Найти в Дзене
DigEd

Новый взгляд на мобильное обучение

Автор Филип Керр

В мире блогов, журналов, вебинаров и конференций преподавателей ELT прямо сейчас вам будет трудно избежать темы генеративного ИИ. Десять лет назад горячей темой было «мобильное обучение». Можно ли извлечь какие-то уроки, оглянувшись назад чуть более чем на десять лет назад?

Одна из первых конференций, связанных с ELT и посвященных мобильному обучению, состоялась в Японии в 2006 году. Сообщая об этом год спустя, Дудени и Хокли (2007: 156) отметили, что «мобильное обучение, похоже, надолго останется». К 2009 году Агнес Кукульска-Хьюлм задавалась вопросом: «Изменит ли мобильное обучение изучение языков?» Ее ответ, конечно, был «да», но миру ELT потребовалось некоторое время, чтобы осознать эту следующую большую вещь (помимо нескольких приложений). Относительно быстро вышла из тупика Кэролайн Мур, опубликовавшая статью в Guardian (8 марта 2011 г.), в которой приводила доводы в пользу более широкого использования мобильного обучения в ELT.

Мобильные телефоны обладают сверхспособностями... но те, кто изучает язык, проигрывают. Фотография: Ману Фернандес/AP
Мобильные телефоны обладают сверхспособностями... но те, кто изучает язык, проигрывают. Фотография: Ману Фернандес/AP

Как это часто бывает с первыми сторонниками образовательных технологий, Кэролайн, будучи консультантом по цифровому изучению языков, была заинтересована в продвижении своего основного аргумента. Дело в том, что технология была настолько повсеместной и настолько богатой потенциалом, что было бы глупо не извлечь из нее максимальную пользу.

Эта тема получила распространение благодаря вебинару IATEFL LT SIG в декабре 2011 года, полнодневному предконференционному мероприятию на главной конференции IATEFL в начале следующего года, а также «Дебатам по мобильному обучению Macmillan Education». Внезапно мобильное обучение стало повсюду, и к концу года его стали называть «будущим обучения» (Kukulska-Hulme, A., 2012). В начале 2013 года журнал ELT Journal опубликовал определяющую статью «Мобильное обучение» (Hockly, N., 2013). К этому моменту речь уже не шла просто о том, чтобы учителям рекомендовали опробовать несколько приложений вместе со своими учениками. В заключение статьи говорится, что «будущее становится все более мобильным, и нам следует отразить это в нашей педагогической практике» (Hockly, 2013: 83). Риторическую силу было легче понять, чем логическую связь.

Вскоре мобильное обучение стали называть «будущим изучения языков», а такие приложения, как DuoLingo и Busuu, стали называть «революционными в изучении языков». Кукульска-Хулм (Kukulska-Hulme et al., 2017) написала главу под названием «Революция мобильного обучения» в справочнике по технологиям и изучению второго языка.

-3

В 2017 году (на создание книг уходит время) OUP выпустила «Мобильное обучение» Шона Уилдена (2017). Книга Шона — это место, где можно найти практические идеи: поэкспериментировать с фотографиями, использовать QR-коды, аудио/видео запись и так далее. Причины использования мобильного обучения продолжают расти (развитие навыков XXI века, таких как креативность, критическое мышление и цифровая грамотность, «ориентированными на учащихся, динамичными и мотивирующими способами»).

В отличие от статьи Ники Хокли (2013 г.), Шон признает, что у мобильных технологий в классе могут быть недостатки. Основным недостатком, как знает каждый, кто когда-либо был в классе, где разрешены телефоны, является то, что технология может быть более серьезным источником отвлечения, чем вовлечения. Шон предлагает страницу о «политике приемлемого использования» мобильных телефонов в классах, но не позволяет (тому, что он называет) «пугающим историям медиа» помешать его энтузиазму.

