Найти тему

Хрестоматия. Ян-Амос Коменский. Великая дидактика

«Мы же обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

I. Образование должно получить всё юношество за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.

II. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

……………………………...........................................

IV. Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения…

V. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т.е. чтобы разумное существо - человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только воспитывать из книг, и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Нужно также стремиться к основательному усвоению нравственности и благочестия.

VI. Это образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно лёгким. Нужно уделять не более четырёх часов ежедневно на занятия в школе, и притом так, чтобы было достаточно одного учителя для обучения одновременно хотя бы ста учеников…

……………………………........................................

Стремление учиться человеку врождено…

…прежде всего нужно устранить…случайно возникшую тупость, вернуть детей к первоначальной природной восприимчивости, и, несомненно, у них восстановится стремление к знанию…Но кто же, говорю я, обращает внимание на то, чтобы…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению, вызвал бы в нём большую готовность во всём повиноваться своему наставнику? Обычно каждый учитель берёт ученика таким, каким он его находит, и сразу же начинает подвергать его обработке…приспосабливает к своим образцам и рассчитывает, что тот станет блестеть как отполированный. Если же этого немедленно по его желанию не произойдёт (а как могло это произойти, спрашиваю я), то он (учитель) негодует, шумит, неистовствует. Мы не удивляемся, что от подобного образования некоторые уклоняются и бегут от него! Скорее следует удивляться тому, как кто-либо в состоянии выдержать его (такое образование).

…………………………….......................................

Ошибку делают те наставники, которые хотят достигнуть образования вверенного им юношества тем, что много диктуют и дают заучивать много на память без тщательного разъяснения вещей. Точно так же погрешают и те, которые хотят всё разъяснить, но не соблюдают меры…

…………………………….........................................

I. Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению.

II.Метод обучения должен уменьшать трудности учения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каким образом следует побуждать и поддерживать в детях стремление к учению?

1. Родителями. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят науку и самого учителя.

2. Учителями.Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своими суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

3. Самой школой, которая «должна быть приятным местом…»

…………………………….........................................

5. Методом, который должен быть естественным… Всё естественное, что развивается само собой. Нет необходимости заставлять воду течь по наклонной плоскости; удали только плотину или вообще всё то, что её задерживает, - и ты увидишь, что она тотчас потечёт…

6. Школьным начальством.Начальство и попечители школы могут возбуждать усердие к учению, если сами будут присутствовать на публичных актах (будут ли то упражнения в декламации или диспутах или экзамены и присуждения учёных степеней) и более прилежным будут раздавать похвальные отзывы и награждать их (без лицеприятия) подарками.

……………………………........................................

I. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.

II.Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.

III.Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало достаточно ясным, как разнообразно его применение…

……………………………........................................

…Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали, как их называют «мастерскими людей»…

……………………………........................................

…Если учение поставлено правильно…, то оно само по себе привлекательно для умов и своею занимательностью притягивает к себе всех(за исключением разве каких-либо уродов среди людей). Если иногда бывает не так, то вина за это падает не на учащихся, а на учащих. Если же мы не владеем способами искусно привлекать умы, то напрасно, конечно будем в таком случае применять силу… Поэтому, когда замечается болезненное состояние духа, с отвращением относящегося к изучению, его нужно искоренять соответствующей духовной пищей и тотчас прописываемыми мягкими средствами, а не обострять суровыми лекарствами… Музыкант не бьёт кулаком или палкой по струнам или не ударяет инструмент об стену, если струны … дают диссонансы, а терпеливо настраивает их, применяя всё своё искусство до тех пор, пока не приведёт струны к гармонии. Также должны мы применяться к свойствам ума, приводя умы к гармонии и любви к наукам, если мы не желаем из ленивых сделать упрямых, а из вялых - совершенных глупцов».

©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя" 2009, 2023

Источник: Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика,1981.