Найти тему

MIMS Automobility Moscow 2023: новинки и тренды российского рынка запчастей

Прошедшая в конце августа в столичном ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне выставка автозапчастей, компонентов, аксессуаров и сервисного оборудования MIMS Automobility Moscow 2023 стала крупнейшей не только за те два года, что она проводилась под нынешним брендом, но и за всю историю прежней MIMS Automechanika Moscow. Журнал «Движок» поговорил с представителями компаний — участников нынешней выставки о том, какие новинки они представили в ее рамках и как развивается сегодня российский рынок автозапчастей.

Wellfar

Именно на MIMS Automobility Moscow 2023 было официально объявлено о выходе бренда Wellfar на российский рынок автозапчастей для послепродажного обслуживания автомобилей. Торговая марка принадлежит компании Wellfar Engine Parts Co., Ltd, базирующейся в китайском Гуанчжоу. В качестве эксклюзивного импортера продукции Wellfar в России и странах ЕАЭС выступает ООО «ТК ВЕТЦ».

Основная специализация компании — разработка и производство деталей двигателя. В частности, в производственную линейку Wellfar входят поршни, поршневые кольца, гильзы, шатуны, вкладыши, клапаны, прокладки ГБЦ, коленчатые валы. Компания является конвейерным поставщиком целого ряда китайских и европейских автопроизводителей.

Wellfar Group располагает четырьмя производственными площадками и собственным инжиниринговым центром, работающим в кооперации с производителями техники по всему миру. Перед выходом на российский рынок компания обновила дизайн упаковки запчастей, ставший, по словам представителей Wellfar, более лаконичным и узнаваемым.

Как сообщили «Движку» в руководстве компании, момент для дебюта Wellfar в РФ был выбран не случайно. На фоне ухода с российского рынка крупных мировых брендов в сегменте деталей двигателя образовалась практически свободная ниша, в то время как запчасти подобного рода весьма востребованы для ремонта автомобилей, составляющих активный автопарк.

В продаже на рынке РФ запчасти бренда Wellfar появятся в четвертом квартале нынешнего года.

Zekkert

Компания Zekkert в этом году поменяла концепцию своего стенда, сделав акцент на 10-летии присутствия бренда на российском рынке. Кроме того, прошедшая выставка для Zekkert – уже пятая по счету, поэтому процент посетителей, не знающих о бренде, стремится к нулю.

В рамках выставки бренд анонсировал целый ряд новинок. В частности, осенью выйдут свечи зажигания Zekkert, а до конца года – стартеры и генераторы. Также, в ассортименте бренда появятся кислородные датчики. На данный момент в линейке запчастей Zekkert – порядка 25 тыс. артикулов и 43 товарные группы.

Глава российского представительства Zekkert Екатерина Семенова поделилась с «Движком». информацией о трендах в сфере автозапчастей и компонентов в России: «Огромное количество китайских компаний, видя, что наш рынок покинуло большинство мировых брендов, активно устремилось занимать освободившиеся ниши.

Также мы видим высокий интерес китайских производителей к российскому рынку в текущих условиях. Многие представители компаний из КНР говорят о том, что для них Россия – это надежный партнер. Так что текущая ситуация для основных игроков российского рынка– это возможность наладить по-настоящему прочные связи с партнерами из Китая».

LUZAR

Бренд LUZAR подготовил для нынешней выставки специальный стенд, показывающий разницу в производительности водяных насосов стандартной и улучшенной серии «Турбо». Живая демонстрация работы деталей, динамика работающего стенда, по словам представителей бренда, привлекают посетителей заметно больше.

Российский рынок запчастей, по словам специалистов LUZAR, в сравнении с 2022 годом стал стабильнее, а его участники в целом адаптировались к новым условиям. Логистика перестроена, товар с рынка не пропал, тотального дефицита мы не увидели; есть и будут сложности с некоторыми товарными группами, оригинальными запасными частями, но расходные материалы, запчасти высокой оборачиваемости на рынке есть, отмечают представители бренда.

