Приветствую читатель, подписчик канала «Мастер»!
Очень часто, при прохождении отопительного периода, можно услышать жалобы жителя на то, что в квартире очень холодно и он замерзает.
Холодно?
-Батареи еле теплые!! Холодно в квартире. «Подкрутите» там что-нибудь, сделайте батареи погорячей! – возмущенно жалуется и просит наш житель МКД в УК.
И нашему жителю сложно объяснить, что сотрудники УК в данной ситуации практически не могут ему оказать сколь действенную помощь.
-У нас централизованная система теплоснабжения и температуру нам подает теплосеть. Звоните в теплосеть – единственный ответ из диспетчерской УК.
За такой ответ надо наказывать дежурившего диспетчера. Здесь необходимо ответственным лицам УК разъяснить сотрудникам дежурной, диспетчерской службы управляющей компании само понятие неграмотной работы и информирования жителей многоквартирного дома.
В отношениях цепочки «житель-управляющая компания-теплосеть», управляющая компания стоит на втором месте, и именно сотрудники УК обязаны проверить температуру подаваемого теплоносителя и в случае отклонения от нормы вести переговоры о нарушениях со стороны теплосети. И это не проблема жителя дома, так как за качество поставляемых коммунальных услуг отвечает прежде всего управляющая компания, которую наш житель выбрал на общем собрании.
Ну что, «поехали» далее.
Сейчас мы с вами поговорим об основах создания микроклимата в помещении и работы системы отопления в МКД. Прежде всего хочется остановиться на понятии «холодно в квартире» с точки зрения предоставления коммунальных услуг. В данном случае такого понятия как «холод в квартире» в нормативных документах не существует. Само понятие обеспечения качественными коммунальными услугами и подразумевает под собой обеспечение жителей многоквартирного дома требуемыми коммунальными услугами, услугами нормативного качества и в конечном итоге комфортного уровня проживания в данном жилом помещении.
Так как определить это «необходимое качество»? Как создать тот качественный и комфортный для проживания микроклимат в жилом помещении?
Показатели качества коммунальных услуг, от которых отталкиваются все нормативные документы ЖКХ, разрабатывались и исследовались на протяжении не одного десятка лет профильными институтами путем наблюдений за жизнедеятельностью человека и в целях создания для него оптимальных и комфортных параметров микроклимата. Опытным путем были получены требуемые максимумы и минимумы параметров, при которых человеческий организм существовал наиболее комфортно, с точки зрения всевозможных медицинских параметров и другого.
По всей видимости любой житель многоквартирного дома сталкивался с такими ситуациями, когда по личным ощущениям в квартире слишком «холодно» или «жарко, как в бане, даже дышать невозможно». Это две крайности, которые четко указывают на нарушения качества предоставления коммунальных услуг. В первом случае это «холодное» помещение, а во втором случае это показатель «перегрева» помещения.
И то и другое плохо воздействует на организм человека и является негативным фактором, способствует ухудшению состояния здоровья человека и может привести к различным заболеваниям, начиная от банальной простуды и заканчивая более тяжелыми формами хронических, сопутствующих заболеваний.
Холодно в квартире
Разберемся с понятием, которое наиболее часто употребляется при прохождении отопительного периода - понятие «холодно в квартире». В моей практике жалоб на «перегрев» жилого помещения в ОЗП практически не наблюдалось. Оно и понятно. При перегреве – открыл форточки и снизил температуру до комфортной. Все очень просто. А вот с холодом в квартире не так все просто. Электрообогреватель сушит сильно воздух, да и счет за электроэнергию приходит внушительный. Сильно не разгонишься.
Так вот. Понятие «холодно в квартире» напрямую связано с понятием «температура воздуха в жилом помещении». И именно данный параметр является определяющим во всех нормативных документах ЖКХ. Максимальные и минимальные значения его четко определены и закреплены нормативными документами.
Однозначно сказать, что за параметр «температура воздуха в жилом помещении» отвечает только система отопления будет неправильным. Этот параметр является результирующим и на его величины влияет множество факторов, например, воздухообмен с окружающей средой, да и многие другие факторы. Но в основном, как принято считать, параметр «температура воздуха в жилом помещении» подлежит качественной регулировке со стороны системы отопления многоквартирного дома, элементами которой являются установленные в квартире приборы отопления (разных типов, модификаций).
