Да-да, пробки бывают не только на Садовом кольце и не только на выезде из петербургского Мурино по утрам, но и на железной дороге. Правда, на железной дороге пробки случаются гораздо реже, ведь там организацией движения занимаются люди, имеющие ва этой области высшее образование, тогда как дороги, ведущие во всякие Мурино делает неизвестно, кто. Построить ветку скоростного трамвая к микрорайноу на пару-тройку сотен тысяч жителей?Пфф, обойдётесь. Вот вам квадратные метры в поле, вот двухполосная дорога, упирающаяся в стоящий КАД, а район как-нибудь потом обживётся. Спасибо за ваши миллионы, до свидания, берегите себя!
Но вы ведь пришли сюда не за рассуждениями о современном жилом строительстве, а за поездами. И их есть у меня! "Кругломордые" электрички, зелёные тепловозы "Машки", белорусский дизель-поезд на российской территории и кое-что ещё. Железнодорожные пробки - тоже будут. Но если вы не читали начало этой истории, то вот на неё ссылка.
Дело было в 2011 году на станции станции Ракитная под Смоленском. Мы с ребятами вышли из дизель-поезда РА2 и потопали вдоль железнодорожной линии Москва - Минск в сторону Беларуси, а целью нашей были ВЛ80С Беларуской Чыгунки - зелёные с молнями. Снимаем хвост зелёной ЭД9М, идущей рейсом на станцию Красное - и вперёд!
Спустя 15 минут - наш первый белорусский ВЛ80С с цистернами!
Подходим к путепроводу: сверху - рельсы на Минск, внизу - рельсы из Витебска, где расположилась обещанная пробка. К путепроводу крадётся Машка с полувагонами (фото 1), за ней - ещё одна две (фото 2). И с другой стороны от путепровода - хвост наливного поезда (фото 3)...
А у нас - ещё один грузовой поезд из Минска с ещё одним ВЛ80С. Такой неожиданный, что мы успели лишь спуститься к подножию насыпи, откуда и сделали фотографию: столб на половину кадра, обрезанный состав, широкоугольные искажения полное отсутствие пейзажа... Да, такие вот фотографии я делал в 2011 году и был доволен.
Далее решено было просто пойти до Смоленска пешком, чтобы сфотографировать всё, что движется (неплохой каламбур и подводка к напоминанию об одноимённом телеграм-канале, где публикуют свои анонсы несколько авторов по теме транспорта). 20 километров и 25 градусов тепла - отлично! Прогулка на свежем воздухе ещё никому не навредила. Грузовой поезд уехал и мы прошли к перегону Красное - Гнёздово, где наливной поезд из Витебска всё ещё стоял мёртвым грузом. В голове у него был 3М62У-0055 - диковинный для меня тепловоз, так как ранее я не видел таких вживую. А вон и ЭД9М из Красного возвращается!
А к нам, словно из рога изобилия, повалили грузовые поезда с Минской линии. ВЛ80Т! Полностью зелёный, приписки депо Вязьма. Снимаем! Белорусский ВЛ80С, ура! Снимаем! Трёхсекционный ВЛ80С из депо Вязьма... Снимаем! Ещё один ВЛ80С Беларуской Чыгунки... Снимаем! Хвост поезда - обрезаем! У нас, начинающих ЖД фотографов, от такого количества ВЛ80 радости были полные штаны.
Почему же Смоленск не принимал поезда с Витебской линии? Либо поломка тепловоза, либо они решили сначала принять все поезда из Минска... Да и так ли важно об этом думать, когда едет пассажирский поезд с красым электровозом ЧС4Т? Как же он хорош... Снимаем!
О, гляньте-ка, солнце повернулось и теперь светит поездам в хвост. Фотки поездов с чтёмными мордами нам не нужны, так что перемещаемся на пути встречного направления, которые лежат в двух километрах пешей прогулки через Витебское шоссе и посёлок Красный Бор. Вот, кстати, карта нашего похода.