В ближайшее время, по прогнозам специалистов LUZAR, рынок запчастей в РФ должен расти: новых машин покупается меньше, средний возраст автомобиля увеличивается, стареющий парк будет требовать больше обслуживания и ремонта, но при условии сохранения покупательской способности населения. Предпосылки к росту, таким образом, есть, но насколько они реализуются, будет зависеть от общего состояния экономики страны. Что же касается продукции официально ушедших из России брендов, то полностью с нашего рынка она не исчезнет (параллельный импорт будет существовать, пока есть спрос), но свою долю мировые бренды будут у нас терять.

Первое полугодие текущего года бренд LUZAR, по словам его представителей, отработал с положительной динамикой, однако в 2022-м первое полугодие было сложным, так что сказался эффект низкой базы. Второе полугодие в этом смысле станет более показательным.

УК «ЭЛТРА»

Управляющая компания «ЭЛТРА» представила на нынешней выставке запчасти для легковых и грузовых отечественных автомобилей, выпускаемых под марками ELTRA, «ПРАМО» и «АТЭ‑1».

В частности, под брендом «ПРАМО» на стенде компании были выставлены сцепление в сборе для автомобилей ВАЗ 2101-07, ведомый диск сцепления для грузовиков КАМАЗ, радиатор охлаждения для автомобилей КАМАЗ 4308/43253/43255 с двигателями Cummins 4ISBe 185, 4ISBe4 185, 6ISBe 210, 6ISBe 245, КАМАЗ 4308/5308/53082/65115 с мотором Cummins 6ISBe285 и КАМАЗ 43253/43255 с двигателями Cummins 6ISBe 210-285, а также тормозные барабаны для грузовиков МАЗ 5337, 53371, 54323, 54328, 5433, 5516, 5551, 64229 и КАМАЗ 6460, 5360, 6520, 5460, 5460. Кроме того, на выставке традиционно был представлен ассортимент генераторов и стартеров для легковых, грузовых автомобилей и спецтехники под брендом ELTRA.

На российском рынке OEM‑поставок в настоящее время, как рассказали нам представители компании, в связи с уходом части иностранных игроков происходит перераспределение долей, в том числе в пользу бренда ELTRA (компания является официальным поставщиком целого ряда автомобильных и двигателестроительных заводов России). При этом сами заводы и их торговые дома активизировали поиск аналогов западной продукции на китайском рынке. Наличие собственного завода во Ржеве, работающего по полному циклу производства, по словам представителей УК «ЭЛТРА», позволяет компании выдерживать конкуренцию с продукцией из Поднебесной.

Рынок Aftermarket, согласно прогнозам УК «ЭЛТРА», вырастет в нынешнем году примерно на 2% в легковом и до 9% в грузовом сегменте. На этом рынке, как отмечают специалисты компании, наблюдаются два тренда: с одной стороны, парк отечественных автомобилей уменьшается, с другой — стареет, и все более «возрастные»машины требуют большего количества запасных частей для поддержания их работоспособности. 2023 год в руководстве УК «ЭЛТРА»рассчитывают закончить с ростом основных показателей примерно на 30% относительно итогов 2022-го.

Trialli

В руководстве бренда Trialli в нынешнем году решили сконцентрироваться на развитии ассортимента по семи ключевым направлениям: «Тормозная система», «Амортизаторы», «Сцепления», «ШРУСы и приводы», «Ступицы и подшипники», «Ремни и ролики», «Система выпуска отработавших газов». На рынок в результате было выведено свыше 1300 новинок, сообщили «Движку» представители компании. В частности, в продаже появились более 600 артикулов деталей тормозной системы, более 200 ремней и роликов, 150 деталей подвески, 68 наименований элементов сцепления, столько же деталей системы выпуска отработавших газов.

Новый ассортимент предназначен как для легковых, так и грузовых автомобилей, включая премиальные марки. Представители бренда особенно выделают среди новинок тормозные колодки, комплекты сцепления, амортизаторы и подшипники ступиц для грузовых автомобилей «Большой европейской семерки»: DAF, MAN, Scania, Mercedes, Volvo, Iveco, Renault. Кроме того, у Trialli не так давно появились запчасти для набирающих популярность на нашем рынке китайских автомобилей — в частности, амортизаторы для Geely Atlas и Haval F7/F7x; тормозные колодки для Geely Coolray/Tugella и Haval Jolion.

