Найти тему
Huston Dymaniac

Игра в "Во все тяжкие": как сценаристы "Фарго" пытаются переплюнуть криминальный шедевр

Начать стоит издалека: "Фарго" это игра в "Во все тяжкие" и начинается она с ядра - с образов и символов, с механики построения сценария. Первый сезон "Фарго" весь основан на счастливых совпадениях, тогда как "тяжкие" - на несчастливых, (об этой методике сценаристов мы писали вот тут). В третьем сезоне - богатый брат Стасси это буквально Говард Хэмлин из «Лучше звоните Солу» - послушайте его речь в оригинале, голос, ужимки, приговорки; Дакота оказывает такое же мотивирующее влияние на бедного Стасси как Ким на Сола, да и сама история близнецов довольно синонимична двум ипостасям Сола.

Во втором сезоне автор "Фарго" очевидно позаимствовал характеры, ситуации, идеи: безмолвные братья-близнецы; рак у персонажа; подросток с нарушениями двигательного контроля; адвокат, который врываясь в участок буквально пересказывает речь Сола; семейная пара в криминальной истории, чернокожий выстраивающий свою империю - и перетасовал их в другом порядке, чтобы насытить свою историю.
Но, как снег Северной Дакоты и песок Альбукерке эти сериалы -
зеркальное отражение друг друга. Вместо вечно голубого неба из "тяжких" в "Фарго" - снег, земля, мокрая земля, грязная земля, мокрый асфальт, гравий и проваливающийся лед. "Тяжкие" это торжество маскулинности. Все решающие и активно действующие персонажи там - мужчины. Вся трагедия крутится вокруг того, как чувствуют себя мужчины, будь это развод Уолтера, история любви Сола, травмы Хенка от того, как за ним ухаживает жена или даже смерть подруги Джесси (как там ее, кстати, звали?).

"Very much like Siberia. Except the dirt"
"Very much like Siberia. Except the dirt"

Фарго же воплощает в каждом женском персонаже стремление к равноправию, самостоятельности или власти: "это мое тело" - говорит внучка Симона, которую только что назвал шлюхой ее любовник, а чуть ранее - и отец.
К свободе и самосовершенствованию стремится Пегги Блюмквист.
"Не надо меня оберегать" - заявляет Бетси, обреченная на смерть от рака жена шерифа. И в рамках "Фарго" как зеркала "Тяжких": Уолтер мечтатель, его мет - цвета неба. Бетси же не мечтает ни о чем, она просто доживает срок, никак не изменяя свою жизнь.
Про барыню Флойд, так до конца и не позволившую сыновьям никакой инициативы кроме мелких курьерских поручений, и говорить нечего. После ухода патриарха она отчетливо пытается отобрать власть у всех в доме.
Даже Норин, читающая Камю в магазине - это тоже тип феминизма - читать умные книги и философствовать на темы жизни и смерти женщинам не всегда было безопасно. «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека» - пишет Камю о Сизифе. И через Сизифов труд, то есть через счастье, которое по Камю получает Сизиф будучи занят трудом, рисуется Лу Солверсон - в финальном эпизоде в машине с Пегги он сам говорит о таком долге-счастье. Хотя буквально в предыдущей сцене Бетси и Норин деконструировали и низложили философию Камю - "Никто в здравом уме не сказал бы ничего столь же глупого".

Характерная особенность второго сезона - это проигрыш всех женщин сериала. Сталкиваясь с жестокой реальностью, с миром где правит рок и насилие, каждая из женщин либо сдается (помогает преступнику парихмахерша, сходит с ума Пегги), либо умирает, либо и вовсе подчиняется - Норин стала обслугой у шерифа освободив от должности наседки друга шерифа Карла. Норин счастлива ухаживать за больным, смотреть за ребенком, готовить мужчинам, вопросы философии ее большее не интересуют.

Два мира мужской и женский наконец находят время поговорить когда Лу арестовывает Пегги и даже тогда, в уже спокойной обстановке, в долгом пути в машине они не находят общего языка. Лу обеспокоен ответственностью за других (в то время как его жена умирает дома), его пугает множество смертей. Пегги в ответ говорит о себе, о женщинах, почти как Катерина из "Грозы" Островского, тщетно пытается объяснить ему о ловушке замужества, о потере пути, о невозможности личного движения и роста в давящей на нее обязательствами старомодной среде.

Фарго зимой и весной
Фарго зимой и весной

Наконец, еще один очевидно важный для иронии режиссёра вопрос - это интерсекциональность* и корпорации. Чернокожий тут обладает большей властью, чем представители закона.

*интерсекциональность - исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации (Wiki)

Индеец убивает барыню Флойд (ну и слабый на голову Рей стреляет в судью), а в итоге и чернокожий, и индеец получают весомое место в корпорации. Но все авторское сострадание достается белым мужчинам - простым труженникам из американской глубинки.