Штурмовая авиация ВМФ СССР периода Великой Отечественной войны обросла немалым количеством мифов и легенд. В последовавшие десятилетия после событий 1991 года неоднократно делались попытки утвердить мнение о неэффективности штурмовиков Ил-2 и о том, что летать на них могли только «смертники». При этом не предпринималось попыток проанализировать реальные успехи и неудачи боевых вылетов, так как все заменялось словами «в немецких документах подтверждения успехам штурмовиков нет».
Однако большая доступность трофейных немецких документов из американского архива NARA позволяет провести оценку большинства ударов штурмовой авиации по кораблям и судам на Северном театре боевых действий. Сохранились документы и с нашей стороны.
В распоряжении Северного флота, в отличие от Балтийского и Черноморского флотов, имелся всего лишь один полк штурмовой авиации — 46-й штурмовой авиаполк (ШАП), вооруженный самолетами Ил-2 и выполнявший боевые действия в интересах Северного флота, начиная с июня 1943 года. Пройдя долгий путь неудач, его самолеты только с начала 1944 года стали наносить все более серьезный ущерб кораблям и судам противника.
Штурмовая авиация Северного флота провела по ним немало ударов, среди которых имелись и успешные, и неудачные. Одним из успешных и подтвержденных данными неприятеля стал удар по немецким кораблям и транспортам у о. Ренё 16 сентября 1944 года.
Любого человека, более-менее знакомого с историей вопроса, ставил в тупик парадокс: почему в немецких документах фигурирует потопление достаточно крупного транспорта «Wolsum» (3369 брт), а в советских — лишь гибель транспорта в 2000 т? Ведь не является тайной, что, как правило, величина нанесенного противнику ущерба всегда преувеличивалась, а не преуменьшалась, и это касается не только советских вооруженных сил. Автор в меру сил и наличия документов предпринял попытку разобраться в произошедшем.
Но начнем, пожалуй, с событий, которые произошли несколькими днями ранее гибели «Wolsum» от попаданий бомб штурмовиков. 11 сентября 1944 года из Ло-фьорда вышел в Киркенес немецкий конвой Lf.131.Ki, состоявший из транспортов «Olsa» (4016 брт), «Ina Lotte Blumenthal» (1549 брт), «Wolsum» (3369 брт), буксира «Floyen» (535 брт) и его охранения — сторожевых кораблей V-6101, V-6104, V-6105, V-6107, V-6111, V-6115, Nki-16, охотников за подводными лодками UJ-1219, UJ-1220, UJ-1222, UJ-1224 и моторного тральщика R-202.
В отличие от многих других, переход этого конвоя выдался спокойным. Его лишь несколько раз потревожили советские самолеты-разведчики, но атак не было. Утром следующего дня он прибыл в Киркенес.
Однако тот спокойный переход конвоя только оказался иллюзией. Ирония судьбы состояла в том, что в течение двух последующих месяцев половина его кораблей и судов, так мирно прошедших тогда, пойдет ко дну.
Через три дня, 15 сентября, штурмовики 46-го ШАП, под командованием капитана Д.В. Осыки пустят ко дну охотник за подлодками UJ-1224 в Конгс-фьорде, а следующий день окажется последним для парохода «Wolsum», потоплению которого и посвящена данная статья.
25 сентября торпедные катера и штурмовики того же авиаполка в районе Эккере отправят на дно за считанные минуты двумя торпедами с катеров и двумя авиабомбами сторожевой корабль V-6101, шедший в составе конвоя Lf.133.Ki. С кораблем погибнут 27 членов экипажа.
11 октября штурмовики 46-го ШАП потопят пароход «Olsa», шедший в составе конвоя из Петсамо в Киркенес, а на следующий день в районе мыса Нордкин торпеда, пущенная с подводной лодки В-2 (командир — капитан-лейтенант А.С. Щекин), попадет в корму охотника за подводными лодками UJ-1220, шедшего в составе конвоя Ki.135.Lf , и своим взрывом вызовет детонацию погреба боезапаса. Корабль почти сразу затонет, унося с собой командира и 26 членов экипажа.
17 октября штурмовики 46-го ШАП под командованием старшего лейтенанта В.М. Скопинцева потопят в районе мыса Эккере сторожевой корабль V-6107 из состава конвоя Lf.138.Ki. Сторожевик уйдет под воду за час, поэтому экипаж потеряет только одного матроса.
20 октября в районе мыса Нордкин две торпеды с подводной лодки В-4 (командир — капитан 3 ранга Я.К. Иоселиани) отправят на дно со всем экипажем из 46 человек охотник за подводными лодками UJ-1219, шедший в составе конвоя Ki.138.La.
24 октября торпедоносцы «Бостон» 9-го ГМТАП и 36-го МТАП потопят в Конг-фьорде сторожевой корабль V-6111, шедший в охранении конвоя Ki.141.Lf. Попавшая в него торпеда унесла вместе с ним жизни девяти матросов. Такова судьба кораблей и судов одного спокойно прошедшего в Киркенес конвоя Lf.131.Ki.
Теперь вернемся к событиям 16 сентября 1944 года. В течение войны работавшие как часы самолеты-разведчики 118-го РАП провели разведку и фотографирование немецких портов и коммуникаций. Как обычно, на стоянке кораблей у Киркенеса находились транспорты и боевые корабли. Пересчитав их по традиции и сделав фотоснимок, разведчик вернулся на свой аэродром. В штабе флота полученные донесение и снимок самолета-разведчика были обработаны, и начал действовать механизм принятия решений.