Нынешний «турбулентный» период в развитии рынка Tralli, по словам представителей бренда, проходит весьма уверенно, поскольку еще в начале кризиса, связанного с пандемией, руководство компании перестроило логистические цепочки. Что же касается дальнейших перспектив российского рынка запчастей, то, по мнению специалистов Trialli, говорить о возможности существенного роста продаж в количественном выражении сложно, хотя «восходящий тренд сохранится».

StartVOLT

Бренд StartVOLT, как рассказали «Движку» его представители, развивается сегодня консервативно, стараясь делать акцент прежде всего на пять действующих товарных направлений: генераторы, стартеры и их компоненты; детали системы зажигания (катушки, наконечники, свечи); детали топливной системы (топливные насосы и их компоненты); датчики (ЭСУД и лямбда-зонды); детали системы стеклоочистителя (трапеции, насосы омывателя, моторедукторы).

В компании отмечают возрастающую популярность в России китайских брендов и стремятся оперативно выводить на рынок детали электросистемы для Geely, Haval, Chery, Omoda, Changan и других марок. Кроме того, в StartVOLT делают первые шаги в сторону сегмента запчастей для грузовиков и спецтехники.

В рамках нынешней выставки в StartVOLT сделали особый акцент на главную новинку года в ассортименте бренда: свечи зажигания. На 2023 год, как уже сообщал «Движок», планируемый к покрытию ассортимент составляет свыше 600 SKU. Кроме того, как рассказали нашему корреспонденту представители бренда, к концу нынешнего года на рынок выйдет автомобильная светотехника марки StartVOLT — компания начнет поставлять фары в сборе.

Первое полугодие 2023 года бренд закончил с ростом объемов продаж на 59% по сравнению с первыми 6 месяцами прошлого года. С одной стороны, это можно объяснить эффектом низкой базы 2022 года, с другой, сезон активных продаж автоэлектрики — осень-зима, так что в руководстве StartVOLT ожидают дальнейшего роста объемов реализации. И рассчитывают закончить год с приростом продаж на 45-50%.

-6

Carville Racing

Главными новинками MIMS Automobility Moscow 2023 от бренда Carville Racing стали детали системы фильтрации, а также моторные и трансмиссионные масла.

На российском рынке, как отмечают представители компании, вакуум, образовавшийся после ухода крупных мировых поставщиков, заполняется предложениями от участников рынка из России и так называемых дружественных стран. Одновременно на рынке появилось большое количество контрафакта, а также товаров явно низкого качества. Особенно сильно это коснулось сегмента смазочных материалов. По словам специалистов Carville Racing, прежде чем рынок нормализуется, пройдет довольно значительный период времени.

Российский рынок запчастей в целом, согласно прогнозам представителей бренда, в ближайшее продолжит расти. Автопарк в нашей стране станет изменяться за счет широкого предложения со стороны китайских автопроизводителей. Ностальгия же покупателей по именитым брендам будет постепенно угасать, и интерес к товарам, поступающим по параллельному импорту, станет определяться их наличием и стоимостью.

Продажи продукции под маркой Carville Racing на этом фоне продолжают расти: по итогам 2023 года в руководстве компании ожидают рост объемов реализации в несколько раз; увеличится также ассортимент бренда.

F. Doc

Бренд F. Doc представил в рамках нынешней выставки сервис для подписания документов с клиентами в электронном виде — «Безбумажный офис F. Doc». В частности, подобное решение может применяться на станциях техобслуживания автомобилей, в компаниях, предоставляющих машины в аренду, и т. д. В рамках этого сервиса, как отмечают представители бренда, договор оказания услуг, заказ-наряд, акт выполненных работ и другие документы могут подписываться удаленно, с помощью простой электронной подписи. Такая подпись имеет юридическую силу и соответствует требованиям 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Работает «Безбумажный офис F. Doc» так. Клиент приезжает на СТО, оставляет свой автомобиль на ремонт, обслуживание или диагностику и уезжает; сотрудники станции готовят заказ-наряд и загружают его в F. Doc, а тот отправляет клиенту SMS‑сообщение со ссылкой на документ; клиент переходит по ссылке, вводит проверочный код из SMS‑сообщения, проверяет, все ли данные указаны корректно, и если всё правильно — нажимает кнопку «Подписать». Тем самым, как уточняют специалисты компании, и СТО, и клиент экономят свое время при оформлении документов.

