Из материалов к интерактивной книге «Движение юных натуралистов в России: от истоков до современности» (М.: ФГБОУ ДО ФЦДО, 2023)
Автор: Лесных Людмила Васильевна
1945 год
Воронежская областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства была организована в 1945 году сразу после окончания Великой отечественной войны на территории бывшей Архиерейской дачи.
Начали свою работу кружки овощеводства, садоводства и мелкого животноводства.
Школьники обучались методике постановки опытов и приобщались к выращиванию высоких урожаев, увеличению продуктивности животноводства, изучению сортов и новых культур.
Систематически организовывались конкурсы по садоводству, растениеводству и кролиководству.
1955-1965 годы
1979 – 1982 годы
Средняя общеобразовательная школа № 5 им. К.П. Феоктистова г. Воронежа. Помню школьный учебно-опытный участок и плодовый сад, в которых проводились натуралистические занятия по естествознанию. Мы учились понимать природу, выращивать растения, ухаживать за ними. Наш класс регулярно ходил на станцию юннатов на экскурсии, учебные практики, участвовали в праздниках и мероприятиях. Мне было интересно изучать растения и животных, делать поделки из природного материала, общаться с друзьями и единомышленниками. А какая красота была в этом чудесном уголке природы! Могучие голубые ели, ухоженные цветники, гипсовые статуи пионеров и многозначительный бюст Ивана Владимировича Мичурина. Повсюду юные натуралисты: деловитые, счастливые и довольные! И я среди них)
1993 год
Я выпускница биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета, молодая мама, ищу работу по специальности. Меня приняли в отдел овощеводства, и началась моя юннатская взрослая жизнь в качестве педагога! Занятия, экскурсии, выращивание рассады, практика на учебно-опытном участке. Были интересные опыты, сортоиспытания различных овощных культур: томатов, огурцов, капусты, зеленных и пряно-вкусовых растений. Особенно запомнилась моя первая группа детей, разница в возрасте у нас была 7 лет. Кстати, с одной из своих учениц я общаюсь в сфере образования до сих пор.
1998 год
Воронежская областная станция юннатов внесена в кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения.
На территории станции в почти неизменном виде сохранился исходный ландшафт, произрастает около 100 видов древесных и кустарниковых пород, богатая коллекция лекарственных растений, из которых 64 занесены в Красную книгу. Среди наиболее ценных деревьев – ансамбль голубых елей, 13 могучих дубов, сосна Веймутова и другие замечательные интродуценты.
На береговых склонах Воронежского водохранилища имеются выходы родников, ледниковые отложения с выходом валунов.
Отделы учебно-опытного участка: начальные классы, растениеводство (полевой),
овощной, плодово-ягодный, цветочно-декоративный, дендрологический;, биологический (морфологический, систематический, коллекционный, общей биологии, фитоэкологии), зоологический (живой уголок).
2000-2019 годы
В эти годы Воронежская областная станция юных натуралистов является центром эколого-просветительской деятельности для детей образовательных учреждений. С 2006 года на территории станции функционирует экологическая тропа «Тайны природы».
С 2016 года Станция стала координатором регионального проекта «Естественнонаучный детский университет».
За это время я стала методистом и руководителем отдела, вела летние учебные полевые практики по ботанике, была начальником летних профильных лагерей. Получила звание «Почетного ратника воспитания и просвещения РФ». Было интересное, насыщенное событиями время!
2019 год
В результате реорганизации Воронежская областная станция вошла в состав «Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион». В новых условиях Экостанция начала преображаться, началось строительство нового современного тепличного комплекса с системой гидропоники и ситифермой. Увеличилось количество дополнительных общеобразовательных программ и педагогов. Стало больше детей, которые занимаются в отделе дополнительного образования и с удовольствием закономерности природных явлений. Многие успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах, выбирают свой профессиональный путь в дальнейшем обучении в вузах. А я стала наставником для молодых педагогов и горжусь этим!