Несомненно, существует бесчисленное множество примеров того, как мобильные телефоны можно (и даже нужно) использовать для дальнейшего изучения языка, хотя я подозреваю, что QR-ридеру будет сложно попасть в этот список. Проблема в том, что эти положительные примеры — это все, о чем мы когда-либо слышим. Тема отвлечения даже не упоминается в главе, посвященной изучению языка с помощью мобильных устройств, в «Справочнике Routledge по изучению языка и технологиям» (Stockwell, 2016). Она также не появляется в книге Ли Ли (2017) «Новые технологии и изучение языков».

Гленда Морган (2023) описала это как «порно-успех в образовательных технологиях», где успех преувеличен, неудачи сведены к минимуму, а проблемы доведены до такой степени, что они практически невидимы. «Порно успех» — это особенность презентаций на конференциях и публикаций в блогах, жанры, которые требуют неустанного позитива и «конструктивного чувства надежды, оптимизма и амбиций» (Selwyn, 2016). Edtech Kool-Aid (там же) также является особенностью академического письма. Выполните поиск в Google Scholar по запросу «обучение языку с помощью мобильных устройств», чтобы понять, что я имею в виду. Первая попавшаяся статья называется «Положительное влияние мобильного обучения на изучение иностранных языков». Скептицизма очень мало, как и в большинстве исследований в области образовательных технологий. Для этого есть ряд причин, одна из которых (что «помещение своей работы в духе времени, связанного с образовательными технологиями, может быть стратегическим выбором, чтобы стать частью основного направления в этой области» (Mertala et al., 2022)) найдет отклик с коллегами, которые хотят выступать с докладами на конференциях и вести блоги для издателей. Дискуссия вокруг ИИ, конечно, ничем не отличается (см. Nemorin et al., 2022).

В любом случае, вернемся к недостаткам мобильного обучения и «пугающим историям в медиа». Большая часть изучения языка происходит в начальных и средних школах. Согласно недавнему отчету Common Sense (Radesky et al., 2023), подростки в США используют свои смартфоны в среднем 4,5 часа в день, проверяя уведомления в среднем 51 раз.

-4

Почти все из них (97%) используют свои телефоны в школе, в основном для социальных сетей, видео или игр. В школах действуют различные политики, и их соблюдение в рамках этой политики сильно различается. Ваша страна, возможно, не совсем такая же, как США, но, вероятно, она движется в том же направлении.

Исследования показывают, что чрезмерное (то есть типичное) использование мобильных телефонов отрицательно влияет на результаты обучения, благополучие и такие проблемы, как издевательства (см. этот краткий обзор глобального исследования). Для большинства людей это не является сюрпризом – участники дебатов Макмиллана в 2012 году знали об этих проблемах. Поэтому вопрос, который необходимо задать, заключается не в том, может ли мобильное обучение помочь в изучении языка, а в том, перевешивают ли потенциальные выгоды потенциальные недостатки. Является ли изучение языка особым случаем?

Каждая четвертая страна мира решила запретить телефоны в школе. В новом докладе ЮНЕСКО (2023 г.) содержится призыв к глобальному запрету использования смартфонов в образовании, указывая на то, что «мало надежных исследований, демонстрирующих, что цифровые технологии по своей сути повышают ценность образования». В том же отчете немного углубляется в тему генеративного ИИ, и краткое изложение начинается так: «Генераторный ИИ, возможно, не принесет тех изменений в образовании, которые часто обсуждаются. Вопрос о том, будет ли и каким образом использоваться ИИ в образовании, остается открытым (Gillani et al., 2023)» (ЮНЕСКО, 2023: 13).

История маркетинга образовательных технологий всегда была такой - «на этот раз все по-другому». Маркетинг опирается на определенное количество людей, повторяющих мантру, поскольку чем больше ее повторяют, тем больше вероятность, что она будет воспринята как истинная (Fazio et al., 2019): это эффект иллюзорной истины или «правило Снарка». 1]'. В некоторых контекстах мобильное обучение изменило ситуацию к лучшему для некоторых учащихся: утверждения о том, что оно является будущим или произведет революцию в изучении языка, оказались несколько преувеличенными. Действительно, распространение плохо спроектированных приложений для изучения языка предполагает, что мобильное обучение в значительной степени усиливает традиционное изучение языка (тренировка, механическое заучивание в игровой форме, модели для носителей языка и т. д.), а не приводит к позитивным изменениям (см. Kohn, 2023). История образовательных технологий — это история невыполненных обещаний и нереализованного потенциала, и нет веской причины, почему генеративный ИИ будет чем-то другим.

