Чем больше у компьютерной игры связь с реальностью, тем больше ты в нее веришь, тем сильнее она захватывает. Особенно ценен тот опыт, который ты не можешь совершить в повседневной жизни, по причине того что тебя осудят окружающие, или посадят. Разрушаемость в компьютерных играх не только дарит веселье, но и связывает тебя с реальным миром, ведь законы физики у нас действуют постоянно. Потому ты получаешь колоссально удовольствие разрушив что-нибудь в видеоигре, да еще и воспользовавшись этим в тактических целях для победы.
Рассмотри же игры, в которых, на мой взгляд, была введена внушительная и крайне полезная механика разрушения. Она служит здесь не только элементом веселья, но и полем для тактического разнообразия, расширяющее возможности игрока.
X-COM: Ufo Defence
Эта игра просто зверь. Мало того, что она вмещает в себя два полноценных режима с глубокой проработкой механик каждого из них, так еще и во время тактических сражений можно снести хоть каждый кустик на карте, я уже не говорю про деревянные сараи или постройки бедных гражданских. При изрядной сноровке, возможно даже расплющить инопланетный корабль. И все это в 1994 году! Разумеется, никакой реалистичной физики не будет, но, например, если подстрелить пол под инопланетянином, то он "упадет" вниз. А если выстрелить зажигательной ракетой, то земля загорится, и ваш оперативник, если пройдет по горящей земле, почти станет человеком-факелом (не загорится, но больно будет).
В X-COM: Ufo Defence есть убийственно оружие - бластерная установка, которая стреляет самонаводящимися ракетами по указанной вами цели. Ее мощь настолько велика, что она сравнивает с землей изрядную область одной ракетой. А если взять десяток боеприпасов, то пришельцам просто негде будет укрываться… если они переживут массированную бомбардировку. В любом случае, приятно, что в игре есть возможность снести любое (почти) мешающее вам препятствия и совершить сбивающий с толку маневр.
Духовные продолжения X-COM от Firaxis наконец-то вернули разрушаемость в серию, после череды ремейков и переосмыслений от других компаний.
Silent Storm
Тоже пошаговая игра, но про недалекое прошлое, а именно - альтернативную Вторую Мировую Войну. В общем, с исторической точки зрения здесь все реалистично, но имеются разнообразные «вундерфавли» и механические костюмы а-ля «железный человек», которые переводят игру именно на рельсы альтернативной истории.
Графика в Silent Storm современная, крутая, и, разумеется, здесь не будет таких фантастических и нереалистичных разрушений, как в X-COM, вышедшей десятью годами ранее. Разрушаемость максимально старается быть правдоподобной, но от того не менее интересной. В игре можно разрушать стены, двери, части строений, прорываться к врагу с тыла или выкуривать его из труднодоступных мест, запрещая кемперство. Разумеется, в Silent Storm, в общем, нет универсального оружия судного дня, и физика выстрелов соответствует реализму, поэтому придется как следует думать что и зачем вы собираетесь ломать, экономя боеприпасы.
Red Faction: Guerrilla
Переходим к экшену. Guerrilla берет приз за самый лучший антистресс. Игрушка с плохим сюжетом, однообразными миссиями и не очень изобретательной стрельбой, удерживает внимания благодаря одной механике: любое строение и здание на поверхности можно полностью разрушить. Причем, то как вы будете разрушать, зависит от вашего вооружения: просто долбить кувалдой, взорвать, расстрелять, кинуть всасывающую антигравитационную бомбу, или крушить оседлав строительного меха. И каждая упавшая балка, каждая рухнувшая стена и опадающие подпорки, приносят вам глоток наслаждения. Разрушать в Red Faction: Guerrilla очень красиво и красочно, словно не игра это, а произведение деструктивного искусства. На мой взгляд, лучшая механика разрушения среди всех action-игр, даже современных. Может что-то появилось лучше - обязательно напишите об этом в комментариях.
Кстати, ни в первую, ни во вторую Red Faction я не играл. А продолжение, по отзывам, получилось из рук вон плохо (который Armageddon).
Worms
Ну что ж. Вернемся к пошаговым стратегиям, в которых разрушаемость прижилась сильнее всего. В Worms нет хитрой физики разрушений, а вместо этого, кусочки арены фрагментарно слизываются взрывами, пока не останется несколько маленьких островков, омываемыми смертельно опасной водой. В данной игре полностью разрушаемые арены - это скорее хитрое препятствие, которое тебе нужно преодолеть, с целью достать вражеского червячка. Иногда выгоднее аккуратно послать снаряд, минуя препятствия, чем взрывать все на своем пути. Я даже не говорю о том, что суровый взрыватель и пироман, нанесет вред прежде всего своим червячкам.
Проблема в том, что иногда очень хочется жахнуть, какой-нибудь святой гранатой, чтобы раскидать ошметки по углам и выбить дурь их всех вокруг. Worms делает вызов, а вы уже решаете - будете вы уравновешенным, рассудительным и спокойным, или предадитесь инстинкту.
Broforce
Эта аркада в чем-то похода на Worms, но, разумеется, никакого пошагового геймплея здесь нет. Однако здесь тоже весело продираться сквозь рельеф уровня. Локация почти полностью разрушаема - прокопать и прорубить можно практически любую землю и препятствие. Игра имеет элемент неожиданности, и вы никогда не знаете, за каких персонажей вам предстоит проходить уровень, а значит, не знаете каким оружием предстоит прорываться. Игра позволяет как идти напролом, так и прокапывать хитрые черные ходы, заходя врагам в спину. Только нужно соблюдать осторожность, и не напороться на взрывную волну или красную бочку, которая рванет перед вашим носом, ведь жизнь всего одна, и с ней легко попрощаться - в этом игра соблюдает прочную связь с реальной жизнью. Особый хаос и веселье проявляется при игре вдвоем.
Battlefield
И заканчиваем красотой. Здесь, под названием «Battlefield», я имел сразу две игры.
Вообще, еще в Battlefield 2 появились намеки на какую-то разрушаемость. И даже мост там можно было подвзорвать! Но то ерунда. По настоящему офигеть меня заставила Battlefield: Bad Company 2. Первая часть уже заигрывала на этом поприще, но она вышла только на приставках. А вот вторая добралась и до ПК-бояр. И, надо сказать, разрушаемость там позволяла не только снести забор и подстрелить бочку. Что я там мог творить, не снилось даже в самых смелых мечтах! Одно дело уничтожать постройки в пошаговой стратегии, а другое - в реалистичной экшн-игре, где и ресурсы задействованы совсем другие.
Ну а утвердила зрелищную и шикарную разрушаемость Battlefield 3. Оговорюсь сразу: так как в Red Faction: Guerrilla сметать здания нельзя, то фантастика. Но реалистично уничтожать постройки, сносить углы и прочие элементы человеческого рукотворного труда, вполне себе можно и нужно. И происходит это очень красочно, соотносясь с реальной физикой. Разрушаемость значительно расширила и без того высокие возможности военного шутера, открыв ему второе дыхание.