Найти тему

Второй раз на кольце: чемпионат СССР по автогонкам 1956 года

Фотографии из архива Мультимедиа Арт Музея, Москва

Первый чемпионат Советского Союза по автогонкам состоялся 9 августа 1950 года. Это был 300-километровый заезд по Минскому шоссе — главной транспортной артерии, связывающей центр страны с Восточной Европой. Следующие несколько лет формат гонок оставался преимущественно линейным — с движением по прямой, не замкнутой трассе.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. СССР, Белорусская ССР, Минская обл. (?). 1956, 7-8 сентября. Собрание МАММ.
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. СССР, Белорусская ССР, Минская обл. (?). 1956, 7-8 сентября. Собрание МАММ.

25 сентября 1955 года произошло важное для советского автомобильного спорта событие: первый в СССР заезд всесоюзного масштаба по кольцевой трассе — так называемому Большому Минскому кольцу. Оно находилось в пригородах Минска и включало в себя отрезки дорог общего пользования, сформированных в замкнутый трек.

Процедура старта была почти такой же, как в зарубежных гонках (так называемый старт типа «Ле-Ман»): водители и механики выстраивались на одной стороне дороги, автомобили с заглушенными двигателями — на другой. По сигналу гонщики добегали до своих машин, запускали двигатели и уходили на дистанцию. Отличие состояло в том, что в зарубежных соревнованиях старт давался одновременно всем участникам. В отечественных гонках он был раздельным: каждые две минуты стартовали три автомобиля, начиная с наиболее скоростных (например, «Москвич- Г1» и «ЗИС-112/1») и заканчивая стандартными «Москвичами». Эта схема была унаследована от линейных гонок. Она позволяла равномерно распределить машины по всей длине круга и дать им возможность развивать максимальные скорости, не мешая друг другу. Вместе с тем она делала гонки мало понятными для зрителей и затрудняла ведение хронометража. Поэтому в 1957 году от этой схемы отказались в пользу общего старта.

Участникам первой всесоюзной гонки по кольцевой трассе предстояло пройти дистанцию, равную пяти кругам, или 220,5 км, преодолев более двухсот поворотов разной степени сложности — открытых и закрытых, почти 180 подъемов и спусков, а также участки дорог с разным качеством покрытия. С точки зрения исторического процесса гонку 1955 года можно рассматривать как важный эксперимент. Она создала предпосылки для коренной модернизации советского автоспорта. Принимавшие участие в заезде спортивные «Победы», заточенные на долгие погони по относительно прямой дороге, впервые столкнулись с таким испытанием, как вираж. Прежние представления о динамике и управляемости гоночным автомобилем рухнули. Так, Михаил Метелев, впоследствии ставший трехкратным чемпионом СССР и обладателем трех союзных рекордов скорости, отмечал низкую жесткость кузова управляемой им «Капли» (так называли спортивную версию «Победы»). Кузов деформировался от боковых нагрузок в поворотах. Это сопровождалось слабой вентиляцией салона и, самое главное, недостаточной обзорностью. Вывод напрашивался сам собой — конструкторам гоночных авто предстояло проститься с крышами и переделать кузовы.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").

Изменения последовали сразу. Уже в следующем чемпионате СССР 1956 года принимает участие обновленная версия модели ЗИС-112/1. Новшествами автомобиля стали ликвидация съемного верха кузова, установка высокого ветрового стекла и сокращение колесной базы, что позволило уменьшить массу автомобиля, перераспределить ее по осям и тем самым улучшить управляемость.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").

Из-за футуристичного кузова и оригинальной формы решетки радиатора модель ЗИС-112/1 получила прозвище «Циклоп». Она представлена на кадрах, сделанных во время чемпионата классиком советской спортивной фотографии Сергеем Васиным. Этот же автомобиль на одной из его фотографий украшает собою Арбат.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИС-112/1 ("Циклоп").

В объектив фотографа попала и другая, схожая по форме с «Циклопом» модель. Это так называемая «Самоделка» Александра Шатеркина и С. Бауэра. Спортивный автомобиль выступал за Москву от 7-го таксопарка. Самодельных спорткаров в чемпионате участвовало пять, но только два из них, включая данный, смогли добраться до финиша.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. «Самоделка» Александра Шатеркина и С. Бауэра.
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. «Самоделка» Александра Шатеркина и С. Бауэра.

Также на фотографиях Сергея Васина запечатлена модель ЗИЛ-112/3. К чемпионату 1956 года ее стеклопластиковый кузов был заменен на алюминиевый, основанный на деталях кузова лимузина ЗИС-Э111. Однако особых успехов в этих гонках автомобиль не добился.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИЛ-112/3.
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. ЗИЛ-112/3.

А это экипаж армейского спортивного клуба А. Щербаков и А. Назаров: выйдя из последнего поворота , автомобиль Щербакова внезапно сбавил скорость и остановился в полусотне метров от финиша: закончился бензин. Спустя несколько секунд он все же сдвинулся с места (каким образом, история умалчивает) и дотянул до финиша. Время было уже потеряно, поэтому Армейским спортсменам досталось лишь шестое место.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. Автомобиль А. Щербакова и А. Назарова (АСК).
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. Автомобиль А. Щербакова и А. Назарова (АСК).

Бескомпромиссная борьба за первое место развернулась между двумя спортивными «Победами». Специально для чемпионата на базе М-20 был построен двухместный родстер со съемной крышей, бездверный (для лёгкости и жёсткости), и без обтекателей. Автомобилем управлял Вячеслав Мосолов.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. "Родстер Мосолова" ГАЗ-М20)
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. "Родстер Мосолова" ГАЗ-М20)

Вторая «Победа » (ГАЗ-СГ1/ "Капля")с каплеобразным кузовом также была переделана в родстер, и принесла Михаилу Метелеву вторую победу во всесоюзных гонках, сделав его двухкратным чемпионом СССР.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. "Родстер Метелева"
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ. "Родстер Метелева"
Вверху автомобиль Метелева, внизу Мосолова. Источник: https://www.drive2.ru/b/2182459/
Вверху автомобиль Метелева, внизу Мосолова. Источник: https://www.drive2.ru/b/2182459/

Всего в чемпионате 1956 года участвовало около 20 спортивных автомобилей, которым предстояло преодолеть дистанцию в девять кругов — 396,9 км. Впервые за историю советского автоспорта для них была выделена отдельная зачетная группа. До этого за звание чемпионов могли бороться только серийные автомобили двух классов — «Победа» и «Москвич». Для них существовал жесткий запрет на внесение каких-либо изменений не только в кузов, но и в остальные части машины. Сохранение таких строгих цензов вело автоспорт в тупик. Спортивные автомобили с измененными кузовами стали допускаться к соревнованиям только в 1954 году. Технические требования к ним были мягче: автомобили могли иметь любую конструкцию, а ограничение касалось только увеличения рабочего объема двигателя. Таким образом, открылась настоящая свобода технического творчества. Тем не менее, до 1956 года стимулов им заниматься практически не было: измененные авто относили к одному из традиционных классов — «Победам» или «Москвичам», и оценить результат этих творческих экспериментов было трудно. Первые соревнования между спортивными автомобилями прошли 8 сентября 1956 года — на следующий день после заезда серийных авто. Чемпионат 1956 года открыл перед спортивными автомобилями возможность бороться за титулы чемпионов, став новой ступенью в развитии советского автомобильного спорта. Всего через пару лет оно начнет соответствовать общему направлению мирового автоспорта, и в 1960-е автоспорт в СССР переживет свой расцвет.

Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ
Сергей Васин. Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7-8 сентября 1956 г. Собрание МАММ