В чем суть нового закона, и как он влияет на цены.
Требования к таксистам и водителям ужесточились с сентября. Отныне нужно получить разрешение на работу, для рабочих авто нужен специальный страховой полис (он значительно дороже стандартного страхования; для самозанятых стоимость может превышать средний месячный доход от деятельности), а службы заказа и агрегаторы отвечают за жизнь клиентов наравне с сотрудниками. А еще данные о поездках могут запрашивать силовики.
Что до требований к самим таксистам, то у них не может быть судимости за похищение, убийство, причинение тяжкого вреда, а также за грабеж, разбой и преступления против половой неприкосновенности. В списке также судимость за преступления против общественной и государственной безопасности, основ конституционного строя.
Ещё новинка: экзамен на знание региональных медицинских, образовательных учреждений, объектов культурного наследия, спорта и транспортной инфраструктуры. Кроме того, таксистами не смогут работать люди с тремя и более неоплаченными дорожными штрафами, а ещё те, кого повторно лишали прав.
Нести ответственность за жизнь пассажиров теперь будут как водитель, так и служба такси или агрегатор (теперь они не смогут ссылаться на то, что являются просто посредниками).
В пресс-службе заказа такси «Максим» порталу «Живем в Нижнем» пояснили: самозанятые только с 1 сентября начали получать разрешения на работу. И сейчас не все ещё обратились в соответствующие ведомства, чтобы получить документы. Эксперты прогнозируют, что требования нового закона не смогут выполнить до 95%. В итоге, многие потеряют заработок.
Получается, что с одной стороны - поездки станут безопаснее, с другой - это обернется дальнейшим ростом цен.
При этом службы такси не связывают повышение с новым законом. Так, в пресс-службе «Максим» объясняют подорожание ростом цен на топливо, ремонт, запчасти т.д. Но того, что ценники из-за ужесточения требований все же пойдут вверх, не исключают (например, как раз из-за новых страховых полисов).
Также новый закон предусматривает создание трех реестров: перевозчиков, такси (данные о машинах) и служб заказа.
Всю информацию из реестров можно будет увидеть на сайте уполномоченного органа или высшего исполнительного органа субъекта. Кстати, номер записи в реестре должен быть размещен в салоне такси, чтобы пассажир его видел).
«Как следует из пояснительной записки, цель закона – упорядочить деятельность растущего рынка такси, устранить существующие коллизии и создать регулирование, отвечающее современным реалиям. Одним из ключевых вопросов является ответственность агрегаторов (служб заказа) такси таких как «Яндекс.Такси», Uber, «Максим», «Ситимобил». Самое основное – это то, что новые требования позволят пассажирам получать наиболее полную и прозрачную информацию о такси», - говорит юрист Артем Сидельников.
Кстати, этой осенью в службах такси и агрегаторах появилась новинка. Например, «Максим» ввел «аренду автомобиля с водителем». При заказе нужно ввести свои данные.
«Заказы по тарифам «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Компактвэн», «Минивэн» выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ст. 632, 633). Этот вид перевозок не является такси. По каждому такому заказу заключается письменный договор аренды между пассажиром и водителем, для этого пассажирам и нужно указать Ф. И. О.», - объясняет сервис.
При этом отмечается, что запрос личных данных не связан с тем, что их потребуют ФСБ и МВД. В «Яндекс. Go» такие перевозки называются «поездки по заказу».
Итог: подавляющее большинство перевозчиков выполнять требования закона не смогут. Так считают и сами представители рынка. Они потеряют работу/подработку. Ну а платить за новшества и усиление безопасности придется пассажирам. Если к росту цен добавится дефицит водителей, то такси может стать роскошью.
Фото: freepik