Голосуем, пацаны! Я - за, Толян - за, Михалыч - против, Тишечкин - против. Ну и хорошо, разделяемся. Эти двое ещё час пробыли на перегоне и уехали в Смоленск, а мы с Толяном продолжили поход, поймав заодно на Витебском шоссе автобус Мерседес О345 - весьма интересный пепелац турецкой сборки. Сейчас в Смоленске таких нет.
А вот и станция Красный Бор, где нас сразу же встречает зелёный ЧМЭ3, вытаскивающий полувагоны с неизвестного подъездного пути. В 2011 году интереса не представлял, а сейчас в России такое ещё нужно поискать.
Итак, "баяним"... Баянить - значит фотографировать всё подряд, сильно не задумываясь о том, какие получатся фотографии... Баяним всё подряд! Тройник ВЛ80С приписки депо Вязьма с машинистом, грозящим нам пальцем. Снимаем! Хвост поезда - обрезам! Ворота из столбов - в композиции оставляем!
Среди кучи ВЛ80 особенно выделился тепловоз 2М62-0661, который вёз грузовой поезд на Витебскую линию. Во-первых, это старая и редкая "Машка" с круглыми фарами, выпущенная в 1982 году. Во-вторых, она везёт грузовой поезд! Что удивительно, ведь уже в 2011-м старые "Машки" чаще работали в хозяйственном движении. Ну и наконец, тепловоз зелёный! Правда, в 2011-м это было не так важно, ведь зелёными были всё "Машки". И, разумеется, снимаем!
Продолжая поход на Смоленск, мы поймали ещё парочку белорусских ВЛ80С, на которых нет смысла заострять внимание, а также пассажирский поезд в направлении Минска. До чего ж прекрасен красный ЧС4Т в солнечном свете!
А вот и козырь той поездки - пригородный поезд Чыгунки на территории России. Он называется ДДБ1 и представляет собой несколько промежуточных и один головной вагон электрички ЭР9 с половинкой тепловоза 2М62, прикреплённой к составу постоянно, называется такая схема "тяни-толкай" и на российских железных дорогах не применяется.
Поезд ехал "Эркой вперёд", а толкачом была половинка тепловоза 2М62У, у которой, в отличии от обычных "Машек", на лбу есть два красных огня, обозначающих хвост пассажирского поезда, а ещё тепловоз тяни-толкай оборудован электропневматическим тормозом и аппаратами для открывания автоматических дверей в составе. Позже этот дизель почему-то отменили, пригороды от Смоленска стали ездить лишь до Рудни, а дальше - только на автобусе. Интересно, и какой умник выступил с инициативой, из-за которой у России теперь нет прямого пригородного сообщения с Беларусью? РЖД? БЧ? Вы там для людей работаете, или для прикола?!
Следом за белорусским пригородным появилась электричка до станции Красное - кругленькая, как мы любим. Изначально она называлась ЭР9П-203, а построили её в 1967 году. В 2001-м поезд прошёл капитальный ремонт в Даугавпилсе, где ему сохранили круглую кабину, но почему-то присвоили обозначение "электропоезд Московский". Хм... Московский... Из Даугавпилса... И знали бы вы, как я кусаю сейчас локти, глядя на хвост, обрезанный краем кадра!
Повезло нам в тот день поймать редкий уже в 2011 году локомотив ВЛ60. Приписан он был к депо Вязьма, где ВЛ60 сроду не было, но в 2008 году 10 штук были переданы сюда с Забайкальской дороги. Почти все они так и не поехали, а троим (один позже перекочевал в Брянск) повезло поработать в этих краях в качестве рельсосмазывателей. Электровоз, который попался нам, был списан в 2016 году, а сейчас на РЖД есть лишь один живой ВЛ60 в депо Буй - его можно встретить на парадах железнодорожной техники.
Ах да, здесь же ещё Витебское шоссе идёт вдоль железной дороги! Вы ведь догадываетесь, что такое Витебское шоссе в 2011 году? Грех, например, на сфотографировать ЛАЗ-695 1986 года выпуска рейсом до Рудни - когда ещё такое увидишь?
