Найти тему
Флагман-ньюс

Старейший колесный пароход "Н.В. Гоголь" завершил 112-ю навигацию

Поздним вечером 24 сентября пароход «Н.В. Гоголь» выполнил последний в летнем сезоне 2023 года рейс с пассажирами на борту. 112-я навигация старейшего в России колесного пассажирского судна завершилась.

Как сообщил региональный корреспондент Флагман-ньюс, в понедельник, 25 сентября, он покинет Архангельск, до будущей весны местом его стоянки будет причал центра судоремонта «Звездочка» в Северодвинске.

За четыре месяца нынешней навигации «Н.В. Гоголь» совершил 108 прогулочных рейсов (по акватории порта – вдоль городской набережной от Соломбалы до острова Краснофлотский) и туристических рейсов (вверх по Северной Двине до деревни-музея «Малые Корелы»).

Пассажирами знаменитого судна нынешним летом довелось побывать более 12800 человек. Эту работу, давно ставшую популярной для жителей и гостей Архангельска, пароход выполняет с конца 90-х. За 25 лет он заслуженно считается и визитной карточкой города, и живым памятником паровому флоту.

Справка. Пароход «Н.В. Гоголь» был заложен в 1910 году на нижегородском Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества. Уже в 1911 году он начал работать на линии Вологда – Архангельск. В начале прошлого века это было самое современное пассажирское судно Российской Империи. Пароход заслуженно пользовался спросом как у деловых людей - коммерсантов или праздных любителей путешествий, так и у жителей прибрежных деревень.

В советское время по маршруту Котлас – Архангельск курсировало несколько пассажирских пароходов Северного речного пароходства, среди которых был и «Н.В. Гоголь». Своевременные качественные ремонты и бережное отношение экипажей продляли жизнь пароходов-колесников, но со временем их заменили вновь построенные пассажирские лайнеры. Один за другим суда-ветераны речного флота отправлялись на разделку в металлолом. У парохода «Н.В.Гоголь» была другая судьба.

В начале 70-х годов XX века руководство Центра судоремонта «3вездочка», где длительное время стоял «Н.В. Гоголь», приняло решение пароход сохранить, отремонтировать, ввести в эксплуатацию. Так старый «колесник» изредка, как прогулочное судно, стал выходить на реку, его пассажирами были работники этого предприятия.

Большая реконструкция  центром «Звездочка» проведена зимой 1995 года; на «Н. В. Гоголь» были перебраны все механизмы, полностью изменен интерьер кают и других помещений, установлена новая навигационная  и радиоаппаратура. В неприкосновенности оставили только паровую машину, установленную на судне в далеком 1911 году.