Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Отпуск в сентябре»: трудно быть гадом! Олег Даль в маленькой трагедии большого эгоиста времён застоя

Оглавление

Вряд ли в перечне ролей, сыгранных Олегом Далем, найдётся более омерзительный персонаж. Зилов, которого окрестили «типичным интеллигентом эпохи застоя, переживающим экзистенциальный кризис», по сути, среднестатистический советский везунчик. Всё у него как по нотам – работа непыльная, жена красавица (а в придачу ещё парочка любовниц, которые принимают нашего героя со всеми его душевными вывертами и стабильным семейным положением), отличные друзья, квартира в новостройке.

«Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Александр Вампилов, «Утиная охота», 1967
«Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Александр Вампилов, «Утиная охота», 1967
Анатолий Саяпин – бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова (Юрий Богатырёв). Ещё одна великолепная роль Богатырёва: ему безупречно удалось передать натуру жизнерадостного, вечно гогочущего добродушного подкаблучника, который прекрасно себя чувствует под пятой у энергичной жены
Анатолий Саяпин – бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова (Юрий Богатырёв). Ещё одна великолепная роль Богатырёва: ему безупречно удалось передать натуру жизнерадостного, вечно гогочущего добродушного подкаблучника, который прекрасно себя чувствует под пятой у энергичной жены

Тут бы радоваться, ан нет: Зилову скучно жить. Всё вокруг вызывает у него тоску, отвращение и вгоняет в хандру вперемежку с запоями, а едкие выпады в адрес окружающих сопровождаются неизменной циничной ухмылкой. Как следствие, по-настоящему глубокий душевный кризис начинает испытывать его жена (у Вампилова – хрупкая женщина с изяществом в поведении, «которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».)

Галина, жена Зилова (Ирина Купченко). «На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко)». Александр Вампилов, «Утиная охота»
Галина, жена Зилова (Ирина Купченко). «На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко)». Александр Вампилов, «Утиная охота»
«Вера – давняя любовница Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску». Всех мужчин называет Аликами. Александр Вампилов, «Утиная охота». В роли Веры Ирина Резникова
«Вера – давняя любовница Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску». Всех мужчин называет Аликами. Александр Вампилов, «Утиная охота». В роли Веры Ирина Резникова

Вожделенная поездка на утиную охоту, ставшая для Зилова настоящим фетишем, призрачной целью, представляется ему неким островком тишины, умиротворения, безмятежности и внутренней свободы, куда непременно нужно вырваться из серой обыденности – со скучной бумажной рутиной в пыльном БТИ, ревнивыми упрёками издёрганной жены и назойливым вниманием влюблённых женщин.

Зацикленный на собственных надуманных переживаниях, этот страдалец буквально идёт по головам – вернее, по чувствам окружающих людей. Закосневший в эгоизме, и сам не живёт, и другим не даёт.

«Отпуск в сентябре», психологическая драма по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Киностудия «Ленфильм»., 1979. Режиссёр Виталий Мельников
«Отпуск в сентябре», психологическая драма по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Киностудия «Ленфильм»., 1979. Режиссёр Виталий Мельников
-7
«Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина – мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своём учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма не уверен в себе, нерешителен и суетлив». Александр Вампилов, «Утиная охота». В роли Кушака Евгений Леонов
«Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина – мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своём учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма не уверен в себе, нерешителен и суетлив». Александр Вампилов, «Утиная охота». В роли Кушака Евгений Леонов

У Зилова не находится времени, чтобы навестить отца, несмотря на настойчивые просьбы, с которыми больной старик обращается к сыну в каждом письме; нет времени для жены и нет желания иметь ребёнка, что толкает Галину на роковой шаг; нет желания выполнять свою работу – гораздо проще заменить её фикцией и подтасовкой фактов. Вся его жизнь – нескончаемая истероидная гонка за впечатлениями, ни одно из которых не способно насытить оскудевшую душу и истощённый пустыми измышлениями ум, ни одно не в силах заполнить зияющую внутреннюю пустоту.

-9
Николай Кузаков, приятель Зилова (Николвй Бурляев). «Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублён. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает».
Николай Кузаков, приятель Зилова (Николвй Бурляев). «Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублён. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает».

Трудно сказать, какие эмоции должен был вызвать главный герой по замыслу драматурга Александра Вампилова, но сочувствия он не вызывает, это точно. Скорее, стойкую неприязнь, и вовсе не потому, что несовершенен.

Можно предположить, что Зилова настиг «кризис среднего возраста» и эта унылая бесцветная жизнь ему опостылела. Но тогда логично было бы не таскаться «хвост трубой» налево, разбивая сердце жене, а объясниться с ней и мирно разойтись; не просиживать панталоны в затхлом ЦБТИ, а уехать куда-нибудь – на героическую стройку века, например, на «живую работу», где есть простор для применения нерастраченных сил и способностей. Но подобные перемены требуют не слов, а действий, что совсем не в характере Виктора Зилова.

-11
-12
-13

Вместо этого в лучших традициях капризного дитяти он доводит жену до последнего предела и она уходит навсегда – только тогда Виктор спохватывается, закатывает прощальную сцену с откровениями в духе тургеневских героев и запоздалыми обещаниями.

Напившись до белых зайцев, устраивает безобразный скандал в кафе, натужно пытаясь оскорбить всех присутствующих и выставить их в неприглядном свете, за что совершенно закономерно получает по физиономии от официанта Димы, который сохраняет во всех ситуациях поистине олимпийское спокойствие.