Поговорим об этом?
Жалобы жителя МКД
Что можно услышать наиболее часто в жалобах жителя в зимнее время?
Правильно, вот это:
- Приборы отопления в квартире «еле теплые», - с возмущением заявляет наш житель и выдает свое умозаключение:
- По всей видимости система отопления работает «плохо»! Поднимите «градусы» в системе!
Однако наш житель заблуждается. Поясним почему.
А вот почему:
Наш житель даже не догадывается, что температура теплоносителя в системе отопления (и соответственно в приборах отопления) величина переменная и поэтому при нормальной работе системы, при правильной регулировке, батареи при потеплении воздуха на улице становятся теплыми, а при похолодании (особенно при минусовых температурах) более горячими. То есть, наши с вами приборы отопления должны правильным образом реагировать на изменение погоды на улице. Это переменное снижение и повышение температуры теплоносителя в зависимости от параметров погоды указывает на правильную и качественную работу системы отопления (если такого нет, то регулировка системы отопления у вас не работает).
Система отопления в зимний период работает строго по графику качественной регулировки температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Графики качественной регулировки находятся в ведении теплоснабжающей организации, которая обязана обеспечить конечного потребителя требуемыми нормативными параметрами теплоносителя системы отопления. В отношении работы теплосети, то это те самые «градусы» в приборе отопления и о которых так переживает наш житель.
О нормативах
А где посмотреть все «эти нормативы»?
Я не буду в данной статье перечислять вам все нормативные параметры, которые приводятся в документах ЖКХ. При желании вы можете с ними более подробно ознакомиться, ну например на сайте жкхпортал.рф (или в других источниках) перейдя по приведенным ниже ссылкам:
А в качестве ориентира сообщаю, что температура воздуха в квартире в осенне-зимний период (тогда, когда работает система отопления) должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
По мне так эти нормативы являются заниженными. Не знаю как вам, но мне лично комфортно, когда температура воздуха в квартире порядка +23°C. Выше хуже, ниже – «холодновато будет». По всей видимости все зависит от возраста жителя. В более пожилом возрасте жителю хочется, чтобы в квартире было намного теплей, чем это предусмотрено нормативами.
Что делать?
Так что же делать жителю жилого помещения, если в квартире градусник показывает температуру воздуха ниже установленных параметров? А батареи «горячие».
Самым правильным в данной ситуации будет написание заявления в свою управляющую компанию для проведения замера температуры воздуха в помещении. Управляющая компания обязана провести обследование жилого помещения, установить причину снижения температуры воздуха и зафиксировать результаты обследования в соответствующем Акте. По результатам обследования провести мероприятия по ликвидации причины снижения температуры, если это относиться к обслуживанию общедомовых элементов. О том, как правильно проводить обследование помещения, составлять акт, как правильно произвести замер температуры воздуха в квартире и о многом другом мы с вами поговорим в следующих статьях.
Жителю квартиры
В заключение этой статьи можно остановиться на рекомендациях для жителя МКД. В случае, если у вас имеются достаточные основания считать, что система отопления в МКД работает не эффективно, то не надо обращаться в свою теплоснабжающую организацию, телефоны диспетчерской службы которой всегда можно найти в сети интернет. Поймите, что за качество любых коммунальных услуг, которые вы должны получать, несет ответственность ваша управляющая компания и это ее обязанность звонить в теплосеть, водоканал и так далее, принимать меры по нормализации ситуации.
Управляющей компании
Для управляющей компании можно дать следующие рекомендации.
Необходимо грамотно составлять Акты и для измерений пользоваться «правильными» приборами. Не надо вводить жителя в заблуждение «стреляя» из пирометра по стенкам помещения и показывая ему результаты измерений. Пирометр снимает данные о температуре с поверхности, но не дает сведения о температуре воздуха. Об этом я напишу в следующей статье. И только тогда у вас не будет в дальнейшем проблем с проверяющими органами.
На этом сегодня все. Впереди ОЗП. Удачи Вам при прохождении этого ответственного периода.
Подписываемся, задаем вопросы в комментариях, отвечу всем, далее будет еще интересней!
Также можно посмотреть предыдущую статью (если есть проблема с запуском системы отопления) - Запуск отопления в МКД. Проблемный дом. Случай из практики.