Возможно, тогда нам следует крайне скептически относиться к нынешнему дискурсу вокруг генеративного ИИ в ELT. Как и мобильные технологии, они вполне могут быть чрезвычайно полезным инструментом, но шансы на то, что они произведут революцию в преподавании языка, чрезвычайно малы – так же, как до этого радио, телевидение, аудио/видео запись и воспроизведение, копировальный аппарат, Интернет и виртуальная реальность. Несколько человек какое-то время будут зарабатывать деньги, но по-настоящему революционные изменения в преподавании/обучении не произойдут за счет технологических инноваций.

Ссылки на литературу

Дудени Г. и Хокли Н. (2007) Как преподавать английский язык с помощью технологий. Харлоу: Pearson Education

Фацио, Л.К., Рэнд, Д.Г. и Пенникук, Г. (2019) Повторение увеличивает воспринимаемую истину в равной степени для правдоподобных и неправдоподобных утверждений. Психономический бюллетень и обзор 26: 1705–1710. https://doi.org/10.3758/s13423-019-01651-4

Хокли, Н. (2013) Мобильное обучение. Журнал ЭЛТ, 67 (1): 80 – 84

Кон, А. (2023) Как «инновационные» образовательные технологии на самом деле укрепляют конвенцию. Education Week, 19 сентября 2023 г.

Кукульска-Халм, А. (2009) Изменит ли мобильное обучение изучение языка? reCALL, 21 (2): 157 – 165

Кукульска-Халм, А. (2012) Мобильное обучение и будущее обучения. Международный обзор HETL, 2: 13 – 18

Кукульска-Халм А., Ли Х. и Норрис Л. (2017) Революция мобильного обучения: последствия для языковой педагогики. Ин Шапель, Калифорния, и Сауро, С. (ред.) Справочник по технологиям и преподаванию и изучению второго языка. Джон Уайли и сыновья

Ли, Л. (2017) Новые технологии и изучение языков. Лондон: Пэлгрейв

Мертала П., Моенс Э. и Терас М. (2022) Высокоцитируемые статьи в журналах по образовательным технологиям: описательный и критический анализ, Обучение, медиа и технологии, DOI: 10.1080/17439884.2022.2141253

Неморин С., Влачидис А., Айераква Х.М. и Андриотис П. (2022): Искусственный интеллект разрекламирован? Обзор дискурса об искусственном интеллекте в образовании (AIED) и развитии, Learning, Media and Technology, DOI: 10.1080/17439884.2022.2095568

Радески Дж., Уикс Х.М., Шаллер А., Робб М., Манн С. и Ленхарт А. (2023) Постоянный спутник: неделя из жизни использования смартфона молодым человеком. Сан-Франциско, Калифорния: Common Sense.

Селвин, Н. (2016) Забота о нашем языке: почему образование и технологии полны чуши … и что можно с этим сделать. Learning, Media and Technology, 41 (3): 437–443.

Стоквелл, Г. (2016) Мобильное изучение языка. Фарр Ф. и Мюррей Л. (ред.) Справочник Routledge по изучению языков и технологиям. Абингдон: Рутледж. стр. 296 – 307

ЮНЕСКО (2023 г.) Глобальный доклад по мониторингу образования 2023 г.: Технологии в образовании – инструмент, на чьих условиях? Париж: ЮНЕСКО

Уилден, С. (2017) Мобильное обучение. Оксфорд: ОУП

----------------------------------------------

[1] Назван в честь стихотворения Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», в котором Беллман восклицает: «Я сказал это трижды: то, что я говорю вам три раза, — правда».

Источник