Найти тему
Playstation OldTimes

GTA 2. Игры эпохи Playstation 1

GTA 2 можно смело отнести к разряду игр, которые могут похвастаться открытым миром на первой "Соньке". И таких игр на вышеупомянутую приставку в жанре action-adventure выходило не больше десятка. Если посмотреть на сайт Gamefaqs.com, то там мы увидим всего лишь 8 игр в подобном жанре. Помимо GTA 2 там есть предыдущие игры этой серии: знаменитый zelda-клон Alundra; Herc's Adventures, в которую мне довелось как-то поиграть, и ещё парочку неизвестных игр, одна из которых вообще была отменена. Не густо. Но вы сами должны понимать: свой пик популярности Playstation 1 получила с середины по конец 90-ых, и игры с открытым миром приставки могли прогружать со скрипом, даже если мы вспомним не менее знаменитую и известную Driver 2: Back on the Streets.

Driver vs GTA

Но Driver 2 была ограничена функционалом, там мы не могли стрелять, и следовательно, мы не могли подбирать хоть какое-то простецкое оружие, оттого игра оставалась всё той же гонкой, но подобная плюшка вроде выхода из машины создавала приятную иллюзию дополнительных способов перемещения. И всё это происходило потому, что Driver 2 была выполнена в полном 3D. Да ещё и в открытом мире. Конечно, масштаб всего этого поражает, но Rockstar North (тогда ещё известная как DMA Design), пошла по другому пути и свою вторую ГТА'шку она оставила в полу-3D с видом сверху, сделав простенькие спрайты персонажей, автомобилей и прочего транспорта, оставив трёхмерными только здания и сделав фиксированную камеру с высоты птичьего полёта. Rockstar таким образом убила двух зайцев одним выстрелом: смогла расширить тот самый функционал выхода из машины, которого не было у Driver'а, да ещё и не нагружать центральный процессор консоли, чтобы это всё работало не ниже 30 фэпасов. Отсюда следует тот факт, что второй Driver устарел куда быстрее GTA 2, потому что тогда он брал своей крутой по тем временам графикой, который сейчас уже неумолимо состарился, а вот GTA 2 может предложить хороший геймплей, где мы не всегда едем на машине, а по ходу действия перемещаемся ещё и на своих двоих.

Скриншот из Driver 2, запущенный на эмуляторе
Скриншот из Driver 2, запущенный на эмуляторе
Начало игры GTA 2
Начало игры GTA 2

Однако речь сейчас идёт не о втором "Водиле". Мы ведь о GTA 2 говорим. И даже не сравнивая её с другими играми, мы понимаем, насколько это самобытное и одновременно инновационное изобретение для своих лет. Ведь в этом открытом мире мы наблюдаем бандитский экшен, где всё играет по свои правилам. И очень многие игры взяли различные геймплейные наработки с первых частей Grand Theft Auto. Да, не все эти игры дожили до наших времён, но ведь наличие подражателей говорит о крутизне идеи преступника в большом городе. Вспомним тот же True Crime, Saint's Row, легендарную Mafia. Да много этих игр было. И вот вспоминая все эти клоны, мы всегда думаем прежде всего о тех самых законах, по которым работают городские джунгли. Что я имею в виду. В любой игре серии GTA всегда есть мирные жители, бандиты, которых не везде встретишь, главный герой, которых в последней части было аж 3 штуки, и полиция, которой ты противостоишь. Любое нарушение, угон машины(ведь игра то называется Grand Theft Auto, что в переводе с английского можно перевести как явление автоугона), убийство или взрыв транспорта любого калибра - и наказание от копов ты можешь получить незамедлительно. Это если ты, конечно же, не умеешь выдерживать быстрые погони или обращаться с оружием...

Полиция во второй ГТА'шке
Полиция во второй ГТА'шке

Правила игры

Это всё опять таки лирика. Конкретно в GTA 2 есть всё то же самое: нарушение закона, преследование полицейскими, вражда с другими бандами, и именно этим игра и подкупала. То есть, говоря простым языком, все когда-либо хотели побыть плохим парнем, который не щадит людских жизней, которого волнуют только деньги. А ведь именно в этой части (как и в предыдущей игре, о которой мы тоже немного поговорим). накопление долларов имеет приоритетную цель. Я имею в виду, за каждую мелочь тут начисляют денежные бонусы. Если убил прохожего, угнал машину, и даже если врезался в машину, дают дополнительные начисления. В теории же можно проходить целые районы, не выполняя основные задания. Но во-первых, это долго, а во вторых, быстро наскучивает. Лично меня, даже врубая читы, творить хаос и разрушение хватало до определённого момента. Куда интереснее выполнять задания, в этом весь смак и изюминка игры. А ещё куда круче комбинировать эти два стиля прохождения уровней. Ведь задавить парочку прохожих во время исследования миссии лишним никогда не будет.

О разнообразности заданий

Задания в GTA 2 стали куда интереснее и разнообразнее. И тут надо вспомнить о первой игре серии ГТА. Первая часть хоть и была недооценённой игрой с большим потенциалом, но в ней явно не хватало проработки заданий. Все миссии в этой игре сводились к примитивным убийствам определённых целей, угону и перевозке автомобилей и взрыву начинённых C4 грузовиков. Типов заданий было там побольше, но менялась там только предыстория. Конечно, в ГТА 2 не появилась так называемая нелинейность, задания порой могли быть однотипны, но у них появилась хоть какая-никакая экспозиция. что уже здорово. Поэтому, если вы не знаете английский, лучше играть с каким-нибудь хорошим пиратским переводом, чтобы понять всю суть поручений боссов большого криминального мира. Эти заданий в чём то смешные и просто забавные, но их история порой тоже интересна. Вот взяли вы задание с убийством и взрывом. Босс вначале говорит вам, что надо замочить развозчика пиццы, который ему, этому авторитету, чем то насолил, но перед этим нужно найти взрывчатку и взорвать саму пиццерия (видимо, этот босс осознаёт, что не только развозчик итальянского блюда во всём виноват). Да, миссия очень простая, но не менее простые звонки заказчика разбавляют этот сценарий интересной завязкой.

