Крошечный домик с пятью арочными окнами дает почувствовать масштаб старой Москвы. Ведь в середине XIX века большая часть города была застроена подобными особнячками.
Милютинский переулок, дом 8с1 и с2, 1842-43 гг., арх. А. Г. Григорьев
Однако здесь мы видим не совсем типичный случай: автор проекта строил для себя, был сам себе заказчиком. Так появился памятник архитектуры. Памятник трижды! Вышло так, что на фасаде висят целых три почти идентичных мемориальных доски.
Вольноотпущенник
Афанасий Григорьев увидел свет в деревне под Тамбовом, в крепостной неволе (1782 год). К счастью, помещику был нужен архитектор, и талантливого мальчика послали на учебу к Джованни (Ивану) Жилярди. Помещик-сын, по щедрости душевной, дал зодчему вольную, а сын первого учителя, Доменико Жилярди, принял Григорьева в соавторы. Вместе они возвели Опекунский совет на Солянке, восстановили старый Университет на Моховой, у Афанасия Григорьевича было и много других талантливых работ.
И все же на особнячок в центре Москвы он накопил только к 60 годам. «Сапожник без сапог» мечтал об этом долго: первый (намного более роскошный) проект он начертил, наверное, несколькими годами раньше.
В гостях у Афанасия Григорьева
Особняк был построен в 1842-43 годах, а в январе 1844-го сюда уже переселился архитектор, выехав с семьею из квартирки в «Окружном здании» Воспитательного дома.
То, что мы видим на фасаде, сильно отличается от чертежа, который архитектор прилагал к документам. Скорее всего, Григорьев корректировал свой план во время работ (или дом перестраивали в следующие десятилетия?). Получился позднеклассический фасад с тонкой лепниной в обрамлении арочных окон и маленькими медальонами под межэтажным карнизом.
Пять больших арочных окон заливали светом залу во всю длину здания — она служила и парадным кабинетом, и гостиной. Арки делили залу надвое, так что она казалась анфиладой. В проемах арок стояли роскошные вазы на постаментах, дальнюю глухую стену украшал камин.
Арки теперь застроены, камин не сохранился. От середины XIX века до нас дошли деревянные карнизы, часть паркета, дверь в переднюю.
Заднюю половину дома с более низким потолком занимают столовая и чертежная, где Афанасий Григорьевич вместе с сыном и подручными создавал свои проекты. В двух этих комнатах — огромные четырехчастные окна с белокаменными подоконниками. Среднее же окошко освещает лестницу, ведущую и вверх, и вниз. Лестница — деревянная, украшенная тонкими балясинами — осталась с григорьевских времен.
Внизу, в полуподвале, располагались кухня и помещения для слуг, а наверху, на антресолях, жилые комнаты для всей семьи. Стены их были обшиты деревом. Дом получился продуманным, компактным, удобным для жизни.
Григорьев задержался здесь на четверть века — до своей кончины в 1868 году. Старший сын, Павел, тоже стал архитектором Воспитательного дома, средний, Иван — врачом, а младший, Михаил — художником и музыкантом. Отец воспитывал вкус юноши, сохранилось много писем такого рода:
«Это ты сделал хорошо, что был в Эрмитаже. И тебе нужно поглядеть картину Брюлова «Последний день Помпеи», хотя ты ее и видел, но ты в то время еще ничего не понимал».
Или:
«...ты в письме пишешь об Гайвазовских картинах, что фигуры его сделаны очень плохо… ты об воде его ничего не сказал… всмотрись в его водяной колер, в форму воды и воздуха; также и в колорит верно у него также и колер свежей...»
Художник Михаил и унаследовал семейное гнездо.
Дальнейшая история
Когда живописец умер (1890-е), дом перешел к семье инженера Страхова, профессора Сельскохозяйственной академии. В 1923 году этот адрес занимало издательство «Голос труда», принадлежавшее Союзу анархо-синдикалистов. Здесь анархисты выпустили полные собрания трудов Бакунина и Кропоткина.
В другой части дома находились жилые квартиры. Под жилье приспосабливали чердачные комнатки, выходившие в переулок. В парадном зале потолки высокие, чердак же был низкий-низкий, с крошечными окнами. Поэтому в 1924 году тут подняли стропила и увеличили высоту верхних окон, исказив Григорьевский фасад. Тогда же и в полуподвале пробили пять фасадных окошек. Террасу, примыкающую к дому справа, тоже приспособили под жилье.
Как пишет старожил, в этом здании провела детские годы певица Тамара Синявская (родилась в 1943 году). Позднее она стала народной артисткой и вышла замуж за Муслима Магомаева. Училась она в соседней школе, где теперь французский лицей.
Каретный сарай?
В глубине двора стоит малоизвестное здание. Этот служебный корпус при советах был гаражом, а раньше мог, вполне возможно, играть роль конюшни и каретника. До самого последнего момента посмотреть на службы было невозможно, но какое-то время ворота стояли открытыми, и я мог наблюдать постройку с двумя полузаложенными арками.
Предполагали, что строение — ровесник главного дома, эта версия («1840-е») отразилась на одной из мемориальных досок. Однако на Хотевском плане Москвы 1852 года мы видим на этом месте другое, еще деревянное здание.