Взыскатели расписали стены в подъезде, распространяют ложную информацию в социальных сетях, кто-то из коллекторов позвонил маме должника и сообщил, что её сын преступник. Такими новостями уже никого не удивишь. Сегодня снова затронем болезненную для многих россиян тему — коллекторы и их жесткие методы работы. Расставим все точки над «И», чтобы не позволять коллекторам нарушать гражданские права и переходить границы, которые установлены законодательством РФ.
Как защититься от коллекторов? Как с ними общаться, чтобы не усугубить ситуацию? На самом ли деле закон о коллекторах может защитить должника? Всё, что нужно знать о том, как защититься от взыскателей, вы узнаете из данного материала.
Использование материалов канала "Деньги там" возможно только с разрешения автора и с обязательным указанием гиперссылки на источник, перепечатка запрещена.
Итак, вы вдруг узнали, что кредитор (банк или МФО) продал долг коллекторам. Либо привлёк коллекторское агентство для взыскания задолженности в рамках агентского соглашения.
Первое, что чаще всего возникает — это чувство страха, должник теряет покой. Поскольку многие люди наслышаны о жестких методах, которые зачастую используют коллекторы. Человеческий мозг так устроен, что мы сразу проецируем себя и представляем, что с нами будет также или и того хуже. Однако не стоит настраивать себя на негативные сценарии. Помните, что коллекторы смотрят на должников как кролик на удава. И, если видят волнение или испуг, то они начинают сильнее давить, применяя простые психологические приёмы. Здесь важно понимать, что вам нужно держаться уверенно. Чтобы обрести эту самую уверенность, достаточно знать, что законодательство на вашей стороне. Деятельность коллекторов регулируется ФЗ No230. Этот нормативный акт часто называют просто закон «О коллекторской деятельности».
Какие предусмотрены запреты для коллекторских агентств, взыскателей из банков и микрофинансовых организаций на общение с должником?
Во-первых, они не имеют права звонить должнику по месту жительства более 1-го раза в сутки, 2-х раз в неделю и суммарно 8-ми в месяц. И также они не могут производить звонки в ночное время, а только в будни с 8 до 22 и с 9 до 20 часов — в выходные и праздничные дни. Рассылать сообщения и письма должникам более 2-х раз в сутки, 4-х в неделю и 16-ти в месяц. Но на звонки по месту работы это ограничение не распространяется.
Также они не вправе с должником взаимодействовать через личные встречи более 1 раза в неделю.
Поделимся историей о том, как задолжавший гражданин получил 4444 звонка за 3 дня с требованием вернуть долг в МФО. Кстати кредитора оштрафовали.
Во-вторых, у звонящих есть обязанность представиться. Сообщить ФИО и организацию, интересы которой они представляют. На практике встречаются случаи, когда у человека имеется задолженность по нескольким займам в разных МФО. При этом взыскатели звонят, требуют, угрожают и давят, чтобы он внес очередной платёж либо закрыл долг по микрозаймам. Но на вопрос: «В какую организацию заплатить? Это долг по какому микрозайму? О каком займе идёт речь?», они не называют организацию. Встречаются случаи, когда один человек имеет задолженность по микрозаймам не просто в одной или в двух МФО, а в двадцати или даже тридцати. И он понятия не имеет от какой организации звонят. А представители микрофинансистов не сообщают организацию, опасаясь, что их привлекут к административной ответственности за нарушение количества звонков. А на вопрос: «По какому микрозайму нужно заплатить и в какую организацию?», они уходят от ответа и говорят: «Платите».
В-третьих, звонить родственникам и сообщать о сложившиеся ситуации агентства коллекторские не имеют права. Более того без согласия самого должника коллекторы не могут общаться с третьими лицами по вопросам задолженности. А с 2021 года появилось законодательное требование о получении письменного согласия третьего лица (например, родственника или супруга) на его общение с коллектором. Правда есть нюанс: если должник скрывается и не отвечает на мобильный, домашний или рабочий телефон, то коллектор имеет право спросить у ответившего на звонок человека о том, как и где искать должника. Только поинтересоваться — законно, разглашать сведения о просрочке и требовать деньги — нет. По вопросу оплаты задолженности разговаривать с третьим лицом можно, только если есть на это письменное согласие этого лица, а также разрешение от должника.
