Найти тему
О кораблях и марках

День гирмита. Фиджи 2022

Оглавление

Опубликовано в блоге "О кораблях и марках"

Не будем далеко отдалятся от Таити в пространстве и времени и отправимся на остров Фиджи. Просматривая выпуски новых марок с парусниками в поисках новых тем для блога, я наткнулся с виду на не очень примечательную марку острова Фиджи с парусником. Но надпись на ней меня заинтересовала — День гирмита, Индия – Фиджи: 143 года общего наследия. Что это такое, я совершенно не знал. Что связывает Фиджи и Индию и что за парусник попал на эти марки давайте и разберемся.

Girmit Day, Индия – Фиджи: 143 года общего наследия. Фиджи 2022
Girmit Day, Индия – Фиджи: 143 года общего наследия. Фиджи 2022

День Гирмита

День Гирмита — государственный праздник Фиджи, учрежденный в память об индийцах, которых британцы массово завозили для работы на плантациях сахарного тростника. Формально эти индийцы были, как сейчас это называется, трудовыми мигрантами, с ними заключался контракт на работу, но фактически эта работа и условия их жизни ничем от рабства не отличались. Сами индийцы называли эти соглашения гирмит, поэтому и их со временем стали так называть. Ну аналогично как у нас в СССР в 60-е годы рабочих, которых завозили в Москву по лимиту, называли лимитчиками.

В начале 1870-х годов тогдашний либеральный премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон был категорически против расширения Британской империи, но крах местного правительства на Фиджи привел к серьезным проблемам, фиджийцы в очередной раз попросились под крыло британской империи, и было решено, что Фиджи — это особый случай. Для формирования колониального правительства на остров были направлены два комиссара, и 10 октября 1874 г. был официально подписан «Договор о цессии», согласно которому Фиджи стали колонией Короны. Колония просуществовала почти 100 лет — до 1970 года.

Для решения проблемы рабочих рук вместо хлопка было решено выращивать сахарный тростник, который требовал меньшего количества рабочих. Поскольку коренные фиджийцы были не готовы к постоянной работе на полях, были привлечены индийцы, что изменило весь характер жизни на Фиджи. Изначально не предполагалось, что индийцы останутся здесь надолго, но со временем их число превысило число фиджийцев, и сейчас потомки выходцев из Индии составляют более 40% населения Фиджи.

С 1879 по 1916 год в общей сложности 42 корабля совершили 87 рейсов с индийскими наемными рабочими на Фиджи. Первоначально корабли доставляли рабочих из Калькутты, но с 1903 года почти все корабли отправлялись из Мадраса. В общей сложности 60 965 человек покинули Индию, 60 553 (включая рожденных на море) прибыли на Фиджи. Всего на борт кораблей поднялись 45 439 человек в Калькутте и 15 114 человек в Мадрасе. Парусные суда в среднем проводили в пути 73 дня, а пароходы — 30 дней. Судоходными компаниями, перевозившие рабочую силу, были Nourse Line и British-India Steam Navigation Company.

Контракты на работу заключались в среднем на 5 лет и рабочие формально могли покинуть Фиджи по их истечении. Чтобы получить бесплатный проезд обратно в Индию, гирмиты должны были прожить на Фиджи не менее десяти лет. Поскольку очень немногие могли позволить себе вернуться домой за свой счет из-за низкой заработной платы, большинство гирмитов продлевали контракт еще на пять лет и еще и еще. Получалось так, что фактически индийцы проводили на острове 10-20 лет. И многие, привыкнув, решали не возвращаться обратно и оставались на Фиджи. Когда срок их службы истекал, они брали в аренду небольшие участки земли у местных жителей и заводили собственные животноводческие фермы или плантации сахарного тростника либо занимались бизнесом. Общее число рабочих, вернувшихся в Индию, составляет 39 261 человек из прибывших 60 553. При этом в число вернувшихся включены также дети, родившиеся на Фиджи.

Вообще история подневольного труда, а по сути система кабального рабства индийцев, берет начало с 18 января 1826 года, когда правительство французского острова Реюньон в Индийском океане решило завезти индийских рабочих в колонию. Всего же в разные европейские колонии за время действия практики гермитов было перевезено более 1,6 миллиона рабочих. Система расширилась после отмены рабства в Британской империи в 1833 году. Кабалы британских индийцев продлились до 1920-х годов. Это привело к развитию больших индийских диаспор в Карибском бассейне, Натале (Южная Африка), Восточной Африке, Реюньоне, Маврикии, Шри-Ланке, Малайзии, Мьянме и Фиджи.

