думающие люди понимали, что лучше построить свой дом и наладить какой-нибудь свой бизнес, чем продолжать жить в многоэтажных коробках, в которых на первом этаже было слышно что делается на последнем, и мириться с постоянным шумом и грязью от гастарбайтеров и наркоманов.
Вот так проблемы вырождающихся мафий повлияли на то, чтобы люди с семьями сами начали расселяться по всей стране, рассчитывая на самих себя.
Расселение городов - медленный процесс, но люди постепенно начинают понимать, что пора выбираться из каменных джунглей.
Это можно назвать позитивной динамикой, которая как ручеек втекает в бушующее море негатива. Но любое большое дело начинается с малого. Со временем хаос, если перестать его подпитывать вливанием новых средств, исчерпает себя, а желание людей жить в своих домах и заниматься своим делом будет только крепнуть.
О том, что хаос в строительной сфере подходит к концу, говорит финансовый кризис в строительной и финансовой отраслях в Китае, начавшийся летом 2021 года из-за несоблюдения графика обслуживания обязательств компанией-застройщиком Evergrande Group. 17 августа 2023 года компания объявила о своем банкротстве. Но эта информация прошла мимо большинства СМИ. А зря.
Китайская экономика тесно завязана на российскую, поэтому обрушение китайского экономического пузыря неминуемо скажется на российской экономике.
Возможно поэтому сегодня внимание всех СМИ в России приковывано не к Китаю, а к СВО. В ходе спецоперации разрушается инфраструктура целого государства. Для чего? Может для того, чтобы появился государственный заказ на строительство новой инфраструктуры? Тогда строительный бизнес воспрянет.
Но время идет, а заказа все нет. СВО затягивается, а с ней затягивается и реанимация умирающей мировой экономики. Поэтому ее и трясет в предсмертных судорогах.
Это время хаоса нужно пережить, как переживают смерть опостылевшего предка, давно сошедшего с ума, но пытающегося до последнего всем диктовать правила жизни.