Найти тему
МИР (Море История Россия)

Две английских "каракатицы" с очень бурной судьбой. (Часть 1 или кто первым придумал беспилотники)

Мы продолжаем рассказ о «таинственных» кораблях «М»… Шучу, ибо никакие это не «таинственные» корабли, а серия британских «эрзац-мониторов», на которые ставили все, что имелось под рукой (из двигателей и крупнокалиберных орудий). И, получалось «дешево и сердито». Почему дешево? Почему у нас дорого? Почему у нас при царе-батюшке так не строили? Это тема отдельного разговора, и ответ на данный вопрос будет… (крамольным), и очень многих не устроит. Почему корабли «М»? Ну. потому. Что, например, «Сульт» и «Ней» это были М-13 и М-14, потом шли эрзац-мониторы типа М-15, занимая номера с 15 по 30-й. В общем. Все шло по порядку.

И, вот, 18 мая 1915 года был выдан заказ на М-34, М-35, М-36 и М-37. М34 и M35, доставшиеся «Харленд энд Вулф», получили строительные номера №492 и №493, М36 от «Сван Хантер» — №1093, а M37 на «Хэмильтон» — №313. И, тут…

Случился правительственный кризис, вызванный провалом Дарданелльской операции, и новое коалиционное правительство «попросило» У.Черчилля с должности Первого лорда Адмиралтейства, и все заглохло.

Летом 1915 года «Маршал Ней» вышел на испытания, и… (начались проблемы с его силовой установкой). Что делать? («Дым в трубу, пельмени разлепить, дрова в исходное положение!»).

А, ничего страшного, решили англичане, просто построим новый монитор под старую башню. Но построим уже не торопясь, на совесть. («Не... торописьсся не нада!» (С) «Кавказская пленница»).

Основным требованием было достижение проектной 10-узловой, скорости хода (которой так и не достиг ни один из «эрзац-мониторов»).

16 сентября 1915 года гидродинамик суперинтендант Роберт Фруд (тот самый, что число имени себя придумал, корабелы в курсе) отправил первые результаты испытаний новой модели. Результаты были… достаточно неприятными. Из них следовало, что мощность энергетической установки (в пересчете с модели на натуру) должна быть не менее 6000 л.с., т.е. почти вдвое превосходящую предыдущий проект.

Попытались "играть" главными размерениями и обводами.

Для получения требуемой скорости длину корпуса увеличили, придав носовой и кормовой оконечностям более острые обводы. Конструкцию корпуса тоже доработали, причем, потом, результаты английских опытов использовали у нас на линкорах. Как? Сейчас поясню.

Англичане экспериментировали с бортовыми булями и их наполнением. На старом торговом судне выварили були и провели ряд испытаний. Испытания секции торгового судна позволили выяснить, что для защиты от взрыва 150 килограммового заряда достаточно буля шириной 3 метра (10 футов).

-2
-3

Потом построили опытовый отсек («Чатэмский плот»), и провели ряд экспериметов с наполнением булей. Древесина дала неудовлетворительный результат. Оптимальные результаты были получены при использовании тонких котельных труб, заглушенных с обоих концов. (И именно такую защиту получили некоторые наши корабли при их модернизации после революции).

Новые мониторы получили були шириной 4 метра у которых из которых внешняя камера шириной в 2,7 метра (9 футов) была пустой, а 1,3 метра (4 фута) внутренней камеры были заполнены примерно 70-ю трубами, диаметром 229-мм. Борт за булем являлся противоторпедной переборкой толщиной 38 мм (1,5 дюйма), выполненной из высокопрочной стали.

Бронирование было весьма солидным. Башня 330-мм, барбет 203-мм, переборки 102-мм, и, естественно, монитор «сел» глубже. В итоге получили 128х26,8х3,5 метра. Фактически, броненосец, разрезанный пополам.

Две паровых машины тройного расширения мощностью в 6000 л.с. потребовали установки четырех стандартных водотрубных котлов «Бабкок-Уилкокс» вместо двух, как ранее, но котлы перевели на нефтяное топливо, что упростило их размещение.

Корабли опять строила верфь «Харланд и Вольф» (обычно англичане читают название как «Хэрланд энд Вуф», но Вольфф был немцем). Машины для обоих мониторов делались в Белфасте.

Закладка корпусов состоялась 18 октября на заводе в Говане (район Глазго) для корабля со строительным номером 492, и 26 октября в Белфасте (Северная Ирландия) для №493. Первый потом стал «Эребусом», второй «Террором».

Правда с получением вооружения возникли проблемы. С «Нея» долго не могли демонтировать башню, а, с «Сульта» башню решили не снимать, и «Эребус» остался без артиллерии. На корабль было решено установить одну из запасных башен для «Фьюриеса», заказанных на тот случай, если его 18-дюймовые орудия окажутся неудачными.

И тут выяснилось, что краны в Говане не обладают достаточной грузоподьемностью, и 13 июля корабль отбуксировали на «Джон Браун» в Клайдбэнк для установки артиллерии.

Первым 22 июля 1916 года в строй вошел «Террор» под командованием кэптена С.В. Брутона (C.W. Bruton). Корабль вышел на ходовые испытания, и…

Выяснилось, что англичане так боялись недобрать по скорости хода, что малость «перебрали». Монитор развил скорость 13,09 узла вместо запланированных 10-12. Уже 6 августа новый монитор покинул Белфаст чтобы присоединиться к отряду защиты Дуврского пролива. «Эребус» был готов месяцем позже. Зато на нем дополнительно сразу поставили две шестидюймовки. («Террор» же получил их только в ноябре 916 года). Их «работой» стали регулярные обстрелы немецких позиций у Зебрюгге.