Весной 2023 года к F. Doc подключилась сеть автосервисов FIT Service. К системе электронного документооборота подключены все 306 станций сети в России и Казахстане. На ее СТО дистанционно подписывается 100% документов. Кроме того, у F. Doc есть интеграция с «Битрикс‑24» и «Нетикс Трицепс» — ключевыми CRM‑системами, которыми пользуются автосервисы.

Airline

Бренд Airline в нынешнем году занимал на MIMS Automobility Moscow отдельный стенд (вне рамок объединенного стенда УК «Карвиль»). Как уточняют в компании, сделано это было для удобства посетителей выставки, которых «всегда привлекал широкий ассортимент бренда». В категории «Инструменты» на стенде Airline были представлены обновленные линейки домкратов и пневмоинструментов для СТО, в частности профессиональные гайковерты мощностью от 100 до 5800 Нм. В сегменте аксессуаров Airline представил специальную экспозицию со светодиодными фарами — это новое направление в линейке бренда.

Российский рынок автомобильных аксессуаров и инструментов, по словам представителей Airline, с одной стороны, стал в результате ухода мировых брендов более открытым для новых игроков, с другой — он насыщен предложением со стороны российских производителей и поставщиков. Так что конкуренция на нем сильна.

Что же касается параллельного импорта, то такие поставки, как отмечают в Airline, зачастую становятся головной болью для тех, кто делает ставку именно на них: качество поставляемых товаров не гарантировано, сроки поставок нестабильны. В этой ситуации отечественные производители и поставщики продукции из дружественных стран оказываются в более выигрышном положении.

Первое полугодие бренд Airline закончил с ростом продаж на 40% к первым 6 месяцам 2022 года. Нынешний год в целом в руководстве бренда рассчитывают завершить не менее успешно.

-9

Miles

Бренд Miles представил на MIMS Automobility Moscow 2023 ряд новинок серии Pro в особой упаковке синего цвета. В данную серию входят несколько товарных групп, в частности антибактериальные салонные фильтры. Такие модели появились в фирменной линейке недавно — в дополнение к поставлявшимся ранее обычным и угольным фильтрам. Из уже имевшихся в ассортименте Miles деталей серии Pro в Москве были показаны керамические тормозные колодки E5, тормозные диски с антикоррозионным покрытием, детали пневмоподвески и комплекты ремня ГРМ.

Одной из главных новинок года в линейке запчастей Miles стали свечи зажигания — новая для бренда товарная группа, в которую входят свечи трех типов: обычные никелевые, платиновые и иридиевые. В продажу в России свечи зажигания Miles поступили в августе.

Кроме того, бренд продемонстрировал на нынешней выставке еще одну новую товарную группу — автомобильные лампы. В ней представлены обычные лампы накаливания, используемые, в частности, для освещения в салоне машины или в стоп-сигналах, галогенные лампы головного света; в ближайших планах бренда — выпуск ксеноновых ламп.

Как отмечают представители Miles, запчасти новых товарных групп (как и детали в уже существующих категориях) будут отличаться привлекательным соотношением цены и качества.

Российский рынок автозапчастей, по мнению специалистов Miles, в настоящее время в целом стабилизировался после прошлогоднего санкционного шока. Как о разумных и предсказуемых представители бренда говорят и о сроках поставок товаров из дружественных стран.

