Найти в Дзене
Народ Востока

Как Маяковский относился к евреям?

Наверное, нет другого крупного русского литератора, кто бы настолько хорошо был знаком с евреями и так сильно погружен в еврейскую жизнь. Маяковский действительно очень хорошо относился как ко всему этому народу в целом, так и к отдельным его представителям.

И они платили ему тем же: в 1920-е Маяк еще не был «нашим всем», а являлся одним из множества известных поэтов. Но возвышался над ними и в смысле известности, и в финансовом плане. Отчасти это было связано с тем, что, благодаря удачным знакомствам, его умело раскручивали по еврейской линии.

Где-то с начала подросткового возраста, который совпал с переездом в Москву, многие его знакомые были евреями. И затем, по мере вхождения в состав русских авангардистов и футуристов, круг его общения стал все более еврейским.

Конечно, это было характерно для всех людей такого рода деятельности: слишком уж велико было присутствие евреев в творческой среде обеих столиц. Но если у какого-нибудь Есенина евреями являлись только двое из десяти его приятелей, то у Маяковского – более половины.

Но это он, кажется, не специально – просто так совпало.

Большинство из вас вспомнит сложные и полные противоречий отношения поэта с Лилей Брик – его официальной музой и главной женщиной в жизни. Даже Иосиф Виссарионович, когда она попала в списки тех, кого предполагалось подвергнуть репрессиям, предписал чекистам «жену Маяковского не трогать». Хотя тот иудаизм не принимал, не имел возможности вести под венец уже замужнюю Лилю, да и вообще, всю жизнь оставался холостяком.

-2

Не менее интересна и его дружба с Осипом Бриком. Судя по всему, тот по каким-то то ли физиологическим, то ли психологическим причинам не мог поддерживать супружеские отношения со своей законной женой. И поэтому не был против, чтоб его подменял молодой Маяковский.

Ситуация необычная, но на самом деле, не такая уж редкая. К тому же, описанная в мировой литературе – вспомните британский роман «Любовник леди Чаттерлей». Но извините, много лет содержать конкурента и помогать ему в профессиональном плане – это как-то чрезмерно. Может, конечно, Осип Максимович был так привязан не к ухажеру своей любимой, а к деньгам, который тот ему задолжал)))

Но к Лиле и Осипу Владимир Владимирович относился не как к евреям, а просто как к людям. Ну и они ему платили тем же, не воспринимали, как «полезного гоя». А что же он думал об этом народе в целом?

Ну опять же, Маяк – это не средний россиянин, который видел детей Сиона только по телевизору. Это человек, который в самом буквальнейшем смысле провел с евреями всю свою жизнь, за исключением босоногого детства. Поэтому на нашу сегодняшнюю тему сложно говорить, не приводя конкретных примеров.

-3

Их есть у меня. С юности его знакомым был Пастернак – в годы литературной зрелости Маяковский даже предлагал тому признать себя первым русским поэтом, чтобы «официально» считаться вторым. Вряд ли бы кто-то вроде Достоевского сделал бы такое предложение кому-то вроде Шолома-Алейхема. Хотя, конечно, хоть Соломон Рабинович считался признанным классиком еврейской литературы. Но до классика русской все равно не дотягивал.

Некоторое время Маяк ухаживал за Эллой Каган – будущей французской писательницей и младшей сестрой Лили Брик. Их общие родители побаивались футуристов, которые были кем-то вроде панков своего времени. Но и не сказали строгого: «Нет!» Впрочем, после знакомства со старшей из дочерей, наш герой быстро переключился на нее.

Маяковский неоднократно посвящал евреям свои стихи, с помощью литературных вечеров собирал средства на еврейские проекты в России и за ее пределами, был одним из немногих неевреев-сионистов – то есть, поддерживал проект создания национального очага этого народа в Палестине.

Если верить стихотворению «Ж…д», он воспринимал антисемитов не просто как недоброжелателей еврейского народа, но как врагов советской власти. Просто потому, что считал – такому явлению не место в современном мире. И что антисемитами является не прогрессивная молодежь, а «черносотенцы и недобитые графини».

-4

Надо сказать, что дети Сиона ему отплатили сполна. Во многом, благодаря их заграничным связям поэт получил возможность заработать в Европе и Америке, и некоторое время мог не отказывать себе ни в чем. Кроме того, семья Бриков его не забыла: только благодаря активности Лили Сталин принял решение назначить Маяковского первым советским поэтом.

Но, повторюсь, в этом случае она действовала не как еврейка, а как его единственная любовь.