Продолжаю писать про то, как мальчик полутора лет начинает ходить в ясли. Когда дошкольный возраст у детей остается далеко позади - адаптация ребенка в саду часто укладывается в пару фраз "нормально так пошел" или "ну, первые недели две плакал, а потом ничего". Я вот и сама могу сказать о старших не так уж и много. Максим к саду привыкал долго и трудно, хотя это был частный сад на десять детей при двух воспитательницах. Яна пошла в сад легко, хотя это был среднестатистический государственный сад. И там и там были свои причины - и для трудностей и для легкости. Но все-таки я не помню уже многое. Было трудно - а как именно? Плакал ребенок - когда? А перестал - когда?
Нет уж, теперь я запишу все просто в моменте, именно с теми эмоциями, которые сейчас. Кто его знает, как я посмотрю на Лёнину адаптацию через пару месяцев? Может, скажу "Ну, поплакал, конечно". Но именно сейчас каждая его слезинка у меня на учете.
Когда адаптацию можно будет считать законченной? В случае Лени, наверное, два маркера: когда он перестанет плакать при расставании и когда начнет нормально спать днем. Второе даже важнее. Есть подозрение, что Леня - в меня, и, значит, спать нормально будет лишь когда перестанет психовать на происходящее.
Итак, закончили мы предыдущую неделю тем, что Лёня таки понял, в чем подвох и зачем его отвозят в сад. Не новые машинки катать, а отдать и не приходить полдня! Вот с этого момента игра окончилась, началась адаптация.
Понедельник
Привезли Леню с Андреем вместе. У него уже отпуск, а у меня еще отпуск, самое оно "сдать дела" - показать, где тут лучше пристроить машину, если основная парковка забита, представить охране и воспитателям, чтоб узнавали, проинструктировать, что надо проверять уровень памперсов в шкафчике и наличие в нем же шапки по погоде.
Леня в сад идти не захотел, приехал у Андрея на руках. В группу пришлось подтолкнуть. Днем час спал, потом проснулся и уснул на руках уже под конец дневного сна. Самое интересное было было после сада - Леня объявил горизонтальную забастовку и отказался ходить своими ногами. Только ползать. Хорошо мимокрокодилов не было с воспитательными порывами вроде "ай-ай, такой большой мальчик" и "я тебя заберу". Поползал, вспомнил, что коленки страдают, и прекратил.
Вторник
В группу Лёню сдали просто с рук на руки воспитательнице, Лёня плакал. Когда забирали - воспитательница сказала, что днем он почти не спал, плакал и не мог успокоится. И спросила, что с этим делать? Продолжать мучить утешать и укладывать или писать маме, пусть забирает? Я сказала, что мне звонить нет смысла, пишите папе. Пусть забирает, пока возможность есть. Успеет еще Лёня настрадаться в безвыходной ситуации.
После сада ездили по делам, Леня опять протестовал, передвигаясь на четвереньках. Может, это он показывает, что он маленький, и его нельзя в сад? :) Если так, то это очень любопытное умозаключение, ведь прямо никто и никогда Леню не стыдил за долгое ползание, мол, большой уже, ходить пора. Но может быть, это ощущение висело в воздухе?
Среда-четверг
Леню, как уже пошло, передали с рук на руки. Днем не написали, но потом сказали, что поспал он всего час. Просто потом не плакал. Одинаковые дни, только и отличий, что в среду Леня был грустный, а в четверг в конце дня был вполне позитивен, на этой волне они с Андреем загуляли в городе так, что даже я раньше с работы приехала, чем они вернулись. Из необычного: родителям Хоттаба сказано без справки ребенка больше не приводить - мол, сопливит, аж храпит и других детей будит.
План по прививанию Лёне любимой игрушки (гуся) провалился. Но, внезапно, я просто от балды купила ему синий трактор, но не пластиковый, а мягкий. Нелепый, колеса не прошиты и превращаются в мячики... но Лёня тут же проникся к нему нежностью и, проснувшись, первым делом спрашивает, где "трата". В саду на тихом часе стало спокойнее.
