Найти тему

Как нанимающему менеджеру эффективно взаимодействовать с HR-службой?

Нанимающий менеджер — это руководитель, который является инициатором поиска сотрудника в свой отдел и который принимает решение по кандидату. В отечественных компаниях, как правило, такого менеджера называют внутренним заказчиком. Мы можем сколько угодно рассуждать о причинах этого, но, на мой взгляд, гораздо важнее понимать, в чем его функция, зона ответственности, какими он должен обладать компетенциями и как строится взаимодействие между ним и рекрутером, ответственным за закрытие вакансии. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Практически любой руководитель с уверенностью скажет, что успех работы компании зависит от команды. В конце концов, именно сотрудники обеспечивают бесперебойную работу бизнеса. И одним из важнейших этапов является качественный подбор сотрудников.

Осуществлять его нанимающим менеджерам помогают рекрутеры, которые, в свою очередь, как и руководители, заинтересованы закрыть вакансию в максимально короткие сроки лучшими специалистами. Почему же, несмотря на то, что цель у них одна, обе стороны так часто оказываются недовольны друг другом?

Среди распространенных претензий руководителей к рекрутерам часто можно услышать: «Не понимают, кто мне нужен», «Не могут оценить компетенции», «Большую часть работы мне приходится делать самому». В свою очередь, рекрутеры говорят следующее: «Не может объяснить, кто ему нужен», «Сам не понимает, кого хочет найти», «Часто меняет требования в процессе отбора», «Затягивает с принятием решений», «Не может никак принять решение».

Отсюда важный, на мой взгляд, ключевой вывод: залогом успеха в привлечении, подборе и найме талантов является сотрудничество нанимающего менеджера и рекрутера. Каждый из них играет уникальную и важную роль, помогая друг другу решать одну задачу — подбирать наиболее подходящих кандидатов. Теперь давайте разберемся, как этого добиться.

1. Определите роли участников подбора

Если нанимающий менеджер считает, что за сроки и качество подбора (а мне доводилось слышать, что и за работу будущего сотрудника) отвечает рекрутер, с такой установкой сложно рассчитывать на успешный наем. Поэтому первый шаг — договориться о роли каждого в этом процессе. Сделать это можно с помощью регламента, распределив функции каждого участника внутри каждого этапа подбора.

Волшебной формулы не существует, нет правильного или неправильного способа взаимодействия, здесь больше важен факт договоренностей, их соблюдение и наличие у каждой стороны ресурсов для их реализации.

Приведу пример того, как это может выглядеть (см. таблицу 1).

-2

2. Договоритесь о том, кого вы ищете

Достаточно часто мне приходится слышать от специалистов по персоналу, что нанимающий менеджер сам не понимает, какими компетенциями должен обладать кандидат и как их оценивать. А руководители, в свою очередь, недовольны кандидатами, которых рекомендуют им рекрутеры.

Для того чтобы обе стороны мыслили одинаковыми критериями, необходимо прописать требования к кандидатам. В этом вам поможет «Профиль должности» — документ, включающий перечень требований к знаниям, навыкам, личностным особенностям, мотивам и квалификации кандидата на должность, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Профиль должности отличается от заявки на вакансию тем, что он составляется один раз, а затем только корректируется при необходимости. А заявка оформляется на каждую вакансию и включает в себя гораздо меньший перечень информации. Как правило, это дата открытия вакансии, желаемый срок подбора, информация по графику работы и заработной плате. Получается, что, составив профиль должности один раз, вы существенно облегчаете себе работу в будущем (см. таблицу 2).

-3

Способов составления профиля существует множество, самый простой — прописать перечень его будущих обязанностей и для каждой из них определить необходимые компетенции.

-4

При этом в своих проектах по формированию системы подбора я пользуюсь библиотекой компетенций, из которой руководителю удобно выбирать подходящие формулировки. При отсутствии необходимых я просто дополняю ее и корректирую имеющиеся (см. таблицу 3).

-5

3. Договоритесь о способах оценки компетенций

Реальность такова, что большинству компаний с каждым годом становится все сложнее закрывать вакансии подходящими кандидатами в желаемый срок. Борьба за таланты растет. После отклика на вакансию кандидаты на линейные вакансии уже за первый час получают массу предложений и просто отключают телефон. Кандидат может ехать к вам на собеседование и по дороге принять предложение другого работодателя. Вследствие этого укомплектованность штата падает, поток кандидатов снижается, запросы кандидатов растут.

-6

Нанимающим менеджерам и рекрутерам важно понимать это, четко формулировать требования к кандидатам, концентрируясь на самом важном, и сокращать этапы отбора. Нерасторопность работодателей и неконкурентные условия труда могут дорого стоить бизнесу.

Отсюда следующим важным шагом на пути к продуктивному сотрудничеству между нанимающим менеджером и рекрутером является договоренность о способах оценки компетенций и этапах отбора и сокращение их сроков. В этом вам поможет воронка отбора, которая визуально может выглядеть следующим образом (см. таблицу 4).

-7

4. Соблюдайте договоренности

Зачастую бывает, что обе стороны договорились, но на деле эти договоренности не соблюдаются. Это происходит по нескольким причинам: на деле процесс подбора оказывается неудобным, у рекрутеров или нанимающих менеджеров недостаточно ресурсов для его реализации или они не обладают необходимыми компетенциями. Не следует игнорировать такую ситуацию, нужно выявить истинную причину, внести изменения и провести необходимое обучение.

Автор Анна Егорова

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 11 ноябрь 2022

Вы можете прочитать о тенденциях в области управления персоналом на 2024 год здесь.
Подпишитесь на мой Telegram, чтобы быть в курсе последних HR-новостей, тенденций и ресурсов.