-4

Самое интересное, что «Эребус» смог выдать даже больше, показав на испытаниях 14 узлов. Монитор был включен в состав Дуврского отряда 2 сентября 1916 года под командованием кэптена Уиллса (C.S. Wills).

-5

Корабли числятся в составе Дуврского отряда. 19 октября 1917 года «Террор» был атакован немецкими миноносцами. Две торпеды попали в носовую часть, там где не было булей, затопив один отсек. Третья торпеда попала в буль, и… повреждений не нанесла. Корабль своим ходом вернулся на базу. Ремонт продолжался три месяца. В 1918 году два 152-мм орудия были заменены на восемь 102-мм орудий BL IX , было также усилено зенитное вооружение. Были установлены два автомата пом-пом 40-мм. При модернизации боевая рубка перед барбетом башни была признана бесполезной, поэтому её демонтировали, а на получившуюся площадку перенесли 12-фунтовые пушки, придав им возможность ведения зенитного огня. Два 24-дюймовых прожектора у основания мачты заменили двумя 36-дюймовыми прожекторами у трубы. Башня получила свой дальномер.

Его «братец» (как-то не поворачивается язык его назвать «сестричкой»), монитор «Эребус» прославился тем, что стал первым кораблем, которого атаковал… беспилотник. Много раз сталкивался с достаточно пренебрежительным мнением, мол, советская идея с «катерами волнового управления», это «полный отстой», утопические мечтания, не имеющие никаких возможностей для реального применения. А. вот и нет, и не мы были пионерами в этой отрасли.

Все началось в далеком 1906 году. Не, я не шучу, и дату не перепутал. Так вот, в 1906 году, фирма «Сименс» начала эксперименты с управляемыми по кабелю скоростными катерами. Опыты проводились на озере Мюриц под руководством шурина Вильгельма фон Сименса. Правда первый более или менее рабочий образец появился только в 1913 году (накануне войны).

-6
-7

Фирмой «Сименс» было разработано несколько модификаций катеров, различавшихся размерами и типом моторов. Для серийного производства был выбран катер типа «М», длиной в 13 метров и оснащенный двумя 300-сильными моторами «Майбах». Катер был глиссирующим, и обладал скоростью в 30 узлов. Для наведения на цель использовали вышку или двухместный гидросамолет. Модель получила обозначение FL-12 (Fernlenkboot, что буквально означает «лодка с дистанционным управлением»). Германское вундерваффе представляло собой моторный катер длиной 17 м, загруженный 700 кг взрывчатки. Катер был оснащен двигателями внутреннего сгорания и управлялся по проводам. Длина провода составляла 20 километров, причем сама катушка с проводами весила 800 кг.

-8

Как передать несколько команд по одному кабелю? Использовали частотное модулирование команд. Сигнал с определенной частотой подавался по кабелю. Каждой команде соответствовала своя частота. Полученный сигнал усиливался и преобразовывался в звук («гудение» определенного тона). На борту катера, сигналы усиливались вакуумной лампой типа «Аудион» и распознавались с помощью узкополосных акустических (барабанных) реле Брауна (использовавших угольные микрофоны для выделения определенного акустического тона). Что такое «барабанное реле Брауна? Это один из первых элементов автоматики, электромагнитное реле-элемент, способное производить усиление дискретного сигнала. Реле в свою очередь приводили в действие исполнительные механизмы катера.

Наведение катера на цель осуществлялось наблюдателем с аэроплана по радио(!). Станция управления катером располагалась на борту корабля или на берегу. Сложно, коряво, но… это еще только Первая Мировая. Для того времени набор команд был достаточно большим: проверка системы, запуск двигателя, остановка двигателя, установка положения руля, включение освещения, чтобы катер можно было отслеживать в темноте, подрыв заряда в случае его захвата, если она не поразила цель. Катера могли развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч). Всего построили: три прототипа, 12 управляемых катеров (серийных, отличавшихся от прототипа), но далеко не все они использовались по прямому назначению. Развертывание катеров началось в начале 1915 в Зебрюгге (оккупированная немцами Бельгия). Основной целью для них должны были стать британские мониторы, обстреливающие немецкие позиции во Фландрии. Командовал катерами лейтенант Хельмут Клотц. Первое применение оказалось неудачным, один из немецких миноносцев обрубил винтами кабель. 9 февраля 1917 года второй катер взорвался при выходе на задание: по ложному сигналу сработал механизм самоликвидации. Первого марта 1917 года немцы атаковали волнолом в Ньюпорте, управляя катером с тральщика. Катер попал, но… не взорвался. Два катера были потеряны на Балтике. Еще один катер потеряли 6 сентября 1917 года при попытке атаки монитора М-24. И, вот настал тот час.

28 октября 1917 года, когда катер FL-12 атаковал и-таки поразил у монитор «Эребус». Мощный взрыв убил двух и ранил пятнадцать британских моряков, и вырвал основательный кусок бортового буля... Но монитор своим ходом вернулся на базу. (Ладно, о «дронах» Первой Мировой – отдельный рассказ. К концу войны мониторы несли по два 381-мм (15-дюймовых) и восемь 102-мм (4-дюймовых) орудий, две 76-мм (12-фунтовые), две 76-мм (3-дюймовые) зенитки и два 40-мм «пом-пома». (*Продолжение, естественно, следует)