А ещё запрещено взаимодействовать с некоторыми категориями должников (звонками в том числе). Это: люди, находящиеся на стационарном лечении; беременные женщины; матери детей возрастом до полутора лет; инвалиды I группы.
Кроме того, в статье 6 закона №230 ФЗ говорится, что взыскатели обязаны действовать добросовестно и разумно.
И ещё на практике встречаются случаи, когда коллекторы звонят должнику и представляются работниками суда, прокуратуры либо полиции. Здесь всё логично и понятно. Они не имеют права действовать таким образом.
Действия, которые нельзя совершать коллекторам
Во-первых, применять к должнику насилие, угрожать его применением. А также произносить угрозы о причинении вреда здоровью.
Во-вторых, уничтожать или повреждать имущество, либо угрожать совершением таких действий.
В-третьих, применять любые методы, которые могут быть опасны для жизни и здоровья должника.
В-четвёртых, оказывать на задолжавшего психологическое давление использованием выражений и / или совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника.
Применение любых действий, которые перечислили, является нарушением законодательства. Можно подумать, что в законах написано многое, но далеко не все взыскатели следуют этому. И да, это так. Но это не означает, что нужно терпеть нарушение прав.
Устанавливаем границу в общении с коллекторами. Что необходимо сделать?
Итак…
Как уже говорили выше, главное не показывать страх и неуверенность в себе. Говорите спокойно: «Я понял вас. Я знаю, что у меня имеется задолженность». Не оправдывайтесь. Не пытайтесь доказать свою правду. В таких ситуациях у каждого своя правда.
И также можно применить технику «ПУП»: понял, услышал и помню о вас. Ваша задача сократить время общения до минимума, чтобы не испытывать лишние эмоциональные нагрузки.
Есть материал на эту тему:
Если общение с коллекторами становится невыносимым, то помните, что вы имеете право вовсе отказаться от взаимодействия с ними. Это предусмотрено п.1 ст.8 №230 ФЗ. Заявление об отказе от взаимодействия можно подать спустя четыре месяца после возникновения просрочек.
Если и это не поможет, то нужно обращаться в надзорные органы. А если быть точнее, то в ФССП (судебные приставы). Именно данная служба осуществляет контроль за деятельностью коллекторов. Это можно сделать через сайт https://fssp.gov.ru/welcome/ip_docs. Также нужно подать жалобу в СРО «НАПКА» (Ассоциация коллекторов) в онлайн режиме на сайте https://zhaloba.napca.ru. А по нарушениям взыскателей из МФО обращаться стоит в саморегулируемую организацию микрофинансовых организаций («МиР», «Альянс») и в интернет-приемную ЦБ РФ.
Если удастся доказать совершенные нарушения, коллекторов (агентство или исполнителя) привлекут к административной ответственности по ст.14.57 КоАП РФ, штраф для нарушителей может составить до 500 000 Р, а также надзорные органы могут приостановить деятельность коллекторского агентства-нарушителя на срок до 90 суток.
Какие это могут быть доказательства? Детализация звонков и запись телефонных переговоров. Когда будете прикладывать детализацию звонков, обязательно отметьте с каких номеров звонили коллекторы. А звонить они имеют право только с телефонных номеров, которые принадлежат коллекторскому агентству. Со скрытых номеров звонить запрещено в упомянутом ФЗ.
Соответственно, если сделать всё правильно, то недобросовестного коллектора вполне реально привлечь к административной ответственности. Да, порядок обжалования его действий не самый простой. Но помните, чем больше будет обращений в надзорные органы по поводу незаконной деятельности взыскателей, тем выше вероятность, что рано или поздно всех недобросовестных коллекторов поставят на место.
Иллюстрации: собственность автора, банки Shutterstock и @user18526052 Freepik.
Если статья была полезна, посмотрите еще материалы:
Хорошего дня любимые подписчики ❤️ и дорогие читатели!
Подпишитесь на обновления канала, чтобы быть в курсе полезных финансовых лайфхаков, а также следить за интересными историями о заработках людей.