В Древней Греции, чтобы узнать будущее, глупцы шли к оракулу, а умные люди - к философу. Потому что ещё на заре времён мудрецы сумели вывести законы диалектики, позволяющие прогнозировать развитие событий.
Учи, сынок, диалектику!
Диалектика - это раздел философии, формулирующий фундаментальные законы развития Вселенной. Другими словами, это те законы, которые касаются абсолютно всего: камня, человека, города или целого мира. Зная их, мы можем прогнозировать развитие событий.
Одним из таких законов является закон перехода количества в качество.
Накопление незначительных количественных изменений в системе приводит к скачкообразному качественному изменению самой системы.
На простых примерах я покажу, как знание этого закона может использоваться для управления своей жизнью и приводит к переменам глобального характера.
Пример №1. Качаем лодку - качаем мышцы
Силовая гимнастика в любой её форме - очень наглядный пример того, как человек использует данный закон (в венаторианстве он получил самобытное название "закон ритма", для краткости мы будем использовать именно этот термин). Капля за каплей, тренировка за тренировкой, мы накапливаем изменения в мышечной ткани, чтобы однажды получить доказательства того, что мы стали другими: поднять вес, который раньше казался принципиально недоступным, или самому встать на весы, чтобы узреть долгожданное число, а может быть лентой опоясать талию и понять, что цифры не врут - мы действительно изменились.
Чтобы перевернуть свою жизнь, иногда нужно "перевернуть лодку" своей судьбы. Для этого мы и начинаем её раскачивать, от занятия к занятию, от практики к практике, чтобы однажды - "бац!", понять, что вот оно, свершилось.
И чем лучше выверен ритм (период "раскачки"), тем быстрее накапливаются изменения. Поэтому любые занятия по методике куда эффективнее, чем спонтанная импровизация. Будьте уверены: если вы используете какую-то методику, взяв нужный ритм, то, спустя заданное время (полгода, год), вы добьётесь существенных качественных изменений. Закон ритма гарантирует.
Любопытно, что этот закон так же применим и ко всем общественным процессам.
Пример №2. Как маленький толчок приводит к большим переменам
"Раскачивать лодку" можно не только в рамках конкретного индивидуума, но и рамках целого социума. И сейчас я хочу привести очень интересный пример того, как "лодка" раскачивается не по воле человека (как это было в примере №1), а сама по себе, просто потому, что так она собрана (как плохое судёнышко раскачивается на волнах, а не потому, что его раскачивают пассажиры лодки).
Итак, зима 2004-2005 в одной дальневосточной военной части. Учебный центр пуст до весеннего призыва, и только взвод обеспечения при нём поддерживает чистоту и порядок. Во взводе обеспечения ("обоз", как его у нас называли) наблюдается строгая сегрегация общества по этническому признаку: дагестанское землячество с одной стороны и все остальные с другой. Отношения очень напряжённые.
Пример. Ребята идут в наряд по столовой чистить картошку. Чистят все, кроме дагестанцев. Причина проста: существует стихийно сложившийся в части порядок вещей, согласно которому дагестанское землячество живёт как бы своей жизнью. И каждый вновь прибывший в часть дагестанец ВЫНУЖДЕН эти правила игры принять, чтобы пользоваться поддержкой земляков. Поэтому в этой ситуации обе стороны являются её заложниками.
Но инцидент за инцидентом, капля за каплей, напряжение достигает своего апогея, когда уже малейшая искра приводит к переворачиванию "лодки". Тогда в Великом Побоище при обозе пострадали все даги, независимо от своего отношения к сослуживцам. Потому что, как известно, русский бунт - он бессмысленный и беспощадный. Били жестоко, всем, чем ни попадя: табуретками, отбивами и даже скамейками. Тогда даги дружно уехали в санчасть с переломами конечностей и пробитыми головами.
У того Побоища не было ни лидеров, ни вдохновителей, ни организаторов, ни идеологов - только уставшие от издевательств и несправедливости исполнители. Всё произошло спонтанно, очень быстро и само собой. Потому что у всех накопилось. Сорвало крышу у одного - и это стало тем маленьким толчком, что перевернул всю лодку.
Если бы тогда кто-то из дагестанского землячества знал диалектику, он сделал бы всё, чтобы лодка удержалась на волнах ещё хотя бы пару месяцев до прибытия молодого пополнения. Поэтому... "Учи, сынок, диалектику!" - обращаюсь я сегодня к своему старшему отпрыску, - "Что-что, а она точно в жизни пригодится".
Рудияр