Елена Сергеевна вошла в кухню и удивилась: на самой середине была лужа. Присмотревшись, женщина увидела, что тоненький ручеек тянется от холодильника. Открыв его, Елена Сергеевна поняла, что холодильник уже ничего не морозит – он сломался.
«Как не вовремя!» – подумала Елена Сергеевна.
Хотя такие вещи никогда вовремя не случаются.
На новый холодильник у Елены Сергеевны денег не было, и она не знала, что делать. Конечно, сама виновата – давно надо было поменять этот старый агрегат. Еще когда был жив муж, он предлагал ей купить новый, но она привыкла к своей старенькой «Оке-3» и не хотела ничего менять.
«Придется попросить взаймы у дочери», – решила Елена Сергеевна и взялась за телефон.
– Лиза, здравствуй! Как у вас дела? Как Вероника? Ну, и отлично. Лиза, у меня небольшая неприятность – холодильник сломался. А до пенсии еще две недели. Вы мне не одолжите денег? Я думаю, что за три месяца смогу вам вернуть.
– Мама, я с удовольствием бы помогла тебе, но Костя только вчера оплатил путевки в Египет. Да еще нам пришлось заплатить половину за путевку Фаины Игоревны. Она как узнала, что мы в Египет собрались, прямо вцепилась в Костю. «Всю жизнь мечтала посмотреть Карнакский храм! Я вам мешать не буду, поселюсь в другом номере, буду на экскурсии ездить. И даже половину за себя заплачу. Пусть это будет ваш подарок мне на юбилей!» А у нее, действительно, через месяц юбилей – шестьдесят лет. Так что у меня сейчас просто нет денег.
– Ладно, извини, что я тебя побеспокоила, – сказала Елена Сергеевна.
Вечером дочь ей перезвонила:
– Мама, ты на меня не обиделась?
– А за что обижаться? Разве за то, что мне никто не предложил посмотреть египетские храмы и покататься в лодочке по Нилу, хотя я тоже об этом мечтала.
– Мама, я не предложила тебе, потому что знала, что ты не сможешь оплатить половину стоимости тура. Сама говоришь, что у тебя нет денег даже на холодильник.
Разговор с дочерью очень расстроил Елену Сергеевну. И даже не потому, что Лиза не дала ей денег. Ее обидела сама ситуация: дочь подчеркнула неплатежеспособность матери.
Обдумав положение дел, Елена Сергеевна поняла, что купить новый холодильник она сможет только в кредит. На следующий день женщина пошла в банк.
Лиза вышла замуж за Костю почти пять лет назад. Они вместе учились в университете, встречались два года и поженились сразу после получения диплома. Оба уже подрабатывали и скромную свадьбу отметили на свои средства.
Молодые хотели накопить на собственное жилье, но их зарплаты не позволяли платить за съемную квартиру и при этом что-то откладывать.
Костя жил с матерью в двухкомнатной квартире, но поселиться с Фаиной Игоревной Лиза отказалась наотрез. Дело в том, что мама Кости была очень активной, общительной и весьма своеобразной женщиной.
Она любила путешествовать, много знакомилась во время поездок, приглашала новых знакомых в гости, и, бывало, что в их квартире появлялись какие-то люди, жили кто дня три, а кто и месяц, причем большинство из них вели себя, словно находятся у себя дома.
Костя рассказывал, что иногда, вернувшись вечером домой, он мог застать свою кровать занятой какими-то незнакомыми личностями.
Правда, и сама Фаина Игоревна могла уехать на неделю или две, а по возвращении показывать сыну фотографии Валаамского монастыря, Ленских столбов или Великой Китайской стены.
Понятно, что жить в таких условиях было все равно, что пытаться построить свой дом у подножья дымящегося вулкана.
Елена Сергеевна тоже жила с дочерью в двухкомнатной квартире. Это было ее наследственное жилье, и доли Лизы в нем не было. Но женщина владела еще одной – однокомнатной квартирой, которую муж купил и оформил на жену, чтобы квартиру можно было сдавать. Елена Сергеевна ее и сдавала.
Лиза и Костя попросили Елену Сергеевну временно пустить их пожить в эту квартиру, пока они не накопят на первый взнос. Она согласилась, более того, Елена Сергеевна сама переехала в однушку, а свою квартиру предоставила молодоженам, потому что Лиза уже была беременна.
В то время Елена Сергеевна, которой было только пятьдесят шесть лет, еще работала, хотя уже получала пенсию. Дело в том, что она двадцать пять лет проработала технологом на предприятии химической промышленности. И планировала еще поработать. Поэтому согласилась дать возможность молодым жить отдельно.
