Нередко в основу наших любимых рок-хитов ложатся весьма забавные, или же напротив довольно трагичные, однако что самое главное – реальные исторические моменты. Как в случае с «цеппелиновской» «When the Levee Breaks», песней с их четвёртого студийного альбома, которая прославилась своими непревзойдёнными ударными и мрачной лирикой, разворачивающей перед слушателем доподлинную историю...
Мало кто знает, но это лишь кавер, рассказывающий о катастрофе почти столетней давности. Оригинал же появился в 1929 году, и, скорее всего, все о нём давным-давно забыли бы, если бы не страстная любовь Роберта Планта к старой блюзовой классике. В итоге рычащее прочтение Led Zeppelin не просто снискало популярность, но и послужило мощным источником вдохновения для сотен других исполнителей – включая Джоуи Темпеста из Europe, которому на момент выпуска «Когда разрушится дамба» было всего 8 лет! Сегодня это одна из самых сэмплированных песен, но почему? Ответ прост: вся магия в барабанах Бонэма, секрет которых никому так и не удалось раскрыть... Но обо всём по порядку.
Исторические истоки
История, затронутая в этой песне, рассказана с точки зрения незадачливого жителя Миссисипи, который сталкивается с последствиями мощного наводнения 1927 года, в результате которого были затоплены тысячи квадратных миль земли и погибли сотни людей. Это событие вдохновило волну мелодий на тему наводнений в последние годы 20-х, но только «When the Levee Breaks» была увековечена одной из самых культовых классических рок-групп всех времён. Речь, как вы уже могли понять, о Led Zeppelin и их кавере.
В основу сюжета композиции легло Великое наводнение в Миссисипи 1927 года, когда афро-американских рабочих на плантациях под дулом пистолета заставляли работать на дамбе, складывая мешки с песком, чтобы спасти соседние города. Отсюда и слова: «Я работаю на дамбе, мама, и днём и ночью, я так много работаю, чтобы не допустить попадания воды». После прорыва дамбы чернокожим не разрешили покинуть этот район, и они были вынуждены очищать территорию и помогать «соседям», живя в лагерях с ограниченным доступом к поступающим припасам. Многие уехали при первой же возможности, поскольку работы в Дельте после уничтожения всех плантаций попросту не было... Да, это был сущий кошмар, погубивший множество судеб.
Оригинальная версия принадлежит блюзовым исполнителям Канзас Джо Маккою и Мемфис Минни. И тем, что столь старая и мрачная песня появилась в каталоге Led Zeppelin, мы обязана Роберту Планту – большому поклоннику блюза, в коллекции которого эта историческая ода занимала особое место.
Процесс записи и злорадство Пейджа
Остальные участники поддержали идею Планта, и вскоре работа над «When the Levee Breaks», что говорится, закипела. Роберт лично занимался текстом: он частично изменил, частично перегруппировал куплеты, добавил собственные строки и заметно изменил мелодию, аранжировав её в миноре и подогнав под тяжёлый стиль группы. Запись проходила в особняке Хедли-Грейндж, и каждый участник искренне старался привнести в эту историческую оду что-то своё. Однако Джон Бонэм и его ударные украли всё внимание слушателя, лишив остальных хоть какой-то надежды на звание определяющего звена в этом кавере... Но об этом чуть позже.
В памяти каждого участника запись «When the Levee Breaks» оставила свой след – в случае с Джимми Пейджем это неподдельное злорадство, нацеленное на продюсера и звукоинженера Глина Джонса, с которым у него были, мягко говоря, непростые взаимоотношения. В своём интервью в 90-х гитарист рассказывал:
«Мне очень нравится эта песня, но с ней также связана весьма комичная история. Когда мы закончили микшировать финальную часть трека с Энди (Джонс, младший брат Глина, звукорежиссёр и музыкальный продюсер), мы включили её Глину со словами «Ты должен это услышать!». Нам всем нереально нравился конечный результат, где каждая составляющая – за исключением вокала – приходит в движение. Глин послушал и сухо бросил: «Хмм... Я более чем уверен, что это не сработает». Позже, наверное, он весь изошёл завистью!»
Непостижимая магия ударных
Как мы уже подчеркнули выше, каждый участник Led Zeppelin внёс свой неоспоримый вклад в рычащее прочтение блюзовой классики. Плант видоизменил текст, Пейдж и Джон Пол Джонс сыграли невероятные риффы и партии... Однако главной звездой этого трека по праву стал Джон Бонэм. Непостижимая магия его ударных проникла прямиком в сердца слушателей, сделав «When the Levee Breaks» одним из мощнейших источников вдохновения для легионов барабанщиков и одной из самых сэмплированных песен в роке! Но... в чём секрет, и имеется ли таковой вообще?
Запись ударных проходила в лестничном холле особняка, в то время как микрофоны были установлены тремя этажами выше. Таким образом, звуки барабанов раскатывались громогласным эхом, что при прослушивании в наушниках создаёт ощущение полного погружения в некое «объёмное музыкальное измерение». Но это – не единственный секрет инновационного звучания. Впоследствии Энди Джонс признавался, что таким величественным звуком ударных группа обязана, прежде всего, эхо-машине Binson Echorec, которую Джимми Пейдж купил для своей гитары. Вот он, собственно, ключевой ингредиент успеха... Неудивительно, что «Цеппелинам» было трудно воспроизвести этот звук вживую, из-за чего «Когда разрушится дамба» так и не стал жемчужиной их сетов.
Но и неоспоримый талант самого Бонзо не стоит списывать со счетов! Много лет спустя сын барабанщика, Джейсон Бонэм, скажет о вкладе своего отца в эту песню:
«Это барабанное вступление... Его можно было сыграть где угодно, и люди знали бы, что это Джон Бонэм. У меня никогда не было возможности сказать папе, какой он потрясающий – он был просто папой».
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще