Поклонники зеленой энергетики (солнце и ветер) и электромобилей утверждают, что использование этих технологий экономически выгодно. Приводят всякие расчеты.
Но их выгода основана только на различного рода дотациях, льготах и тп. А то и просто на психологии, что это "круто"!
В реальности, когда эти технологии станут экономически выгодными, на них сразу перейдет коммерческий транспорт.
Имеется в виду именно экономика, а не различные административные меры, типа, скажем, приравнивание распространения бензина к распространению наркотиков!))
Наиболее наглядно вся убогость насаждаемых зеленых технологий видна если попытаться их использовать в морских перевозках.
Давайте сравним.
Парусник
Для сравнения возьмем самые быстроходные из когда-либо существовавших парусных торговых кораблей - чайные клипера.
Они имели максимальную скорость до 20 узлов и не потребляли ни грамма ископаемого топлива, ну разве что в осветительных лампах и для приготовления горячей пищи.
Но так как они зависели от ветра, то РЕКОРДНЫЕ СРЕДНИЕ скорости были в 3 раза меньше и составляли 7,25 узла!
При таких средних скоростях, "типичный" маршрут для современного танкера в 5400 миль, они пройдут за 30 суток, туда обратно за 2 месяца, что в 2 раза больше современных танкеров.
Надо заметить, что парусники требовали большой команды, для работы с парусами. Были попытки механизировать парусники и сократить численность экипажа.
Но среднюю скорость никакой механизацией изменить не получится. Что потребует в 2 раза больше судов и будет стоить в 2 раза больше, при прочих равных.
Если же рассматривать не скоростные клипера, которые очень слабо подходят для перевозки больших объемов нефти (их грузоподъемность составляла около 600 тонн, сравните с грузоподъемностью супертанкера в 320 000 тонн!), а более вместительные парусники будут иметь еще меньшую максимальную и среднюю скорость!
Нефтяной танкер
Приведём некие параметры супертанкеров для перевозки нефти:
- Максимальная скорость 13 узлов.
- Длина 460 метров.
- Ширина 70 метров.
- Силовая установка 50 000 л.с. = 37 Мвт.
- Потребление топлива 25-90 тонн в сутки в зависимости от скорости и загрузки.
- Стоимость аренды супертанкера 40-400 000 долларов в день.
- Длительность плавания в один конец 15 дней (5400 миль), в оба конца -30 дней.
- Грузоподъёмность 2 000 000 баррелей нефти или около 320 тысяч тонн.
То есть, чтобы заменить один такой танкер, потребуется более 500 парусников класса описанного выше клипера, а с учетом скорости, более 1000 !
Даже если взять ажиотажную цену аренды танкера в 400 000 баксов в день, то получится, что клипера должны получать не более 400 долларов в день.
Этого не хватит даже на зарплату капитану, не говоря уже про остальную команду и аренду клипера как такового!
Примечание: делаются попытки на коммерческие суда устанавливать современные турбопаруса, которые, якобы, экономят до 25% топлива.
Я в это не верю, так как, с одной стороны, они имеют маленькую площадь, а с другой стороны, небольшое изменение в скорости может менять расход топлива В РАЗЫ!
Солнечный танкер
Давайте попробуем рассчитать, можно ли на таком супертанкере вместо ископаемого топлива использовать ТОЛЬКО зеленую энергию - солнце и ветер.
Площадь палубы супертанкера составляет около 32 000 кв.м. Если ее всю замостить солнечными панелями, то максимум который можно будет получить это:
32 000 м2 х 200 Вт/м2 = 64 кВт, что более чем в 500 раз меньше мощности силовой установки!
Но это еще не все. В отличие от силовой установки, которая может работать 24 часа в сутки, солнечные панели не работают ночью, в облачность и тд.
СРЕДНЯЯ мощность из-за всех факторов падает в 5-10 раз. То есть, такая солнечная электростанция будет вырабатывать в 2500-5000 раз меньше энергии чем "классическая" силовая установка!
Далеко на таком танкере не уйдешь!))
Ветровой танкер
Но может быть можно хотя бы с помощью ветра, ведь раньше ходили торговые суда с использованием только ветра?
Да, существуют уже ветряные турбины, которые вроде как можно установить на носу и корме такого танкера и они будут почти равны по мощности силовой установке (2х16 МВт =32 МВт).
Но даже если такое было возможно, скорость танкера упала бы приблизительно в трое, точно также как падала средняя скорость клиперов!
Но установить такие турбины невозможно - танкер с ними просто перевернется, так как высота такой турбины составляет 270 метров, при том что осадка 24 метра!
Максимальную высоту можно оценить по тем же парусным судам - около 70 метров, то есть диаметр лопастей около 50 метров.
Турбины такого размера имеют мощность около 0,75 МВт, но их можно установить 9 штук, общей максимальной мощностью 6,75 МВт.
Что будет составлять 20% от мощности существующей силовой установки. Так же, учитывая то, что ветер есть не всегда, средняя скорость будет еще раза в 2 меньше.
Такие танкера будут ходить...медленнее клиперов! А с учетом того, что иногда стоимость аренды доходит до 400 000 долларов, то стоимость перевозки нефти такими ветровыми танкерами будет в 2-3 раза выше, не взирая на бесплатную энергию!))
Какой же вывод? Такой как и всегда - солнечная и ветровая энергия проигрывает традиционной в несколько раз, а то и на порядки!
Алексей