Миссия со взрывом пиццерии
Миссия со взрывом пиццерии

Следующим эволюционным шагом по сравнению с первой игрой является более продуманная сложность. Теперь задания можно перепройти даже после провала, это раз. И у заданий появились контрольные точки, это два. Это, кстати, делает более осмысленным накопление жизней посредством режима безумия. Это такие весёлые, простенькие мини-игры, где нужно за определённое время уничтожать некоторые цели, которые могут различаться в зависимости от фантазий разработчика. Ведь не надо забывать, что в городе действует некое подобие симуляции жизни, и подвижные мишени в роли мирных граждан постоянно генерируются в пределах досягаемости игрока. Как дополнительную развлекуху это можно вписать в плюс.

Автомастерская к вашим услугам
Автомастерская к вашим услугам

Естественно, за всё в этой игре придётся платить. Ведь на следующих районах поручения будут усложняться, задания будут под силу лишь настоящим хардкорщикам, и хотите вы того, или не хотите, но перекрасить машину в автосалоне будет куда целесообразнее, пусть даже и за небольшую плату. Поставить автоматическое орудие на бампер машины, чтобы расчистить путь - легко. Поставить взрывчатку под капот тоже вполне реально. К тому же сохраняться в этой игре можно не везде, лишь в определённом месте, который нужно запомнить, и за 50000 баксов. Зато это позволяет тратить деньги на упрощение выполняемости заданий, чтобы получить множитель очков. Ведь чем больше заданий выполнили, тем выше будет множитель. Обратное тоже верно: облом в виде снижения множителя очков во время поимки полицией будет обязательным тормозом в накоплении.

В чём замес?

Вы, наверное, заметили, что я ничего не сказал про сюжет игры. Его ни то чтобы нет, но он достаточно простой, но интересный. Главный герой работает на банду Дзайбацу, крадёт наркоту драгдиллеров, продаёт её своему боссу, спасает кришнаитов, но его подставляют выстрелом в спину, и он готовит план мести, чтобы стравить между собой банды. Понятно, что из самого интро, где использовались реальные актёры, это трудно уяснить, но ведь был даже 9 минутный мини-фильм в виде рекламного промо ролика, где ощущается масштаб и дороговизна проекта. Сразу видно, что создатели игры хотели получить большую прибыль в процессе продаж, и хотели вторую ГТА'шку красиво преподнести игрокам.

Ролик снят в современном на тот момент Нью-Йорке, но игру пытались сделать в стиле ретрофутуризма, это типа в будущем, но с тачками из прошлого. Поэтому сама игра выглядит в чём то даже оригинально. Причём ни одна другая часть из этой серии, если я не ошибаюсь, не использовала этот стиль. Крутой эффект дополняют радиостанции, для создании которых были приглашены профессиональные диджеи и звукорежиссёры, со своей рекламой, радиозаставками и прочими приколами самих диджеев. Но опять же, чтобы понимать их шутки, нужно знать english.

Я выше уже говорил, что нелинейности в заданиях как таковой нет. Но я здесь был не до конца прав. Ведь сами миссии мы можем выбирать в зависимости от того, к какой банде мы попадём. Если мы выполняем задания банды отморозков, нам закрывается задания банды якудзы, ведь у нашей группировки повышается respect, а у вражеской банды он уходит в минус. Можно сказать, что это самый настоящий ролевой элемент, и некое маленькое подобие этого элемента мы могли встретить лишь разве что в GTA: San Andreas, где тоже была война группировок, но как такового ролевого отыгрыша там не было. И я не стану судить, пошёл ли подобный уход от этого выбора в духе Cyberpunk 2077 в плюс или минус, но к чему разработчики пришли, к тому пришли.

Проблема камеры при поездках на транспорте
Проблема камеры при поездках на транспорте

Немного о минусах

Куда больше в GTA 2 расстраивает отсутствие карты, и очень жаль, что мы можем ориентироваться по местности только в виде стрелочек. Порой катаясь по району, вы можете случайно врезаться в здание на большой скорости, и всё это потому, что вы не видите, что впереди вас. Ведь камера то с видом сверху! Миникарта в левом-нижнем углу исправила бы этот маленький косяк, но тут надо понимать, что врезаться мы можем в другой вид транспорта, или даже в полицейскую машину,что может для нас обернуться новым уровнем розыска. Нарисовать это всё на миникарте уже, я думаю, не получится. И тут мы сталкиваемся с особенностями движка второй Grand Theft Auto, где камера не позволяет увидеть объекты за пределами экрана.

Во всём остальном можно сказать, что это прорывная игра для своего времени. Я в те годы успел застать её, и тем больший для меня фурор произвела небезызвестная GTA 3 и её сиквел Vice City, хотя это уже игры калибром повыше. Надо сказать, что GTA 2 стала не только улучшенной наработкой геймдизайнеров из DMA Design, но и отправной точкой для последующего творчества других студий, которые к создателям ГТА не имели никакого отношения.

#GTA 2 #Grand Theft Auto 2 #PS1 #Playstation 1

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц