Найти тему
s a m a r g a

Маяк на острове Аскольд ( история капитана В.Островского )

История капитана В.Островского...
История капитана В.Островского...

Размещение маяка на острове Аскольд было предопределено его располо­жением в юго-восточной части Уссурийского залива. Являясь отличным ориен­тиром для судов, идущих к Владивостоку с юга и юго-востока остров высокий и гористый как естественный маяк появляется по курсу судов, идущих в залив Стре­лок или к Босфору-Восточному.
После перебазирова­ния в 1871-72 гг. Сибирской военной флотилии из Ни­колаевска-на-Амуре во Владивосток, судоходство в заливе Петра Великого стало значительно интен­сивнее и остров, лежащий на морском пути в разви­вающийся порт, требовал скорейшего навигационно­го ограждения. В 16-лет­нем (1875-1891) плане по­стройки и переоборудова­ния плавучих и береговых маяков на морях России начало строительства ма­яка Аскольд было предус­мотрено в 1874 году. По разным причинам строи­тельство откладывалось и началось только в 1879 году. До этого роль маяка выполнял небольшой фо­нарь, установленный на каменном фундаменте вы­сотой 2 м.
Площадку для установ­ки башни выбирал сам Главный командир портов Восточного океана, воен­ный губернатор Приморс­кой области Восточной Си­бири контр-адмирал Г.Ф. Эрдман. Докладывая гене­рал-адмиралу и в Гидро­графический департамент о результатах своей поезд­ки на остров он отметил: «Летом туман так идет, что заслоняет и верхние и низ­кие места, да так, что вер­хние иногда видны, а низ­кие нет... Полагаю местом избрать возвышенность, имеющую 589 футов над уровнем моря и находящу­юся на юго-западной час­ти южного мыса... (мыс Елагина - авт.) к тому же в 200 саженях от него имеется несколько род­ников пресной воды».

Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как предусмотре­но проектом, а из камня.   Строить маяк подрядился Владивостокский купец Отто Линдгольм. Главным наблюдающим был назна­чен инженер полковник Хаакель. На все строи­тельство было отпущено 95 685 руб. (Стоимость возведения аналогичных маяков на Черном и Бал­тийском морях составляла в то время 60-70 тыс. руб.). Фактически строительство обошлось казне в 168 824 руб., почти в два раза до­роже. Вызвано это было дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались при­годными только глина и бутовый камень. Все ос­тальное пришлось заво­зить из Владивостока.
   К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строитель­ные работы начали с воз- ведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. Башню высотой 8,4 м от основания построили из кирпича, служебные и жи­лые здания - из местного бутового камня. Светооптический аппарат был за­куплен в Англии на заводе братьев Чанс.
   Осенью 1881 года стро­ительство было закончено и Главный командир пор­тов Восточного океана и военный губернатор Вла­дивостока контр-адмирал А.Ф. Фельдгаузен доклады­вал в гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать луч­шего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цве­та, огонь белый с проблес­ками через 1 минуту про­должительность 8 секунд. При испытаниях даль­ность видимости состави­ла 35 миль». В свою оче­редь Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореп­лавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как предусмотре­но проектом, а из камня. Строить маяк подрядился Владивостокский купец Отто Линдгольм. Главным наблюдающим был назна­чен инженер полковник Хаакель. На все строи­тельство было отпущено 95 685 руб. (Стоимость возведения аналогичных маяков на Черном и Бал­тийском морях составляла в то время 60-70 тыс. руб.). Фактически строительство обошлось казне в 168 824 руб., почти в два раза до­роже. Вызвано это было дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались при­годными только глина и бутовый камень. Все ос­тальное пришлось заво­зить из Владивостока. К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строитель­ные работы начали с воз- ведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. Башню высотой 8,4 м от основания построили из кирпича, служебные и жи­лые здания - из местного бутового камня. Светооптический аппарат был за­куплен в Англии на заводе братьев Чанс. Осенью 1881 года стро­ительство было закончено и Главный командир пор­тов Восточного океана и военный губернатор Вла­дивостока контр-адмирал А.Ф. Фельдгаузен доклады­вал в гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать луч­шего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цве­та, огонь белый с проблес­ками через 1 минуту про­должительность 8 секунд. При испытаниях даль­ность видимости состави­ла 35 миль». В свою оче­редь Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореп­лавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для свя­зи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигналь­ную мачту.   Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы как-то облег­чить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия мая­ка издал приказ: «За не­имением с островом Ас­кольд постоянного сообще­ния и ввиду полной невоз­можности для смотрителя маяка посылать в Гидро­графическую часть донесе­ния в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне фло­тилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, не­пременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тот­час же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
   Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смот­рителя и восьми матросов Сибирского флотского эки­пажа. Первым смотрите­лем был назначен по пред­ставлению Гидрографичес­кого департамента при­сланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афа­насьев.
Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение полови­ну команды менять осе­нью, а вторую половину весной, чтобы четыре чело­века постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппа­ратурой служителей.
  Маяк работал. В 1890 г. капитан норвежского паро­хода «Ф. Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время ту­манной ночи выстрелами из пушки и ударами коло­кола предупредил капита­на о приближении судна к прибрежным скалам.
  В 1892 г. был проведен капитальный ремонт баш­ни, проложена новая доро­га из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза - вместо одиннадцати верст, всего четыре. В этом же году специально назна­ченная комиссия выбрала место для сирены на мысе Шугайдуй (мыс Пальчатый), в двух километрах от мая­ка, где есть ключ пресной воды для парового котла.
  В 1896 г. маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший слу­житель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награж­ден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станис­лавской ленте на груди.
Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале прошло­го века она начала трес­каться и крошиться. Пери­одические ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.
Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для свя­зи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигналь­ную мачту. Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы как-то облег­чить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия мая­ка издал приказ: «За не­имением с островом Ас­кольд постоянного сообще­ния и ввиду полной невоз­можности для смотрителя маяка посылать в Гидро­графическую часть донесе­ния в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне фло­тилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, не­пременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тот­час же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть». Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смот­рителя и восьми матросов Сибирского флотского эки­пажа. Первым смотрите­лем был назначен по пред­ставлению Гидрографичес­кого департамента при­сланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афа­насьев. Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение полови­ну команды менять осе­нью, а вторую половину весной, чтобы четыре чело­века постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппа­ратурой служителей. Маяк работал. В 1890 г. капитан норвежского паро­хода «Ф. Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время ту­манной ночи выстрелами из пушки и ударами коло­кола предупредил капита­на о приближении судна к прибрежным скалам. В 1892 г. был проведен капитальный ремонт баш­ни, проложена новая доро­га из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза - вместо одиннадцати верст, всего четыре. В этом же году специально назна­ченная комиссия выбрала место для сирены на мысе Шугайдуй (мыс Пальчатый), в двух километрах от мая­ка, где есть ключ пресной воды для парового котла. В 1896 г. маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший слу­житель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награж­ден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станис­лавской ленте на груди. Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале прошло­го века она начала трес­каться и крошиться. Пери­одические ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.
Он представляет собой белую восьмигранную башню вы­сотой 8 м у белого одно­этажного здания. В метал­лическом фонарном соору­жении с медным куполом был установлен диоптри­ческий светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.    Трудные годы Граждан­ской войны, плохое снаб­жение привели к тому, что опытные служители поки­нули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Пер­вой мировой войны, реко­мендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответ­ственности за безопас­ность мореплавания, рабо­тали небрежно, и налажен­ный на маяке порядок раз­валился. Кроме того, маяк часто посещали вооружен­ные белогвардейцы, крас­ноармейцы, просто банди­ты. Как правило, такие на­беги заканчивались обык­новенными грабежами. Доклады смотрителя в Ди­рекцию маяков полны жа­лоб на бесчинства: «Неиз­вестные вооруженные люди отобрали запасы со­лонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословац­кого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апре­ля 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бик­фордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находя­щимся в море.
Он представляет собой белую восьмигранную башню вы­сотой 8 м у белого одно­этажного здания. В метал­лическом фонарном соору­жении с медным куполом был установлен диоптри­ческий светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса. Трудные годы Граждан­ской войны, плохое снаб­жение привели к тому, что опытные служители поки­нули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Пер­вой мировой войны, реко­мендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответ­ственности за безопас­ность мореплавания, рабо­тали небрежно, и налажен­ный на маяке порядок раз­валился. Кроме того, маяк часто посещали вооружен­ные белогвардейцы, крас­ноармейцы, просто банди­ты. Как правило, такие на­беги заканчивались обык­новенными грабежами. Доклады смотрителя в Ди­рекцию маяков полны жа­лоб на бесчинства: «Неиз­вестные вооруженные люди отобрали запасы со­лонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословац­кого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апре­ля 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бик­фордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находя­щимся в море.
