Доброго времени суток, уважаемые читатели!
15 августа 2023 года исполнилось 100 лет Энверу Назимовичу Мамедову – советскому государственному деятелю, дипломату и журналисту, руководителю Гостелерадио СССР. А 6 сентября он ушел из жизни, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Сегодня расскажу вам об этом человеке, малоизвестном среди обывателей, но немало сделавшем для развития отечественной медиасферы, ярком представителе и руководителе советско-российских СМИ.
Нюрнберг. Начало мира
Многие из вас, наверное, смотрели весной этого года историческую кинодраму «Нюрнберг». Она основана на реальных событиях. Так вот, прототипом главного героя Игоря Волгина стал как раз Энвер Мамедов.
Можно сказать, что в год своего векового юбилея Энвер Назимович получил своеобразный подарок – из забвения было поднято одно из главных дел его жизни.
Коротко о сюжете фильма. 1945 год. В Нюрнберге (Германия) начинает работу Международный военный трибунал. На суд, который впоследствии назовут Процессом века, прибывает огромное количество людей со всего мира: город переполнен журналистами, адвокатами, переводчиками, свидетелями и множеством участников и сотрудников процесса.
Среди тех, кто приезжает в Нюрнберг работать – фронтовик, владеющий иностранными языками Игорь Волгин, а в реальной жизни лейтенант, офицер ГРУ Энвер Мамедов.
Он был назначен заместителем начальника бюро переводов, работал непосредственно с прокурором, главным обвинителем от СССР Романом Руденко и выполнял роль сурдопереводчика с четырех языков. Кроме того, занимался дипломатической работой.
Также Мамедову было поручено тайно доставить в Нюрнберг фельдмаршала Фридриха Паулюса, плененного под Сталинградом – для дачи свидетельских показаний на процессе.
Позже он был прикреплен к Паулюсу на все дни процесса. Что и легло в основу сюжета фильма, и стало в киноленте кульминационным моментом международного Трибунала.
Из воспоминаний Э.Н. Мамедова:
«Мне и одному товарищу было дано строго секретное поручение доставить Паулюса в Нюрнберг. Я встретил его на границе двух зон окупированной Германии - советской и американской. Не буду вдаваться в детали этой операции, - она подробно описана в одной из книг о Нюрнбергском процессе, - но мне удалось провести Паулюса незамеченным через посты американской армии и также незамеченным доставить его в Нюрнберг».
Кстати, на Нюрнбергском процессе впервые в истории был использован синхронный перевод со всех четырех языков суда (английского, русского, французского и немецкого).
Подробнее об это можно узнать в онлайн-проекте РИА Новости «Нюрнберг. Начало мира», в статье «Нюрнбергский процесс не состоялся бы без переводчиков». Но это уже совсем другая история…
От ученика слесаря до кремлевского Олимпа
Родился Мамедов в Баку, в обеспеченной семье. Отец был образованным человеком, преподавал в школе и работал судьей. После Великой Отечественной его арестовали, скончался в тюрьме в 1949 году. Реабилитирован посмертно.
Мать, как выяснилось, – родственница Льва Толстого, выпускница Московской консерватории, попавшая на Кавказ в годы Гражданской войны. Трудилась машинисткой и делопроизводителем.
В три года маленького Энвера перевезли к бабушке в Воронеж. Там его воспитывали в дворянских традициях. С бабушкой он осваивал французский и итальянский языки. А гувернантка, нанятая мальчику, обучала его немецкому.
В столицу Азербайджана Мамедов-младший вернулся только в 1930-м и пошел в школу. Успевал на «отлично», хотя в старших классах начал подрабатывать учеником слесаря на заводе.
После окончания школы, в июне 1941-го, стал курсантом авиационного училища, но вскоре отчислен из-за травмы. При каких обстоятельствах это произошло доподлинно неизвестно, но вскоре Энвер принят слушателем курсов военных переводчиков Разведуправления Генерального штаба РККА.
Участвовал в Великой Отечественной войне, но в 1942-м демобилизован из-за ранения. Направлен на работу в Наркомат иностранных дел СССР.
В 1944–1945 годах работал пресс-атташе советского посольства в Италии.
С 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. участвовал, как уже сказано выше, в Нюрнбергском процессе в составе советской части международного военного трибунала.
До 1950 года Э.Н. Мамедов работал в МИДе СССР на различных должностях.
До 1956-го был главредом главной редакции Радиокомитета (вещание за рубеж).
В 1956-1959 гг. он – советник-посланник советского посольства в Вашингтоне (США), главный редактор журнала «СССР». Затем – главный редактор, первый замначальника Совинформбюро.
В 1961 году занял пост первого заместителя председателя правления Агентства печати «Новости» (АПН), политический обозреватель.
С 1962 по 1985 год – первый заместитель председателя Гостелерадио.
В 1986-1992 годах – политобозреватель АПН, советник, также на протяжении длительного времени работал советником главного редактора РАМИ «РИА Новости».
Еще о семье Энвера Назимовича. После войны у него родился сын. Георгий Энверович – советский и российский дипломат, к. и. н., Последние места работа – замминистра иностранных дел РФ, чрезвычайный и полномочный посол России в Канаде (1997 – 2014 гг.). Также у главного героя нашей публикации есть внуки и правнуки.
Ирония судьбы
Мамедова считают основателем советского телерадиовещания. Он сумел выстроить принципы и придумать каноны, по которым и сегодня продолжает жить и телевидение нашей страны.
Авторитет Энвера Мамедова был настолько высок, что по ключевым вопросам с ним всегда советовалось высшее руководство Госкомитета. А сам Мамедов не раз выступал защитником профессии телевизионщика и коллег по цеху.
Например, пробил для показа по ТВ такие фильмы, как «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (съемки шли в разгар брежневской антиалкогольной кампании), «Семнадцать мгновений весны», в котором цензуре не понравилось то, что нацисты показаны «чересчур умными».
А вот как с легкой руки Энвера Назимовича появилась самая популярная радиостанция в СССР - «Маяк». Идея пришла к нему из опыта работы на Кубе в бытность сотрудником МИ. Там была радиостанция «Часы», где периодически передавались сигналы точного времени (у кубинцев с часами была напряженка).
Мамедов тоже решил создать радио, где бы шли только новости и сообщалось время. Но в Политбюро его предложение сочли бредом. Тогда он применил военную хитрость: предложил при помощи «Маяка» глушить вражеские голоса, на что тут же дали согласие.
Известный российский тележурналист, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев, который тоже ушел из жизни в этом году, писал:
«Энвер Назимович Мамедов не только легенда отечественного телевидения и радио, но и легенда стран, легенда поколений».
Создавая команду единомышленников, он всегда поддерживал своих коллег, готов был протянуть руку помощи.
Энвер Назимович Мамедов, несмотря на то, что был публичной личностью, оставался закрытым человеком, не любил распространяться о личной жизни. Его даже называли Мистером Икс советского телевидения. Собственно так и называется один из документальных фильмов, посвященных ему.
По воспоминаниям коллег, Мамедов умел делать несколько дел одновременно. Причем, выходило это у него мастерски.
А вот еще интересный факт. В 1970-х на встречу с Энвером Назимовичем приезжала сама Софи Лорен! Весь мир тогда облетели фотографии итальянской киноактрисы под руку с организатором советского Телерадио. Именитая гостья мечтала сыграть главную роль в фильме «Анна Каренина», но Мамедов ей отказал:
«Русские женщины никогда мне этого не простят».
Еще читать о знаменитостях
#телевидение #ссср #россия #культура #нюрнбергскийтрибунал #энвермамедов #журналистика #дипломатия