Пятница
Короткий день, в саду юбилей головной организации, детей попросили разобрать до сна. Андрей привел Леню утром после поликлиники и понял, что тот без сандалей - накануне вечером было жарко, Андрей увел Леню гулять в сменных сандалиях, рассчитывая их потом помыть и вернуть. Помыл. Но на волне утренних сборов забыл положить в рюкзак. Воспитатели приняли Леню без сандалий, в носках, но попросили больше так не делать. Хорошо мужикам, в чисто женских сферах типа садов, школ и прочих поликлиник им куда больше прощается. На волне выяснений проблемы сандалий Андрей забыл сложить в шкафчик памперсы. А когда забирал Леню - футболку надел задом наперед.
Мы в тот день встретились все в обед - я долго смеялась, Андрей аж обиделся. Сказал - ну ты еще в свой дзен это выложи с припиской, какой я классический батя получился, который ничего не знает, все путает и вообще хорошо, что забрал своего ребенка, а не чужого. Посмеялись вместе.
Суббота-воскресенье
Стало очевидно, что сад очень испортил Лёнин сон. Он и был-то не очень хорошим, но стало хуже. Днем - не уложить, пока Лёня не наползается и не выключится от усталости. Ночью он часто просыпается и лезет спать на каго-то из родителей, обычно, по-очереди. А еще очень любит проснуться утром и убедиться, что оба рядом. В противном случае начинает долбить вопросами - Мама? Папа? Тут, кстати, сад повлиял положительно - слова эти Лёня теперь говорит четко.
Понедельник
После больничного вышла вторая воспитательница. Поэтому теперь снова начинается прием новых детей, который, было, притормозили, и забирать "первую пятерку" велено позже. Ну, и пора уже. Еще неделя отпуска - и Андрей тоже вернется на работу, Леню будем сдавать полвосьмого и забирать полшестого. Пора растягивать пребывание в саду.
Сдавался Лёня опять через слезы и с рук на руки. Даже Маша-рёвушка плакала, но в группу пошла своими ногами, а Лёня - только на руках.
Но поспал долго - полтора часа - и вышел настроенным вполне благодушно.
Вторник
Утром Леня ведет себя со мной, как раньше с Андреем - на работу ехать, а он с рук не слезает - мол, ну еще немножечко, еще секундочку побудь рядом!"
В сад не водили, днем был визит к аллергологу, в сад тащить особого смысла не было. Зато и выспал Леня в обед положенные три часа, и ночью не ползал по кровати в поисках, пришел, как раньше, только под утро.
Среда
Утром, когда понял, что я снова сейчас уеду, захныкал, но вдобавок обиделся, отвернулся и не захотел на прощание обниматься. Чмокнула его и уехала с тяжелым сердцем. Не зря - вечером Леня так и не хотел идти ко мне с час, наверное, после возвращения с работы.
У ребят первый то ли утренник, то ли праздник "Игры с весёлой пчелкой" - какие-то танцы в музыкальном зале. У Лени на фотках растерянное выражение: "Куда я вообще попал и что тут вообще происходит?!"
Зато потом хорошо спал, полные три часа. Много ли надо для родительского счастья?!
Четверг
Андрей попытался забрать Леню попозже - чтоб ему легче привыкнуть к тому, что в саду он до ужина. Но, оказывается, Леня остается в группе наглухо последним :( Может, конечно, в этом поискать плюсы - один на один с воспитателями он быстрее включит их в свой реестр значимых людей. Но все равно как-то жалко его.
Утром Леня снова отворачивался от меня и обижался, но вечером оттаял сразу. Прогресс.
Пятница
Гулять в саду начали два раза и это проблема. Утром холодно, даём куртку. А вечером тепло, можно раздеваться чуть ли не до фктболки. Но детей одевают в утренее. Лёня ходит красный, он вообще очень легко перегревается. При этом, я заметила, вечером только мы одеваем ребенка легче чем утром, остальные родители в чем утром отдали, в том и забирают. Не удивительно, что воспитатели излишне усердствуют с одеждой. Надо будет донести, что Лёню надо полегче одевать. Не знаю, возможно ли это? Раньше мне это удавалось лишь в логосаду, там было много детей с проблемами, они от перегрева натурально дурели. В обычных садах достучаться не удавалось. Посмотрим, что будет тут.
Вечерние обиды, наверное, закончились - в конце дня Лёня рад встрече.
Ну что ж, неделя прошла неплохо. Впереди - полный день.