 В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствова­лось, и в 1940 году прика­зом начальника Гидрогра­фической службы ТОФ он был отнесен к маякам пер­вого разряда. В годы Вели­кой Отечественной войны и войны с Японией маяк надежно обеспечивал пла­вание наших кораблей.    Интересен такой факт. 21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного до основания фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветитель­ный аппарат, доставлен­ный с Тихоокеанского фло­та с маяка Аскольд. Прослу­жив более десяти лет на Черноморском флоте, сот­ни раз наблюдая свет Херсонесского маяка возвра­щаясь в родную базу - Се­вастополь, автор очерка никак не мог предполо­жить, что этот свет был пу­теводной звездой для мо­ряков на Тихом океане.
В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствова­лось, и в 1940 году прика­зом начальника Гидрогра­фической службы ТОФ он был отнесен к маякам пер­вого разряда. В годы Вели­кой Отечественной войны и войны с Японией маяк надежно обеспечивал пла­вание наших кораблей. Интересен такой факт. 21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного до основания фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветитель­ный аппарат, доставлен­ный с Тихоокеанского фло­та с маяка Аскольд. Прослу­жив более десяти лет на Черноморском флоте, сот­ни раз наблюдая свет Херсонесского маяка возвра­щаясь в родную базу - Се­вастополь, автор очерка никак не мог предполо­жить, что этот свет был пу­теводной звездой для мо­ряков на Тихом океане.
В настоящее время маяк Аскольд оснащен со­временной светооптической техникой и радиомая­ком и продолжает надеж­но обеспечивать безопас­ность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку. В штат маяка входит пять гражданс­ких служащих, начальни­ком маяка с 2004 года яв­ляется Толстой Юрий Все­володович.    Моряки придумали много красивых слов, что­бы выразить свою любовь и признательность к мая­кам, установленным на бе­регах всех морей земного шара. В прошлом маяки называли святынями мо­рей. Сколько кораблей и человеческих жизней спас­ли сигналы маяков в штор­мовые темные ночи и ту­манные дни не счесть. Их называют «Прометеями моря», «светочами Зем­ли», часовыми, стерегущи­ми благополучие морепла­вателей, караульными ос­тровов и проливов. Но все маяки обслужи­вают люди, которые живут рядом с чайками на самых опасных скалах и отдален­ных островах, месяцами и годами лишенные цивили­зации и элементарных бы­товых удобств. Низкий вам поклон, МАЯЧНИКИ, за ваш труд от всех кто ходил и хо­дит в моря, от наших род­ных и близких за то, что бла­годаря вам корабли воз­вращаются к родным при­чалам.
В настоящее время маяк Аскольд оснащен со­временной светооптической техникой и радиомая­ком и продолжает надеж­но обеспечивать безопас­ность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку. В штат маяка входит пять гражданс­ких служащих, начальни­ком маяка с 2004 года яв­ляется Толстой Юрий Все­володович. Моряки придумали много красивых слов, что­бы выразить свою любовь и признательность к мая­кам, установленным на бе­регах всех морей земного шара. В прошлом маяки называли святынями мо­рей. Сколько кораблей и человеческих жизней спас­ли сигналы маяков в штор­мовые темные ночи и ту­манные дни не счесть. Их называют «Прометеями моря», «светочами Зем­ли», часовыми, стерегущи­ми благополучие морепла­вателей, караульными ос­тровов и проливов. Но все маяки обслужи­вают люди, которые живут рядом с чайками на самых опасных скалах и отдален­ных островах, месяцами и годами лишенные цивили­зации и элементарных бы­товых удобств. Низкий вам поклон, МАЯЧНИКИ, за ваш труд от всех кто ходил и хо­дит в моря, от наших род­ных и близких за то, что бла­годаря вам корабли воз­вращаются к родным при­чалам.
-7
-8
-9
-10