Metaco

За 2023 год ассортимент Metaco, как рассказали «Движку» представители бренда, расширился за счет целого ряда новых товарных групп. В Москву компания привезла, в частности, свечи зажигания, различные прокладки турецкого производства, комплекты и ремни ГРМ (с одним очень известным брендом внутри), вентиляторы, радиаторы, поддоны масляные и поддоны АКП. Кроме того, за год расширился ассортимент в категориях «Фильтры», «Амортизаторы», «Пружины подвески», «Стартеры» и«Генераторы». Появились в фирменной линейке запчасти для машин китайского производства.

Перебоев в поставках у бренда Metaco, по словам его представителей, нет. В Китае стабилизировалась ситуация с длительностью производственного цикла. На сегодня он составляет от 2 до 3 месяцев с момента размещения заказа. Также сократилось время поставки: сейчас это около 3 месяцев. Логистика на турецком направлении на данный момент занимает около 1 месяца. В целом ситуацию в системе поставок представители компанииназывают стабильной.

Российский рынок автозапчастей, по прогнозам специалистов Metaco, в ближайшее время продолжит насыщаться деталями для «китайцев», также будет возрастать потребность в запчастях для европейских машин, купленных в «досанкционный» период, которые станут стареть и требовать все более частого ремонта.

Ассортимент бренда Metaco, как отмечают представители бренда, расширяется от месяца к месяцу и от года к году. С 2022 по 2023 год прирост был двукратным: с 6700 до 13 500 SKU. Вместе с ассортиментом растут и продажи, так что текущий год в руководстве бренда рассчитывают закончить с положительным результатом.

«Итако»

Компания «Итако» представила на московской выставке ряд новинок от брендов B-Ring и Kroner. Ассортимент последнего был расширен, в частности, в таких товарных группах, как амортизаторы, тормозные колодки и элементы подвески. Расширенный ассортимент подшипников и ступичных узлов B-Ring был представлен в рамках основной линейки Först и премиум-линейки Härdig.

Кроме того, в рамках MIMS2023 компания объявила о запуске логистического 3PL‑проекта, специализирующегося на автозапчастях и предоставляющего сервис по кросс-докингу для сбыта запчастей на территории РФ.

В «Итако» ожидают продолжения роста российского рынка автозапчастей как в денежном, так и в количественном выражении. Система параллельного импорта также будет развиваться, и, возможно, спрос на товары некоторых мировых брендов, покинувших РФ, сохранится, но ввиду повышения цен внимание автовладельцев все больше привлекают независимые производители автозапчастей, предлагающие прозрачные условия гарантии и должный уровень качества, отмечают специалисты компании.

Первое полугодие «Итако» завершила значительным приростом продаж. В компании ожидают его продолжения в 2023 году в целом за счет поступления значительного объема новинок и фирменной маркетинговой стратегии, направленной на удовлетворение потребностей покупателей. В частности, она включает информационную и техническую поддержку, а также гарантию, в том числе расширенную для сертифицированных СТО.

Каков итог?

Нынешняя выставка MIMS Automobility Moscow высветила три главных тренда в развитии российского рынка автозапчастей и компонентов. Во-первых, наш рынок (несмотря на продолжающееся санкционное давление) по-прежнему интересен компаниям из так называемых дружественных стран. Живое свидетельство тому — порядка 900 компаний-участников из Поднебесной. Кроме того, естественно, никуда не делись национальные павильоны Турции и Ирана.

Во-вторых, интересны, грубо говоря, не только они нам, но и мы им — как довольно крупный рынок и как надежный партнер в ситуации, когда на горизонте маячит очередная торговая война Запада с Китаем (вспомним хотя бы ситуацию с расследованием ЕС в отношении ценообразования на китайские электромобили).

В-третьих, цены на российском рынке запчастей в ближайшем будущем если и не станут снижаться, то по крайней мере стабилизируются и не будут резко расти — по причине того, что многие крупные поставщики столкнулись не так давно с затовариванием складов, которые теперь нужно как-то освобождать.

В общем, слухи о смерти российского рынка оказались сильно преувеличенными. Главный вопрос теперь — во что он трансформируется и кто именно будет занимать на нем лидирующее положение? Это мы, скорее всего, увидим на MIMS Automobility Moscow через год.

Фото: журнал «Движок»