-14
-15
-16

Именно демонстративная бравада своими пороками, театральность выходок, саморазрушение и главное – то, что Зилов оставляет руины в душах искренне любящих его людей, часто вызывают у зрителей и читателей ассоциации с «печоринским героем», «лишним человеком», которому невыносимо стоячее болото однообразного существования. Звучит поэтично и лестно для персонажа, однако очень сомневаюсь, что в реальной жизни, близко соприкоснувшись с эгоизмом, душевной чёрствостью и цинизмом такой степени и такого накала, возможно найти этому красивые оправдания.

Оттолкнув от себя всех, Зилов не находит ничего лучше, чем направить двустволку себе в грудь. Странно, но даже этот шаг человека, доведённого до отчаяния, выглядит как фиглярство. Символичен подарок Кузакова и Саяпина, приславших ему траурный венок с дарственной надписью «от безутешных друзей» – подчеркнув тем самым, что Зилов, по сути, давно мёртв.

-17
Официант Дима (Геннадий Богачёв). «Одноклассник Зилова и Саяпина – высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным».
Официант Дима (Геннадий Богачёв). «Одноклассник Зилова и Саяпина – высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным».
-19

Конечно, он не застрелился. Устроив истерику с ломанием рук (совершенно в своём духе), успокоился и на звонок Димы ответил, что едет на охоту.

«У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца...», – таков неутешительный диагноз, поставленный Зилову Галиной. И это ещё много чести! «Алик из Аликов», вот что такое Зилов. А его сумбурное бесцельное существование – пенсия по инвалидности души, как выразился один из критиков.

Демонстративно мучиться, потеряв смысл бытия, и бесцельно блуждать в поисках смысла, попутно ломая чужие судьбы – весьма удобная позиция. Как будто вокруг не живые люди, у них не бывает ни сомнений, ни страхов, ни боли, ни поисков сути. Только другие меряют бесконечными шагами дорожки в укромном саду собственных сокровенных исканий, и лишь Зилов, как медведь, беспардонно лезет в чужие цветники, ломая изгороди, топча траву и тонкие ростки.

-20
-21
-22

Почти вся сюжетная линия фильма, за исключением отрывков воспоминаний Зилова, разворачивается под монотонные звуки барабанящего по стеклу затяжного осеннего дождя. Капли стекают одна за другой, за окном – распутица, колеи мокрой глины, развороченные экскаваторами, и похожие одна на другую панельные многоэтажки. Эта картина создаёт атмосферу безысходности, тоски, однообразия, скуки, сырости, тления. Так, под эти убаюкивающие звуки, постепенно разрушается личность главного героя. А он, не отдавая себе в том отчёта, бредит утиной охотой, веря, что перемена места закроет зияющую пропасть, разверстую внутри. И твердит, будто заклинание «На охоту!» – как когда-то чеховские три сестры повторяли бесконечно и с надеждой: «В Москву! В Москву!»

-23
Валерия, жена Саяпина (Наталья Гундарева). «Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Одевается модно».
Валерия, жена Саяпина (Наталья Гундарева). «Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Одевается модно».

Фильм режиссёра Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», снятый по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» в 1979 году, негласно вошёл в список запрещённых фильмов и был положен на полку на долгих восемь лет. Неудивительно: разве могла в бодрой советской действительности иметь место столь пошлая упадническая личная драма? А как же жизнь за идею? А как же крепкое плечо коллектива? А как же высокие моральные качества и ясные цели?

«Картину в Останкино приняли хорошо – с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом на ТВ ждали «удобного момента» ровно восемь лет – до самой перестройки», вспоминал Виталий Мельников.

-25
-26
-27

У режиссёра было два претендента на роль Виктора Зилова: Олег Янковский и Олег Даль. Последний был очень обижен, что роль не была отдана ему безоговорочно, поскольку считал, что Вампилов писал Зилова чуть ли не с него.

Читайте также:🩸

Незадолго до трагического ухода в дневнике Даля появилась запись: «Стал часто думать о смерти, удручает никчёмность». В феврале 1981 года Виталий Мельников получил от Олега письмо с просьбой «прислать, если можно», материал, который подошёл бы для чтения на радио или работы на телевидении. На полях были нарисованы человеческие следы, ведущие к могильному кресту, и режиссёр подумал, что это напоминание о недавно сыгранной роли Зилова.

«Он был этой ролью одержим! Все дни и ночи в Петрозаводске он не переставал быть Зиловым. Он мог говорить о мелочах, шутить, отвлекаться, но он всё равно оставался Зиловым – как Зилов, тосковал, ждал отъезда на любимую утиную охоту и терзался неразрешимыми зиловскими проблемами», Виталий Мельников, из книги «Жизнь. Кино».
«Он был этой ролью одержим! Все дни и ночи в Петрозаводске он не переставал быть Зиловым. Он мог говорить о мелочах, шутить, отвлекаться, но он всё равно оставался Зиловым – как Зилов, тосковал, ждал отъезда на любимую утиную охоту и терзался неразрешимыми зиловскими проблемами», Виталий Мельников, из книги «Жизнь. Кино».

3 марта 1981 года Олег Даль скоропостижно умер в Киеве, куда приехал на кинопробы.

У талантливейшего актёра, боготворимого зрителями, не было ни официальных званий, ни регалий. На одной из творческих встреч Даль сказал: «Вы знаете, тут вышла одна ошибочка. Меня назвали народным артистом, а я, скорее, инородный».

В 1987 году на Всесоюзном кинофестивале телевизионных фильмов «Отпуск в сентябре» получил специальный приз Союза кинематографистов. Эта награда за лучшее исполнение роли предназначалась Олегу Далю, которого уже шесть лет не было в живых.

-29

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

-30
-31
-32
-33
-34
-35