Особенное место на Байкале и локация, которая уникальна во всем мире, ‒ Кругобайкальская железная дорога. Несмотря на не очень примечательное название (сокращенно достопримечательность называют КБЖД), ее красота ни с чем не сравнится.
По узкой полосе побережья озера Байкал, между крутыми скалами проложены рельсовые пути. Проектировать Кругобайкальскую железную дорогу начали в 1836 году. Во время подготовки к строительству были проведены сложнейшие изыскательные и гидрографические работы. Инженеры и геологи просчитали минимально допустимую высоту над водой, чтобы не навредить озеру, и приступили к реализации сложнейшего проекта.
Уникальной Кругобайкальская дорога является в первую очередь по беспрецедентному объему работ во время ее строительства. 260 километров дороги строили почти 10 лет. Стоимость каждого километра КБЖД обошлась в полтора раза дороже полотна Транссибирской магистрали. Чтобы проложить рельсы, потребовалось прорубить 33 тоннеля, выстроить подпорные стены на сумму 3,7 миллиона рублей, а также виадуки на сумму 1,6 миллиона рублей. В среднем по одному вагону взрывчатки потребовалось для подготовки каждого километра пути. Так появилась одна из красивейших железных дорог мира, которая проходит по самому берегу Байкала вдоль крутых скал.
По праву Кругобайкальскую железную дорогу называют выдающимся памятником инженерного искусства. До революции КБЖД называли «золотой пряжкой стального пояса России». Сравнение с пряжкой возникло, потому что дорога соединила Транссибирскую магистраль, в которой до этого была «брешь» в виде Байкала. После строительства гидроэлектростанции на реке Ангаре уровень воды в озере поднялся, и часть рельсов ушла под воду. Тупиковый участок дороги из магистрали превратился в историко-архитектурный памятник. Теперь по рельсам курсируют комфортный экскурсионный электропоезд и паровоз – для тех, кто хочет проникнуться историческим колоритом.
Также всю красоту Кругобайкальской железной дороги и живописных берегов Байкала можно рассмотреть во время водной экскурсии. Теплоход «Баргузин» выходит из Иркутска несколько раз в неделю. Путешествие длится в течение светового дня, за это время туристы осматривают КБЖД, мысы Половинный и Толстый. Теплоход делает несколько остановок, чтобы можно было поближе познакомиться с достопримечательностями.
Ранее мы рассказывали о первом здании в России в форме грузового контейнера