Фотографии из архива Мультимедиа Арт Музея, Москва
Первый чемпионат Советского Союза по автогонкам состоялся 9 августа 1950 года. Это был 300-километровый заезд по Минскому шоссе — главной транспортной артерии, связывающей центр страны с Восточной Европой. Следующие несколько лет формат гонок оставался преимущественно линейным — с движением по прямой, не замкнутой трассе.
25 сентября 1955 года произошло важное для советского автомобильного спорта событие: первый в СССР заезд всесоюзного масштаба по кольцевой трассе — так называемому Большому Минскому кольцу. Оно находилось в пригородах Минска и включало в себя отрезки дорог общего пользования, сформированных в замкнутый трек.
Процедура старта была почти такой же, как в зарубежных гонках (так называемый старт типа «Ле-Ман»): водители и механики выстраивались на одной стороне дороги, автомобили с заглушенными двигателями — на другой. По сигналу гонщики добегали до своих машин, запускали двигатели и уходили на дистанцию. Отличие состояло в том, что в зарубежных соревнованиях старт давался одновременно всем участникам. В отечественных гонках он был раздельным: каждые две минуты стартовали три автомобиля, начиная с наиболее скоростных (например, «Москвич- Г1» и «ЗИС-112/1») и заканчивая стандартными «Москвичами». Эта схема была унаследована от линейных гонок. Она позволяла равномерно распределить машины по всей длине круга и дать им возможность развивать максимальные скорости, не мешая друг другу. Вместе с тем она делала гонки мало понятными для зрителей и затрудняла ведение хронометража. Поэтому в 1957 году от этой схемы отказались в пользу общего старта.
Участникам первой всесоюзной гонки по кольцевой трассе предстояло пройти дистанцию, равную пяти кругам, или 220,5 км, преодолев более двухсот поворотов разной степени сложности — открытых и закрытых, почти 180 подъемов и спусков, а также участки дорог с разным качеством покрытия. С точки зрения исторического процесса гонку 1955 года можно рассматривать как важный эксперимент. Она создала предпосылки для коренной модернизации советского автоспорта. Принимавшие участие в заезде спортивные «Победы», заточенные на долгие погони по относительно прямой дороге, впервые столкнулись с таким испытанием, как вираж. Прежние представления о динамике и управляемости гоночным автомобилем рухнули. Так, Михаил Метелев, впоследствии ставший трехкратным чемпионом СССР и обладателем трех союзных рекордов скорости, отмечал низкую жесткость кузова управляемой им «Капли» (так называли спортивную версию «Победы»). Кузов деформировался от боковых нагрузок в поворотах. Это сопровождалось слабой вентиляцией салона и, самое главное, недостаточной обзорностью. Вывод напрашивался сам собой — конструкторам гоночных авто предстояло проститься с крышами и переделать кузовы.
Изменения последовали сразу. Уже в следующем чемпионате СССР 1956 года принимает участие обновленная версия модели ЗИС-112/1. Новшествами автомобиля стали ликвидация съемного верха кузова, установка высокого ветрового стекла и сокращение колесной базы, что позволило уменьшить массу автомобиля, перераспределить ее по осям и тем самым улучшить управляемость.
Из-за футуристичного кузова и оригинальной формы решетки радиатора модель ЗИС-112/1 получила прозвище «Циклоп». Она представлена на кадрах, сделанных во время чемпионата классиком советской спортивной фотографии Сергеем Васиным. Этот же автомобиль на одной из его фотографий украшает собою Арбат.
В объектив фотографа попала и другая, схожая по форме с «Циклопом» модель. Это так называемая «Самоделка» Александра Шатеркина и С. Бауэра. Спортивный автомобиль выступал за Москву от 7-го таксопарка. Самодельных спорткаров в чемпионате участвовало пять, но только два из них, включая данный, смогли добраться до финиша.
Также на фотографиях Сергея Васина запечатлена модель ЗИЛ-112/3. К чемпионату 1956 года ее стеклопластиковый кузов был заменен на алюминиевый, основанный на деталях кузова лимузина ЗИС-Э111. Однако особых успехов в этих гонках автомобиль не добился.
А это экипаж армейского спортивного клуба А. Щербаков и А. Назаров: выйдя из последнего поворота , автомобиль Щербакова внезапно сбавил скорость и остановился в полусотне метров от финиша: закончился бензин. Спустя несколько секунд он все же сдвинулся с места (каким образом, история умалчивает) и дотянул до финиша. Время было уже потеряно, поэтому Армейским спортсменам досталось лишь шестое место.
Бескомпромиссная борьба за первое место развернулась между двумя спортивными «Победами». Специально для чемпионата на базе М-20 был построен двухместный родстер со съемной крышей, бездверный (для лёгкости и жёсткости), и без обтекателей. Автомобилем управлял Вячеслав Мосолов.
Вторая «Победа » (ГАЗ-СГ1/ "Капля")с каплеобразным кузовом также была переделана в родстер, и принесла Михаилу Метелеву вторую победу во всесоюзных гонках, сделав его двухкратным чемпионом СССР.
Всего в чемпионате 1956 года участвовало около 20 спортивных автомобилей, которым предстояло преодолеть дистанцию в девять кругов — 396,9 км. Впервые за историю советского автоспорта для них была выделена отдельная зачетная группа. До этого за звание чемпионов могли бороться только серийные автомобили двух классов — «Победа» и «Москвич». Для них существовал жесткий запрет на внесение каких-либо изменений не только в кузов, но и в остальные части машины. Сохранение таких строгих цензов вело автоспорт в тупик. Спортивные автомобили с измененными кузовами стали допускаться к соревнованиям только в 1954 году. Технические требования к ним были мягче: автомобили могли иметь любую конструкцию, а ограничение касалось только увеличения рабочего объема двигателя. Таким образом, открылась настоящая свобода технического творчества. Тем не менее, до 1956 года стимулов им заниматься практически не было: измененные авто относили к одному из традиционных классов — «Победам» или «Москвичам», и оценить результат этих творческих экспериментов было трудно. Первые соревнования между спортивными автомобилями прошли 8 сентября 1956 года — на следующий день после заезда серийных авто. Чемпионат 1956 года открыл перед спортивными автомобилями возможность бороться за титулы чемпионов, став новой ступенью в развитии советского автомобильного спорта. Всего через пару лет оно начнет соответствовать общему направлению мирового автоспорта, и в 1960-е автоспорт в СССР переживет свой расцвет.