Конечно, она теряла ежемесячно сумму за аренду, но, во-первых, у Елены Сергеевны было желание помочь дочери, а, во-вторых, ей вполне хватало пенсии и зарплаты. Она даже немного откладывала.
Но три года назад ей пришлось уйти с работы. Предприятие «модернизировалось», и часть персонала попало под сокращение. Когда руководство выбирало между Еленой Сергеевной, которой вот-вот стукнет шестьдесят, и тридцатилетним Олегом Владимировичем, сомнений ни у кого не возникло, и Елена Сергеевна оказалась за проходной.
Теперь ей пришлось жить на одну пенсию, а она у Елены Сергеевны была «средняя по стране», даже немного ниже.
В первый месяц женщина заплатила коммунальные платежи и стала жить так же, как раньше, но обнаружила, что деньги закончились, а до следующей пенсии еще почти десять дней. Хорошо, что у нее были некоторые накопления.
Елена Сергеевна стала более экономной, и скоро научилась укладываться в ту сумму, которую ей ежемесячно платило государство. Но накопления все равно таяли: незапланированный ремонт, замена рванувшей батареи, покупка лекарств во время болезни.
И вот закономерный финал: не на что купить холодильник.
Конечно, Елена Сергеевна его купила – не самый большой, и не самый дорогой, но теперь ей придется в течение полугода каждый месяц отдавать пятую часть своей пенсии.
Вечером к ней в гости зашла подруга. Елена Сергеевна, показывая покупку, сказала, что переходит на режим строгой экономии.
– Послушай, а когда молодежь освободит твою квартиру? – спросила приятельница. – Речь ведь шла о том, что ты пустишь их пожить временно, пока они будут копить на первый взнос.
– Не знаю, наверное, еще не накопили, – ответила Елена Сергеевна.
– Я тебе открою секрет: они и не накопят никогда. Внучка уже пошла в садик, а Лиза на работу не устраивается. В Египет полетели, а в прошлом году в Анапу ездили. Костя старую машину продал – новую купил. Они живут, ни в чем себе не отказывая, а ты продукты по акции покупаешь и на лекарствах экономишь. Эту квартиру твой муж купил для того, чтобы на пенсии жить нормально, и он, насколько я его знала, никогда бы не позволил, чтобы ты копейки считала. Лиза вышла замуж, вот пусть ее муж и обеспечивает семью. А получается, что зять и его мать вместе с Лизой тебе на шею присели. Ты подумай: сумели бы они на поездки к морю накопить, если бы жили на съемной квартире? Так что все их развлечения оплачиваешь ты.
– Мне Лизу и внучку жалко, – ответила Елена Сергеевна.
– Ты не права: Лизе и Косте давно пора взять ответственность за семью на себя. Чем дольше ты будешь им костыли подставлять, тем хуже.
Этой ночью Елена Сергеевна почти не спала. Она думала о том, как ей поступить. И приняла решение.
Утром она позвонила в агентство недвижимости и выяснила, за какую сумму она сможет сдать свою двухкомнатную квартиру.
А когда Лиза и Костя вернулись из отпуска, она пригласила их к себе и спросила, когда они смогут освободить ее квартиру.
Лиза была возмущена:
– Мама, ты выселяешь нас, чтобы сдать квартиру чужим людям? Вот уж не ожидала от тебя такого!
– Лиза, изначально был договор, что вы живете в этой квартире и копите деньги на свое жилье. Скажи, сколько вы накопили за четыре с половиной года? Мы не в Москве живем, даже если бы вы откладывали по десять тысяч в месяц, вы могли бы накопить на первый взнос за три года.
– Мама, какие десять тысяч? Ты же видишь, какие цены в магазинах! – воскликнула Лиза.
– Я знаю, какие цены. А ты знаешь, какая у меня пенсия? Сопоставь с ценами в магазинах и аптеке. В общем, так. Агентство недвижимости уже нашло мне квартирантов. Они хотят въехать через месяц. Так что у вас есть время найти себе жилье.
Лиза и Костя ушли, не попрощавшись. А через час Елене Сергеевне позвонила Фаина Игоревна:
– Сватья, ты что, с ума сошла – выставляешь ребят из квартиры? Куда они пойдут?
– Не знаю. Может, ты им что-нибудь посоветуешь. Можешь к себе их пригласить – ведь у Кости в собственности половина твоей квартиры. Я им почти пять лет помогала, теперь твоя очередь.
P.S. Лиза и Костя сняли комнату в коммуналке, Лиза устроилась на работу. Через три года они взяли в ипотеку двухкомнатную квартиру. С Еленой Сергеевной они помирились и пригласили ее на новоселье.
Автор – Татьяна В.