Кинезиология – наука о движении, о том, какие есть анатомические и физиологические основы движений, особенности нервно-мышечной передачи. Если рассматривать кинезиологию с позиции нейропсихологии, то это уже будет изучение того, как движения влияют на интеллект человека, на развитие высших психических функций.
Методики кинезиологических упражнений универсальные для развития интеллектуальных способностей, в практике применяя специальные двигательные упражнения, можно достигать активное сообщение и усиление связей (сигналов) между полушариями мозга. Кинезиология в практике помогает улучшать двигательную координацию (стимулируем мозжечок), что важно в любых движениях, а как же это важно в профессиях, где движения оттачиваются, например, для танцоров, артистов, спортсменов.
Нужны ли такие упражнения детям? Родители подтвердят, что для дошкольников есть рекомендации посещать различные кружки, где дети будут много двигаться. Да, это помогает детям выплескивать их активную энергию, в то же время, движения помогают мозговым структурам качественно развиваться, как говориться «Движение - жизнь!».
В чем же польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста на занятиях у нейропсихолога?
Кинезиология сочетает теорию и практику физиотерапии (а также натуропатии, акупунктуры, хиропрактики и других областей изучения здоровья, но мы будем говорить о физиологии и движениях). Для нейропсихолога знания кинезиологии помогают разобраться и создать упражнения для улучшения взаимодействия полушарий мозга и когнитивных способностей, если говорить более подробно то кинезиологические упражнения помогают:
- укрепить память;
- снизить гиперактивность;
- избавить от постоянной вялости и подавленности;
- поддержать организм в тонусе;
- улучшить слух, речевые навыки;
- повысить внимательность и трудоспособность;
- улучшить (развить) восприятие пространства, стимуляцию воображения;
- улучшить психоэмоциональное состояние.
Упражнения нацелены на важные аспекты в развитии дошкольника, замечу, что взрослым и подросткам стоит брать их в практику, когда надо расслабиться и переключить внимание мозга, снизить тревожность после стрессовой ситуации (и мы снова говорим о переключении внутреннего внимания).
Если говорить про деток, практика отработки кинезиологических упражнений дает существенную пользу ребенку, имеющему определенные проблемы связанные с расстройством психики, отставанием в общем или речевом развитии, СДВГ.
При выполнении упражнений курсом ребенок становится более спокойными, ребенку становится понятным что-такое внимание, как проявлять у себя внимание, как уметь сосредотачиваться на деле, которое сейчас делаешь (повышается вера в себя), улучшается настроение, повышается тонус организма, уходит постоянная вялость, улучшаются двигательные навыки и вместе с ними речевые.
Примеры кинезиологических упражнений в нейропрактике
Сейчас можно отыскать огромное количество упражнений, методик под различные цели. Нейропсихологическая коррекция содержит тренировки, направленные на двигательную активность, артикуляцию, также, включает в себя следующие формы:
- дыхательная гимнастика;
- задания на общую двигательную активность;
- игры на восприятие и различение звуков;
- игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
- игры на закрепление пространственных понятий (ближе-дальше, право-лево, впереди-сзади; ближе);
- пальчиковые игры;
- упражнения на самоорганизацию и умению управлять своим поведением.
Как проходят занятия
Кинезиологические упражнения применяются не только на нейрокоррекции, в дошкольных образовательных учреждениях тоже используют игры с кинезиологическими методиками для развития детей.
Для улучшения координации движений нередко прибегают к заданиям, выполняемым с закрытыми глазами, к примеру, когда требуется коснуться пальцами мочки уха, кончика носа, постоять на одной ноге. Сюда же относятся асимметричные движения, когда дети выполняют не связанные между собой движения левой и правой ладонью (одна ладонь в кулаке - другая ладонь раскрыта), ассимитричные движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой. В качестве примера, в конце статьи можно посмотреть упражнение «Ухо - нос».
Повысить координацию и сосредоточенность позволяют дополнительные предметы, используемые в качестве пособий. Для младшей группы детского сада это могут быть карточки или аппликации, изображающие вещи зеркально. На них могут быть изображены различные кубики, мячи, кнопки, геометрических фигур, шнуров, лесенок и другие картинки, которые следует обвести по контуру пальцем. Сначала ребенок делает это поочерёдно левой и правой рукой, позже выполняет упражнение обеими руками. Более сложный вариант может сопровождаться дополнительными действиями, такими как прослушивание музыки или повторение стиха, подходящего к ситуации.
Хорошо воздействуют на развитие когнитивных способностей рисование. Рисовать ребенок может простые фигуры сначала ведущей рукой (если сформирован навык), а потом пассивной рукой также пытается нарисовать фигуру, затем одновременно обеими руками повторить. Может быть занятие когда рисование проводится с закрытыми глазами у ребенка, когда пальчиком пытается обвести контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди. В качестве примера, в конце статьи можно посмотреть упражнение «Зеркальное рисование».
Для тренировки мелкой моторики эффективны пальчиковые игры. Помимо развития подвижности и быстроты движения пальцами, проходит тренировка мышц и тренировка захвата ручки/карандаша, такие игры также стимулируют речь. При необходимости прибегают к особым упражнениям, выполняемым по согласованным правилам.
Чтобы занятия прошли для детей интересно и комфортно, предварительно идет подготовка. Для этого детки выполняют несложный комплекс физических упражнений, влияющий на нужную группу мышц, попеременно нагружая и расслабляя их.
Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме:
- Нейропсихолог (или воспитатель) дожидается интереса и внимания со стороны детей, после чего наступает очередь дыхательных упражнений и упражнения-растяжки для активизации нейродинамики. Они положительно влияют на самоконтроль и помогают детям настроиться на необходимый ритм.
- Следующий этап – слежение (глазами) за движением объекта, это стимулирует взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
- Финальными становятся расслабляющие упражнения, благодаря которым дети успокаиваются, уходит напряжение в мышцах.
При составлении плана занятий, важно менять их интенсивность для прогресса и избегания автоматизма. Это может быть сочетание дыхательной гимнастики и определённых жестов, ускорение-снижение темпа, исключение зрительно-речевого контроля, подключение визуализации(мы не подкрепляем настоящей картинкой, а просим представить). Значимым элементом является отслеживания сильных и слабых навыков у ребенка, чтобы понимать где можно компенсировать какой-либо навык уже сформированным умением, а где дать ребенку более постепенные и при этом локальные упражнения.
Самостоятельное выполнение упражнений дома
Родители могут заниматься со своим ребенком дома, воспользовавшись специальными упражнениями, позволяющими снять напряжение, повысить внимательность или способствующими развитию ловкости.
Занятия лучше всего осуществлять регулярно, но даже если они будут проводиться по мере необходимости, к примеру, если появилась необходимость помочь малышу расслабиться или сосредоточиться, такое времяпрепровождение пойдет на пользу.
Чтобы занятие прошло правильно, ему должно предшествовать ознакомление с заданием, выполнение его самим взрослым в том числе. Это даст лучшее понимание процесса, позволит доступнее объяснить ребенку порядок действий.
Игры, которые вы можете найти в интернете
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
«Ухо - нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Ухо, носик мы возьмем,
Хлоп - опять играть начнем
Автор: Светлана Куркина
Психолог, Нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru