Найти в Дзене
Урок литературы

Виктор Пелевин "Generation П". Мысли о прочитанном

Совершенно случайно я, человек поколения Z (на самом деле поколения уже не Y, но еще и не Z), открыла для себя Виктора Пелевина и одну из его самых нашумевших книг – generation П. Говорят, этой книгой зачитывалось поколение «пепси» - поколение, рожденное в 70-е, «пропавшее поколение», как еще их называют. Эта книга написана о них, о тех, кто так и не смог реализовать свои детские и юношеские мечты, потому что неожиданным образом не стало той страны, где они должны были существовать. Не стало тех ценностных ориентиров, которые им еще недавно внушали в школе и институте, не стало тех человеческих идеалов, которые существовали в учебниках и головах советского человека. Вдруг все разрушилось, и наступила демократия. Наступило подобие того, что давно существовало в Америке. Пришли рыночные отношения, новые виды развлечений, новая еда, одежда, новые люди. Как ни странно, жители постсоветского пространства быстро проглотили это новое. Молодежь быстро сориентировалась, как добиться успеха в этом новом мире. Проблема прояснилась тогда, когда все поняли – они не научились жить там, где оказались.

Случилось так, что резкий прыжок из коммунизма в демократию чреват поломкой личности. Это хорошо показано в образах персонажей «Generation П». Перед нами – Вавилен Татарский. Закончив литинститут, он оказывается не нужен в новой стране. Мы уже не пишем пропагандистские лозунги в стихах политикам, не пишем книги, в которых обличаются общественные пороки капиталистического общества. В 90-е оказываются нужны просто рекламщики – люди, которые пишут простые и смешные, запоминающиеся рекламные концепции, благодаря которым народ станет покупать то, что рекомендуют по ТВ. Так живет капиталистическое общество, в котором неожиданно все начали существовать.

Иногда Вавилен задумывается о будущем человечества. О том, почему все вдруг скатились в мир, где прежние ценности ушли в небытие, а нынешние, презираемые прошлым встали во главу. Деньги, наркотики, материальный мир – теперь это стало лицом человека. Вавилен живет так, как приписывает ему время. Случайно оказавшись в денежном месте, нашедший себе применение в рекламе, он обзаводится друзьями, знакомыми, зарабатывает легкие деньги и тратит их на машины, часы, прочие ценные вещи ради имиджа. Правило поколения пепси – показать свой материальный статус, максимально приумножив его. А ради чего еще работать?

В минуты нахождения в бредовом состоянии, после употребления психоактивных веществ, Татарскому приходят в голову мысли, которые объясняют положение существующих вещей. Его сознание никак не может отпустить мысль о том, что случилось с прежде советскими людьми, что за трансформация произошла с молодежью и кому все это нужно. Его внезапно «озаряет» под мухоморами или таблетками. В его воображении складывается картинка, согласно которой все общество это нервные клетки, по которым идет вау-импульс в виде телевизионной рекламы. Этот импульс заставляет покупать/потреблять и зарабатывать только для этого. Орально-анальный вау фактор, так сказать. Реклама заставляет человека купить ту или иную вещь, которая, в сущности, ему не нужна для жизнедеятельности, но импульс от экрана заставляет все-таки ее купить, «выбросить» деньги. Так функционирует все общество, как единый организм. Каждый думает, что он сам принимает решения, но решения-то у всего народа, получается, одинаковые? Вот так теперь трансформировалось мышление людей с приходом рыночной экономики.

Главный вопрос – кому это нужно? Для меня оказалось сложным разобраться и найти смысл. Перефразируя одну цитату из книги – не ищи смысла, а то ведь найдешь, – скажу так: я искала его и нашла то, что стало понятно мне. Думаю, это не правильный смысл. Почему? Потому что я не поколение пепси, которое бы понимало о своем времени больше, чем написано в одной книге, или потому что я читала книгу один раз, а за один раз понятно становится немногое. Попробую описать то, что поняла я. Несколько раз Вавилену приходилось встречаться с башней, похожей на ту мифическую башню из истории о богине Иштар. Согласно ей, тот, кто пройдет весь путь до ее вершины и ответит на три загадки верно – станет ее мужем. Однажды, в гипнотическом сне Татарский оказался на вершине башни (во сне под действием мухоморов). В конце книги Вавилену объяснили одну историю. Богиня не хотела смерти, из-за чего случилась война, которая в итоге затянулась и возник некий компромисс – богиня разделилась на свой бессмертный образ и свою смерть – П..ц, образ собаки с пятью лапами. Оказалось, Татарскому суждено было стать мужем богини (видимо он в своем образе взобрался на башню и отгадал загадки). Его судьбой отныне стало быть оцифрованным образом, мелькающим на всех экранах и во всех передачах, по сути он и становился этим вау-импульсом. Во время оцифровки, нашему герою приходит мысль: а что, если собака (смерть богини) и есть поколение П? То есть теперь общество, охраняющее богиню, в том числе и он, должно бороться с поколением П, делать так, чтобы собака не просыпалась, не мешала богине «жить». Татарский получает пульт с кнопкой и власть над разумом людей. Предыдущий владелец этого пульта был ненастоящим избранным, собака «проснулась», мир стал сходить с ума. Пришел новый муж. В его руках золотая кнопка и жизнь всей этой клеточной массы, которая подчиняется сигналам телевидения. Законы поколения П перестанут существовать, если владелец пульта настроит общество на другую волну своим образом, он «усыпит» собаку. Кнопка с золотым глазом на пульте – ключ к воздействию на массы. Кто стоит во главе телевидения, тот и управляет нами и от того зависит, спит «собака» смерти или нет. С другой стороны, парадокс в том, что кнопка одна. Что бы это значило? То, что воздействие от любого источника имеет одинаковое существо? Или то, что качественно не принципиально, кто у пульта?

Похоже, что реальность – богиня Иштар, ее старые духовные ценности, которые нужно охранять, беречь и за этим следит небольшая группа приближенных. А собака – смерть, поколение, которое противостоит богине, однако, на которое есть средства управления. Непонятно одно: может ли общество существовать самостоятельно, без оцифрованного изображения, которое руководит его желаниями?

Книга, и правда, сложна в понимании. Может быть, и правда нет смысла выяснять основную идею, которую хотел передать читателям автор. Но так хочется разобраться в этом море загадок, вопросов для размышления, заданных в книге. Представляю, какой резонанс создала «Generation П» в обществе 90х, раз она до сих пор так актуальна сейчас. Пишите свои мысли по поводу книги, что вас зацепило, что запомнилось больше всего или то, что создало негативное впечатление!