Командование ВВС Северного флота решило нанести по стоящим южнее о. Ренё транспортам удар силами штурмовиков 46-го ШАП.
В 10 ч начальник штаба ВВС флота генерал-майор Е.Н. Преображенский приказал командиру 14-й смешанной авиадивизии полковнику (14-я САД) А.В. Жатькову представить свои соображения по нанесению удара.
А уже через полчаса (в 10 ч 33 мин) тот приказал командиру 46-го ШАП майору Г.В. Павлову выделить две группы по шесть Ил-2 для нанесения удара по транспортам южнее о. Ренё. Удар следовало наносить с пикирования, бомбовая зарядка на каждый штурмовик — по две бомбы ФАБ-250.
Здесь необходим небольшой комментарий автора. В данном случае «удар наносить с пикирования» — это атака пологого пикирования, пикировать отвесно, как Ju-87, штурмовики, конечно, не могли, этому препятствовали конструктивные ограничения Ил-2. Угол пикирования составлял от 35° до 50°, высота ввода в пикирование — 1700–1000 м, сброс бомб производился с высоты 600–350 м.
Стандартной тактикой пилотов 46-го ШАП было нанесение ударов группой с последовательным заходом на цель. При бомбовом ударе штурмовиков по транспортам цель выбирал ведущий экипаж, и по нему производили пикирование ведомые самолеты.
В 10 ч 35 мин полковник А.В. Жатьков приказал командиру 20-го ИАП полковнику Д.А. Петрову выделить для прикрытия Ил-2 две группы истребителей общим количеством из 16 единиц. А спустя 15 минут А.В. Жатьков доложил о принятом решении по нанесению удара на КП ВВС Северного флота.
Самолеты, которые должны были наносить удар, делились на две тактические группы: первая группа — шесть Ил-2 (ведущий — капитан А.Н. Синицын) под прикрытием пары Як-9 (ведущий — капитан А.К. Тарасов) и шести «Аэрокобр» (ведущий — старший лейтенант Логунов); вторая группа — шесть Ил-2 (ведущий — капитан Н.Н. Суровов) под прикрытием восьми Як-7Б (ведущий — капитан А.П. Шипов).
В 10 ч 53 мин полковник А.В. Жатьков на аэродроме перед личным составом поставил задачу и произвел необходимые разъяснения. Впрочем, все ведущие групп, как штурмовиков, так и истребителей прикрытия, имели за спиной немалый опыт боевых действий.
Капитан А.Н. Синицын, на которого возлагались обязанности командира обеих тактических групп, воевал в 46-м ШАП с лета 1943 года. Это был опытный пилот, неоднократно водивший группы для нанесения ударов по наземным и морским целям.
***
Капитаны А.К. Тарасов и А.П. Шипов также были опытными летчиками-истребителями, имевшими богатый боевой опыт и неоднократно выходившими победителями из боев с превосходящими силами немецких истребителей.
***
А.П. Шипов воевал в том же авиаполку с лета 1943 года. На момент описываемых событий имел на боевом счету десять побед. Родина достойно оценит ратный труд летчика, присвоив ему в ноябре 1944 года звание Героя Советского Союза. По получении приказа все самолеты через полчаса были подготовлены к вылету.
Первой в 11 ч 59 мин взлетела группа Ил-2 Героя Советского Союза капитана А.Н. Синицына, следом за ней — истребители прикрытия первой тактической группы под командованием Героя Советского Союза капитана А.К. Тарасова.
В 12 ч 05 мин в воздух поднялись вторая группа Ил-2, которую вел старший лейтенант Н.Н. Суровов, и прикрывавшие его истребители, ведущим которых был капитан А.П. Шипов. Самолеты построились над аэродромом и пошли по маршруту аэродром Ваенга-2 — Цып-Наволок — Зубовка — Вайтолахти — о. Скугерё — цель.
До Зубовки в целях скрытности шли на высоте 50 м, а затем начали набирать высоту. До цели добрались не все вылетевшие самолеты. У одного штурмовика начался выброс антифриза, и ему пришлось возвратиться на аэродром базирования Ваенга-2.
В 12 ч 56 мин штурмовики нанесли удар по немецким транспортам у о. Ренё. Почти одновременно появились немецкие истребители, но самолеты прикрытия завязали с ними бой, давая возможность штурмовикам выполнить свою задачу. В атаку заходили с севера, вдоль о. Кьельмё, с левым разворотом. Высота начала пикирования — 1400–1200 м, вывода — 300–400 м. Не отрываясь от первой группы, в атаку выходит вторая. Летчики посчитали, что атакуют три транспорта. Фактически, по документам 61-й флотилии сторожевых кораблей противника, в районе атаки находились сторожевые корабли V-6104, V-6105, V-6107, V-6114, а также несколько транспортов, в том числе «Wolsum», рядом с которым стояла артиллерийская быстроходная десантная баржа AF-36.
Вот пароход-то «Wolsum» капитан А.Н. Синицын и выбрал для своей атаки, оценив его как транспорт в 8000 т, отметив затем в своем донесении, что он «Во время выхода из атаки, слышал, истребители по радио говорят: “транспорт тонет”. При развороте наблюдал — транспорт заволокло дымом и огнем, очаг дыма и огня исходит из центра транспорта».
Продолжение следует.
© А.Д. Латкин
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут №91"/2016
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!