"13" девятнадцатый и последний альбом Black Sabbath был записан в США и Англии, вышел летом 2013 года.
Создание затянулось на более, чем 10 лет. Первоначально группа начала работу в 2001 году с продюсером Риком Рубином. Однако по разным причинам, в том числе из-за сольной карьеры Осборна и сторонних проектов других участников, материал положили на полку.
В 2011 году Black Sabbath объявили о воссоединении и возобновили работу с Рубином. В записи принял участие - Оззи Осборн, Гизер Батлер и Тони Айомми + ударник Брэд Уилк из альтернативной команды Rage Against the Machine. К сожалению, барабанщик Билл Уорд не принял участия из-за как считается разногласий по контракту.
Несмотря на то, что многие были настроены скептически, группа была мотивирована доказать что способна на возвращение. Спустя всего 2 месяца после анонса нового альбома Айомми поставили диагноз - рак лимфатических узлов. А ещё через несколько недель сайт группы объявил, что Билл Уорд больше не участвует в проекте. Многие посчитали, что Never Say Die останется последним студийным LP оригинального состава Black Sabbath.
Но затем Айомми вернулся после химиотерапии, с тремя компакт-дисками, наполненными риффами и новыми идеями. Таким образом, у двух оставшихся участников группы Гизера Батлера и Оззи Осборна внезапно появился новый энтузиазм.
Изначально Батлер и Айомми сомневались, что сотрудничество с Риком Рубином будет успешным, но после более плотного взаимодействия работа наладилась.
Легендарный барабанщик Джинджер Бейкер был главным кандидатом на замену Билла Уорда, но он отказался, поэтому Рубин предложил на вакантную должность упомянутого выше Брэда Уилка (Audilave/RAtM). Брэд пришел на прослушивание, группа осталась довольна - он получил работу.
альбом с разбивкой на треки на Youtube
Новый альбом в целом снискал положительные отзывы критиков, хвалили BS за сочинение песен и мастерство исполнения. Отмечая при этом, что качество звука у альбома не очень хорошее из-за слишком сжатого "динамического диапазона".
В коммерческом плане "13" имел успех, он достиг первого места в чартах нескольких стран, включая Великобританию и США. Альбом получил золотой статус в Британии.
Журнал Pitchfork отметил, что релиз стал - ..первым в котором оказалось более двух участников оригинального состава со времен Born Again, вышедшего в 1983 году без Ozzy.. сплоченное, увлекательное и даже веселое произведение, почти шокирует..
Обозреватель AllMusic написал, что несмотря на отсутствие некоторых музыкантов - .. 13 ближе всего к восстановлению отчаянного чувства, неторопливых грувов и беспрецедентной металлической магии первых классических пластинок Sabbath..
В России альбом хорошо знаком фанатам BS. Узнаем, что думают западные поклонники про эту пластинку:
Найт
Усталый, перепродюсированный, слишком длинный, самоплагиат... и все же он хорош. Sabbath здесь представляют собой приличную середину между их недавними Heaven и Hell с некоторыми дополнительными вкраплениями дум-метала, чтобы немного освежить обстановку. «Live Forever here» кажется мне наиболее представительным треком этого нового-старого направления Sabbath.
Намбер
В основном скучный альбом, по крайней мере, не такой ужасный, каким время от времени бывают такие альбомы-камбэки. Тем не менее, у этого воссоединения есть большой плюс: возможность для молодого поколения фанатов увидеть на сцене отцов-основателей металлической музыки.
Дуайт
Акустический «Zeitgeist» особенно впечатляет, напоминая волшебные чистые/акустические моменты дебютной главы «Wasp». Вступительная песня «End of the Beginning» имитирует развитие «Black Sabbath» и «Iron Man» от дум к среднему темпу и так далее. Другие треки, такие как «Age of Reason» и «Damaged Soul», демонстрируют удивительно последовательные, сильные риффы Айомми.
Лилле
Гораздо лучше, чем ожидалось, звучит так же, как раньше. Примечание: это классический хард-рок, а не метал ни в коем случае!
Варпиг
Оззи звучит гораздо лучше, чем можно было ожидать. демонстрируя вполне респектабельное исполнение на протяжении всего альбома. Трудно выделить основные моменты, поскольку альбом довольно последователен от начала до конца, но "Age Of Reason", возможно, станет моим личным фаворитом.
Галифей
Вы можете критиковать его за попытку группы повторить свои ранние альбомы как лебединую песню, но приятно слышать клон Sabbath с современным звучанием, который, знаете ли, на самом деле является Sabbath. У них есть умение писать такого рода риффы и мелодии, что получается невероятно естественно.
Пэйра
Я не знаю почему, но производство меня редко беспокоит, и еще реже, когда я даже ЗАМЕЧАЮ основные различия в производстве одного альбома и производстве совершенно другого альбома. Может быть, я гл//п, потому что не слышу и не осознаю разницы, но, честно говоря, я просто думаю, что это означает, что я могу наслаждаться музыкой больше, чем другой, без необходимости ругать каждую песню.
Силли
Перед нами ретро SABBATH во всей своей красе. Продюсирование современное, но по песням такое ощущение, будто этот альбом мог выйти сразу после SABOTAGE, и он гораздо интереснее, чем TECHNICAL ECSTASY или NEVER SAY DIE. Нет сомнения, что здесь имеет место явный самоплагиат. Самый начальный рифф звучит как начальный рифф самого первого альбома 1970 года. Песня «Zeitgeist» — явная отсылка к «Planet Caravan» группы PARANOID. Если вы прослушаете весь альбом, разные его части напомнят вам старые песни.
Опэлайн
Первое, что меня поразило, это то, насколько это похоже на классику Black Sabbath. Они явно приложили сознательные усилия, чтобы написать материал в стиле своих первых нескольких пластинок.
Эверфэн
От думового End of the Beginning и God is Dead? до стоунеров Damaged Soul и Dear Father, хэви-метала Live Forever и Age of Reason и даже с отсылками к хард-року в Loner, эта песня "13" Это удовольствие от начала до конца. Рику Рубину удалось воплотить то, чего хотели фанаты Black Sabbath, выпустив альбом, которому нет причин завидовать классике 70-х, и который является подтверждением - подлинный талант не тускнеет с годами.
Боринг
Я во многом чувствую себя так же, как и большинство людей в отношении этого релиза, по крайней мере, так кажется. Другими словами – это довольно хорошо. Приятный классический саунд в стиле ретро-Sabbath с несколькими хорошими песнями. Я не могу отрицать тот факт, что альбом Heaven And Hell меня очень взволновал, но, в конце концов, этот альбом на самом деле немного лучше. Но вижу ли я себя часто проигрывающим эту пластинку? Нет.
Кизз
Звук очень плотный и приятный, все движения правильные и понравятся каждому фанату BS. Сокрушительные риффы, ползучая атмосфера, раскачки — все это здесь. Минус в том, что он не очень оригинален (даже Dehumanizer в этом плане был лучше), и не раз можно услышать дань уважения старому Sabbath. Но чего мы хотим от группы спустя 40 лет.
Вот такие отзывы. Если есть треки с альбома, которые вы можете порекомендовать, пиши о них в комментах. Спасибо!)