О марке

Технические данные марки:

  • Дата выпуска — 14 мая 2022
  • Размер — 50х3 мм
  • Номинал — 42 цента Фиджи — примерно 18,3 рубля (тариф — местное письмо до 30 г)
  • Перфорация — 14,25×14
  • Типография — Southern Colour Print, Новая Зеландия

Марка выпущена в серии из 4 марок. Вот они на конверте первого дня:

Girmit Day, Конверт первого дня. Фиджи 2022
Girmit Day, Конверт первого дня. Фиджи 2022

Выпуск марок было обставлен довольно торжественно на самом высоком уровне. Марки представили на торжественном мероприятии, состоявшемся 14 мая 2022 г. в Гражданском центре столицы Фиджи Сувы, премьер-министр Республики Фиджи Джосайя Вореке Баинимарама и Верховный комиссар Индии на Фиджи Его Превосходительство П.С. Картигеян. На мероприятии также присутствовали несколько министров и их помощников, старшие государственные служащие, члены дипломатического корпуса, представители деловых кругов и видные представители индийской диаспоры. По этому случаю премьер-министр Фиджи рассказал об огромных трудностях, выпавших на долю подневольных индийских рабочих. Фиджийцы стараются не забывать историю индийской диаспоры и вклад индийцев в развитие страны.

«Леонидас» и его плавание на Фиджи

15 мая (по некоторым источникам 14-го) 1879 года первая партия наемных рабочих на корабле «Леонидас» (Leonidas) была доставлена ​​на Фиджи британцами.

«Леонидас», названный в честь спартанского царя Леонида, был спущен на воду в июне 1877 г. Построен компанией A McMillan & Son, Dumbarton, Scotland для J. Patton Jr & Co., London. Тоннаж 1 388 брутто. Габариты. 238 x 37,1 x 22,1 фута.

Ранее судно уже использовалось для перевозки подневольных рабочих в Вест-Индию: в 1878 г. оно перевезло 580 индийских рабочих в Сент-Люсию.

Судно под командованием капитана Маклахлана вышло из Калькутты (Индия) 3 марта 1879 г. и прибыло в Левуку (город на восточном побережье фиджийского острова Овалау) 14 мая того же года, пробыв в пути 72 дня.

«Леонидас» прибыл на Фиджи (фотография из газеты «Fiji Times», 17 мая 1879 года. Источник: indiannewslink.co.nz)
«Леонидас» прибыл на Фиджи (фотография из газеты «Fiji Times», 17 мая 1879 года. Источник: indiannewslink.co.nz)

Всего на корабль в Калькутте погрузилось 498 пассажиров — 273 мужчин, 146 женщин и 79 детей, не достигших двенадцатилетнего возраста. Уже через три дня после выхода в море на корабле вспыхнула эпидемия холеры и оспы. Несмотря на усилия судового врача по изоляции зараженных пассажиров, 17 человек умерли до прибытия корабля в Левуку. Поскольку в Левуке не было карантинного учреждения, было принято решение поставить судно на якорь на некотором расстоянии от порта с подветренной стороны. Всего четырьмя годами ранее эпидемия кори уничтожила 40 тыс. фиджийцев, поэтому местное правительство очень опасалось новой вспышки завезенных болезней.

Главный врач колонии доктор МакГрегор придумал оригинальный способ предотвратить попадание инфекции на берег. На внешнем рифе был сооружен помост из дерева с подвижной платформой. На него во время отлива выкладывались необходимые кораблю грузы, все письма помещались в бутылку с карболовой кислотой и перед отправкой подвергались дезинфекции.

В качестве карантинной станции была выбран небольшой остров Янука-Лайлай, но имеющиеся на нем дома могли вместить только 350 человек. В течение нескольких дней были построены дополнительные буре (фиджийские дома), и пассажиры корабля были перевезены на остров. В узком проходе между Левукой и Янука-Лайлай была выставлена вооруженная охрана, чтобы предотвратить контакт с вновь прибывшими. Во время карантина на острове умерло еще 15 индийцев, таким образом в живых осталось только 463 человека. 9 августа 1879 г. почти через 3 месяца карантина они были выпущены с острова.

«Леонидас» вскоре после отплытия сменил название на «Southern Monarch» и в дальнейшем принадлежал лондонской компании Royal Exchange Shipping Co. 19 октября 1882 г. судно под командованием капитана Лагаля отплыло из австралийского Ньюкасла в Мадрас и 20 декабря 1882 г. в миле от Мадраса судно село на камни и погибло.

В 1979 году почтой Фиджи была выпущена серия марок в честь 100-летия прибытия индийских рабочих на остров, где «Леонидас» появился первый раз. И в 2022 году ничего нового придумывать не стали, изображение корабля полностью идентично, только переведено в ч/б.

«Леонидас», из серии «100 лет прибытию индийцев на Фиджи. Фиджи, 1979
«Леонидас», из серии «100 лет прибытию индийцев на Фиджи. Фиджи, 1979

Вся серия целиком, индийцы изображены довольно счастливыми, хотя всё было совсем не так:

Вот такая вот история за вроде бы совсем обычной маркой.

Дополнительная информация