Знаменитые истории про Эркюля Пуаро, всемирно известного бельгийского сыщика, в середине 20-го века стали образцом всего детективного жанра в литературе, уступая разве что совсем уж классическим историям про похождения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Подобно Артуру Конану Дойлу, Агата Кристи часто экспериментировала со своим жанром, закидывая главных героев в разные уголки планеты, уводя сюжет иногда в сторону мистики, иногда в сторону комедии, а иногда - крайне сентиментальной и запутанной драмы. Истории про похождения Пуаро и его сообщников вмиг стали культовыми, и не один раз экранизировалась в кинематографе: взять хоть тот же именитый сериал с Дэвидом Суше в главной роли, который просуществовал на телевидении аж двадцать четыре года! Но новым проектам по мотивам произведений Кристи нужно было свежее дыхание, и его в 2017-м году попытался найти небезызвестный режиссёр Кеннет Брана, адаптировав, пожалуй, самый популярный роман писательницы - "Убийство в Восточном экспрессе". На выходе лента встретила достаточно неровный приём и у профессиональных журналистов, и у массовых зрителей, и у почитателей оригинального произведения, однако в мировом прокате лента собрала достаточно приличную сумму, вследствие чего в разработку была запущена целая новая франшиза об Эркюле Пуаро
Однако второй фильм из франшизы был принят уже менее радужно: "Смерть на Ниле", которая вышла на больших экранах лишь в феврале прошлого года (после многих переносов из-за пандемии коронавируса) шла по стопам очень старомодного, клишированного и попросту скучного детектива, где любой наивный зритель мог разгадать убийцу ещё в первой половине фильма. Да и в прокате лента довольно сильно провалилась. Но в этом году резко вышел триквел франшизы, под названием "Призраки в Венеции". Которые в очередной раз доказали, что Кеннет Брана делает эти фильмы не из-за желания "навариться" на огромных сборах, а из личных побуждений и очень сильной любви к первоисточникам Агаты Кристи. И можно ли сказать, что "Призраки" произвели хоть какую-то работу над ошибками, после очень посредственной "Смерти на Ниле"? Определённо да!
За основу третьей части Брана на сей раз взял малоизвестный роман Агаты Кристи под названием "Вечеринка в Хэллоуин", изменив под корень практически всю историю: её место действия, персонажей и их характеры, а также сценарную составляющую. И "Призраки в Венеции" действительно кардинально отличаются от предыдущих двух лент во франшизе: картина стала более приземлённой и камерной, а место действия на сей раз ограничивается одним огромным несколькоэтажным домом в лучших представлениях готической атмосферы. Несложно догадаться, что фильм сразу же возьмёт более мистический спектр повествования, чего не было и в "Убийстве", и в "Смерти", и пошло ли это истории на пользу? Смело могу сказать, что да
Хоть "Призраки" и сняты в достаточно старомодном стиле (отчасти это уже вина устаревшей концепции самих оригинальных литературных произведений), они действительно способны удивить самых прожорливых фанатов, а некоторых - даже напугать. Фильм всячески играет с ожиданиями зрителей, подкидывая старые-добрые скримеры в самый неожиданный момент, и пугая больше даже не ими, а очень мрачной атмосферой старого дома, стены которого хранят в себе очень страшные тайны прошлого. Здесь же прослеживается и развитие сюжетной арки самого Пуаро, которая в той же "Смерти на Ниле" как будто встала и не двигалась: герой на протяжении всего хронометража ленты часто сомневается в своей не вере в духов и загробный мир, а вместе с ним в этом начинают сомневаться и зрители. Но отчасти это ещё и заслуга хронометража, укомплектованного в скромные полтора часа с хвостиком. Что снова отличает "Призраков" от той же невероятно затянутой и местами даже душноватой "Смерти на Ниле"
Также, несмотря на то, что фильму укоротили бюджет до 70 миллионов долларов, Брана нашёл способ справиться и с ним: больше никаких "мыльных" задников, сильно графически выделяющихся сцен или "громких" панорам, только стены огромного дома, ну и иногда дневные улочки самой итальянской Венеции, что и создаёт ту самую гнетущую атмосферу. Помимо этого, в ленте прокачалась режиссура: здесь присутствует очень много достаточно редких операторских приёмов, а статика более не используется так часто, как это было и в "Смерти", и уж тем более в "Убийстве в Восточном экспрессе". Операторы в фильме как будто бы отыгрываются на полную, используя многие старомодные приёмы, вроде выглядывания камеры из-за угла, или со спины персонажей, и часто акцентируя внимание на их лицах. Опять же, всё это добавляет ещё один плюс в копилочку готичной атмосферы фильма
Помимо всего прочего, в ленте получают развитие практически все сюжетные персонажи: здесь каждый имеет личный характер и проходит какую-никакую, иногда даже совсем мелкую, сюжетную линию, в фильме практически полностью отсутствуют персонажи-функции, а актёрский каст хоть и не смог порадовать в этот раз изобилием медийных лиц (выделяются лишь сам Кеннет Брана, Мишель Йео, Джейми Дорнан и Келли Райли), однако все "новички" играют даже лучше, нежели эшелонные звёзды из предыдущих двух частей (в особенности касается какой-нибудь Гали Гадот в "Смерти на Ниле"). Особенно впечатлили работы Джуда Хилла: редко когда на большом экране встретишь настолько элегантно отыгрывающего в кадре паренька. Актёру после фильма явно светит большая дорога в будущее
Однако, несмотря на всё вышесказанное, "Призраки в Венеции" не убегают от главной проблемы своих предшественников: старомодность детективной истории. Несмотря на всю определённую культовость и значимость персоны Агаты Кристи, её романы на сегодняшний день банально устарели, а зрители "прокачались" в своих навыках разгадывания тех же убийц. Поэтому и здесь большинству не составит труда догадаться до личности главного антагониста, а очень многие сценарные ходы и тропы бросаются в глаз ещё в самом начале ленты, любому будет максимально очевидно во время просмотра, кто окажется предателем, а кто будет ни в чём не винной белой овечкой. Увы, здесь уже проблема в самом литературном первоисточнике, и подобными историями сегодня уже толком никакого не удивишь и не впечатлишь: об этом смекнул, к примеру, тот же Райан Джонсон, дилогия "Ножей" у которого наоборот - ломает клише и шаблоны этих самых шаблонных историй про условного Пуаро или Шерлока Холмса
"Призраки в Венеции" исправили очень многие косяки предыдущих двух фильмов во франшизе (и, может быть, даже является лучшим претендентом для просмотра среди представителей этой трилогии), а мистические нотки истории позволили зрителю глубже вникнуть в сюжет и напрячься до максимального предела, благодаря опытной режиссуре Кеннета Браны и профессиональным операторам и монтажёрам. Но увы, даже все эти приёмы не смогли уберечь ленту от того, что она максимально читаема, наивна и предсказуема. Время старых детективных историй давно и бесповоротно ушло, но это не отменяет того факта, что "Призраки" - достаточно неплохой вариант фильма без мозгов на вечер, который просто расслабит и развлечёт своего зрителя. Большего ведь и не требовалось? Или требовалось?...
Плюсы:
- Готическая мрачная атмосфера
- Прокачанная режиссура
- Актёрские работы
- Прекрасный визуал
- Мелкий хронометраж
- Персонажи и их арки
Минусы:
- Устаревший первоисточник
- Очень наивно и предсказуемо
- Слабое создание хоть какой-нибудь детективной интриги
7/10
- После смерти есть.....
- Ничего.
- Что-то.