Старец Гавриил (Ургебадзе) - наш современный святой. Сегодня его слова и пророчества стали одними из самых цитируемых. Сам же отец Гавриил сожалел о том, что его не понимали, когда он пытался помочь, но теперь его слова и наставления оказывают на многих серьезное влияние.
Он наставлял священство особенно, говоря:
Поскольку ты уже не послушник, а монах, призван ты по собственной воле, согласно иноческим правилам; подчиняться мне и никому другому... Вот послушай, что я тебе скажу, это очень важное. Когда человек расскажет тебе грех, надо до глубины души переживать, вместе с ним в ад спуститься, там надо выплакаться, оттуда нужно молить Господа, вместе с ним нужно подняться оттуда... Когда ты со мной, тогда ты силён, но сначала пройди тот путь, что прошёл я, походи нищим.
Старец действительно много юродствовал и многим казалось, что он простой дурачок, но на самом деле он лишил себя всего земного нес крест, как говорил он и сам, кровью. Сколько слёзных ночей он провел за этот грешный мир, только одному Богу известно. Мы же со стороны считаем, что это все просто и ничего особенного. Но нет, старец великий святой, он и сегодня помогаем многим так скоро, что становится страшно. Ведь он ближе к нам, чем кажется.
О такой тяжёлой и мучительной жизни, которую прошёл отец Гавриил, многие и не слышали в наши дни, да и не знают: как Моисей, он сорок лет нёс крест Грузии, двадцать пять лет спал на кладбище, пятнадцать лет нищенствовал. Жизнь его была полна мучений и страданий.
Отец Гавриил практически не принимал пищу месяцы, возможно, годы. Он юродствовал для обличения пороков общества. Что касается еды, то ему хватало того количества мёда, которое оставалось на пальце при его погружении в мёд.
Отец Николай, знавший преподобного Гавриила лично говорит:
"Когда стал отец Гавриил святым? Ответ простой: Отец Гавриил не стал, а родился святым, понятно?! Гавриил был святым и тогда, когда в Грузии священники его не причащали. Он был святым в глазах Бога и тогда, когда был запрещён в служении.
Гавриила, этого воистину величайшего духовного отца, в Грузии не причащали... А потом открыто стало этим священникам кого они лишают причастия...
Отец Гавриил боролся со злом тогда, когда страна была под властью безбожия. Жизнь отца Гавриила — это величайшее явление... Голод, боль, холод, бездомность, нищенство, бродяжничество, психиатрическая больница, тюрьма, неимоверные лишения...
Наследником монаха обязательно должен быть монах... В духовные отношения святого старца и его ученика не сможет вмешаться даже другой святой, не только обычное духовное лицо или мирянин... Святой старец — безусловный руководитель своего ученика. Здесь есть только ученик, учитель и Бог!
Если бы Гавриил проповедовал так, как это пишется в прошедших цензуру книгах, что было бы непонятно? Потому говорил отец Гавриил:
„Не понял меня грузинский народ“.
И если Бог дал ему проповедовать, кто может посметь „пересмотреть, профильтровать“ его слова, подогнать к общественным нормам?"
Да, действительно, отец Гавриил всегда проповедовал открыто и говорил правду, не всем она нравилась только. Да и не любят у нас, когда грех не оправдывают, а называют отступлением от Бога. Мы же до сих пор распинаем Христа, когда грешим. И никак не поймем это. Вот отец Гавриил говорил с сожалением, что не понимает его народ...
А вот игумения Кетеван вспоминает:
- Впервые отца Гавриила я увидела на проспекте Руставели в 80-е годы ХХ века. Воздев руки к небесам, он взывал:
— Грузины, пробудитесь, посмотрите, что происходит в Грузии, в каком состоянии находится могила Святой Шушаник! Разве место театру в Метехском храме?!
Одни останавливались, внимательно слушали его, другие скептически улыбались. После этого случая я посетила Метехский храм. Действительно, на могиле святой Шушаник была разбросана театральная утварь...
Однажды из монастыря Самтавро мы отправились к схиархимандриту Виталию (Сидоренко) и к схиигуменье Серафиме (Дьяченко) за мантиями. Встретили они нас с любовью.
Отец Виталий поклонился мне и уселся на пол. Я подумала, что он, должно быть, юродивый. Когда мать Серафима вынесла мантии, отец Виталий подскочил, выхватил одну из рук матушки Серафимы и надел на меня.
Отца Гавриила с отцом Виталием связывало духовное родство, схожесть их подвигов. Они даже обменялись своими наперсными крестами...
Не было и минуты, когда отец Гавриил не думал о Боге.
Он всегда учил, что молитву надо произносить со страхом и благоговением. Иногда передразнивал:
— Тра-та-та, та-та-та! Ты молишься, ругаешься или газету читаешь?! Как пулемёт Чапаева. Подумай, Кому ты молишься, с Кем беседуешь. Господь постоянно с нами незримо присутствует...
Однажды мы посетили церковь, построенную самим батюшкой. Он рассказал нам:
— Протекала крыша, и я горевал: что же станет с этими иконами? Требовалось несколько кубометров строительного материала для ремонта, а средств не было. Я сильно переживал и просил Бога о помощи. Неожиданно ко мне пришёл незнакомый человек, который оказался инженером. Он посмотрел на иконы и потом сказал с удивлением: «Странно, я очень спешил, но какая-то сила заставила меня прийти сюда. А когда я посмотрел на эту икону Спасителя, у меня в душе прозвучал голос: „Пожертвуй несколько кубометров древесины старцу!"».
Отец Гавриил сказал ему, что он молился перед этим образом, просил Бога о помощи. Обрадовавшись, инженер обещал пожертвовать всё необходимое и сдержал слово...
Как-то раз я встретила отца Гавриила на лестнице возле его кельи. Он сказал:
— Такой мантии даже у меня нет!
Я тотчас же сняла её и отдала старцу. Позже я узнала, что отец Гавриил эту мантию подарил ныне усопшей схимонахине Нино (Дашниани). Через некоторое время он попросил меня дать ему и вторую мантию. Естественно, я отдала мантию, и монахиня Параскева повесила её в башне. Тогда я не обратила особого внимания на этот факт. А сегодня я благодарю Господа за то, что старца Гавриила хоронили в этой мантии.
В те времена отца Гавриила часто посещала его мать Варвара (монахиня Анна). После кончины старца она навсегда осталась в монастыре. Скоро было решено постричь её в монахини. Облачение подготовили матушки монастыря. Обряд совершил отец Савва (Кучава). При пострижении я покрыла её мантией, довела до амвона и повторяла слова вместо неё, поскольку она уже была в возрасте и самостоятельно не могла это сделать. Следовательно, мне пришлось дать обет во второй раз.
Зимой по дороге на могилу старца Гавриила монахиня Анна сломала ногу. После этого она не могла ходить, и за ней ухаживала монахиня Параскева. Вскоре она скончалась. Её похоронили в гробу отца Гавриила (этот гроб старец приобрёл ещё при жизни). А отца Гавриила, по его завещанию, обернули холстом и похоронили по монашескому обычаю."
Великий был старец Гавриил при жизни и теперь это наш современный великий святой преподобный Гавриил Самтаврийский.
Слава Богу за всё!