А как насчёт Мерседеса О345 турецкой сборки в красном цвете? В Смоленске тогда их было целых 50 штук, а сейчас если что-то и осталось, то пассажиров оно точно не перевозит.
Ещё одна старая иномарка - MAN SU240 1984 года выпуска! Неплохо он выглядел в свои тогда 27 лет. Кстати, и вы попробуйте даже в 2011 году отыскать живой ЛИАЗ-677 1984 года выпуска. Не нашли? Вот вам и легенда советского автобусостроения... Проездил MAN примерно до 2020 года, целых 36 лет!
Завершающим аккордом на железной дороге стал пассажирский поезд с тепловозом ТЭП70 в направлении Витебска, причём, на момент съёмки машина была приписана к Смоленску. Что в этом интересного? А дело в том, что ТЭП70 приписки Московской дороги продлились недолго. В 2005 году депо Смоленск приняло с завода 7 таких тепловозов, но в 2011-м на РЖД прошла очередная реорганизация парка, и все тепловозы из Смоленска ушли в Елец, проработав в на Московской дороге всего 6 лет.
Фуух, наконец-то Смоленск! Как же приятно после 18 километров по щебню наступать на асфальт и наслаждаться Витебским шоссе, превратившимся в уютную двухполосную улицу, застроенную не очень ухоженными трёхэтажными сталинскими домами.
На площади у вокзала Смоленск-Центральный мы нашли Тишечкина и Михалыча, последний бренчал огромным пакетом с сувенирами. Далее - ужин во вкусно и... Ой. В Макдоналдсе, а после - катание на смоленских трамваях. И если утром ждать трамвая пришлось 40 минут, то к вечеру они повыскакивали на улицы, словно черти из табакерки. И выглядели соответствующе. Взгляните, к примеру, на этот КТМ-5, покрашенный половой тряпкой в отвратительно подобранные цвета. Его что, выкупили из металлоприёмки?
А на улице Желябова мы сели в КТМ-8КМ по маршруту № 4: мятый, с грязными подтёками и небрежно покрашенный, деревянные сидения и исцарапанные стёкла... Всё это - на фоне залитых грязью путей и отвратительного торгового центра... Это древний русский город, куда должно хотеться приезжать из Москвы каждый выходной, или филиал Кабула, в конце концов?!
Трамвайные пути в Смоленске, вероятно, не ремонтировали с момента распада СССР. А как иначе объяснить черепашью скорость, жуткую тряску, металлический лязг разболтанных соединений и полную невозможность говорить с соседом? На улице Тенищевой мы вышли, и тут же сфотографировали ещё одну модель трамвая: КТМ-8К - то же самое, только более старое и более квадратное... Зато в таком же чудовищном состоянии.
Попался нам и новенький трамвай модели КТМ-23, которые появились в Смоленске даже раньше, чем в Москве. Осознание того, что в Смоленске с трамваем всё не настолько плохо, как показалось вначале, было приятным.
А такой автобус мы сегодня уже видели целых два раза. Или нет? Погоди-ка, да это ведь гармошка - Mercedes O345G! В Смоленске их было 25 штук - совсем не редкость... А сейчас - ни одного.
Что имеем в итоге? Интересного подвижного состава - вагон и маленькая тележка, а толковых фотографий - раз, два, и обчёлся, зато впечатлений это в 2011 году принесло целую уйму! Оно и неудивительно - по молодости всё кажется куда более интересным...
Поездам Смоленска я ставлю 10 тройных Машек из 10: крутые локомотивы льются, как из рога изобилия, бери да снимай, сколько влезет. А вот трамваи подкачали. Тут разве что пара вёдер с болтами из 10, но хорошо, что сейчас там всё более-менее привели в порядок, в фильме 2021 года я это показал.
Кстати, полазьте по моему каналу, вот вам оглавление. Тут про путешествия, про поезда, про городской транспорт рассказывается простым языком и с юмором.
До скорого!