В разговорах о запоминающихся фэнтези-вселенных, я никогда не забываю про жемчужину советской литературы от Александра Мелентьевича Волкова. Его гексалогия про Изумрудный город, лично для меня, является сказкой намного интересней, чем тот же «Хоббит, или Туда и обратно» от Джона Толкина.
Цикл начинался как пересказ «Волшебник страны ОЗ» Лаймена Фрэнка Баума. Однако после «Волшебника Изумрудного города» (который хоть и был в чем-то похож на оригинал, имел много отличий), Волков создал свою параллельную вселенную Волшебной страны и никак не перекликался с баумавскими продолжениями - это были самобытные и оригинальные истории. Истории, на мой взгляд, в разы лучше того что сделал Баум. Да и волковский пересказ «Волшебника страны ОЗ» мне нравится намного больше беззубого и наивного оригинала.
Здесь я хочу распределить шесть повестей о Волшебной стране в порядке моего обожания, и вкратце рассказать, за что я люблю (и критикую) каждую из них. Начнем с менее любимых и закончим фаворитом.
Огненный бог Марранов
Закончив «Семь подземных королей» и историю Элли, Волков хотел поставить жирную точку о сказаниях Волшебной страны. Однако многочисленные просьбы читателей заставили его вернуться и продолжить сказку. Для этого была создана сестра Элли по имени Энни, и ее друг Тим О’Келли, чтобы как-то разнообразить героев. И в этом моя главная претензия к продолжению: и один, и второй герой - есть суть Элли, которую поделили надвое. Разве что Тим, как мальчик, обладает некими "пацанскими" чертами, но все равно, оба героя честные, отважные, добрые и благородные как Элли. И ведут себя точно так же.
Не только в героях, но и в самом приключении чувствуется некая вторичность. Ты уже видел эту историю, ты уже ее проживал. Урфин Джюс уже захватывал власть, только в этот раз не с помощью дуболомов, но благодаря поддержки таких же не особо смышленых Марранов. А еще, на мой взгляд, слишком быстро новоприбывшие ребята интегрировались в Волшебную страну. Слишком легко и просто у них получилось одержать победу. Элли, в свое время, настрадалась гораздо сильнее - что более реалистично.
С другой стороны, "Огненный бог Марранов" дарит и новые ощущения, привносит новые и уникальные находки. Мне очень понравилось как была описана история восхождения Урфина в качестве Огненного бога и как ловко он манипулировал народом Марранов. Отлично автор показал и классовое расслоение народа, где они сначала жили как большое родоплеменное общество, но стоило им получить «блага цивилизации», как народ разделился на бедных и богатых, эксплуататоров и эксплуатируемых… но все это дети не понимали, разумеется. Порадовали свой харизмой новые герои: механические мулы и народ лисов. Правда лисы эти больше в книжках не появятся, к сожалению, лишь в качестве упоминания происхождения обруча-невидимки. Волков отлично показал командную работу и разделение труда между Энни и Тимом: теперь физически сложную работу берет на себя главный герой мальчик. И концовка, в общем-то, получилась оригинальной, доброй и правильной (практически как и все концовки у Волкова).
Волшебник Изумрудного города
Повесть, которая положила начало всему циклу. «Волшебник Изумрудного города» не блещет такой оригинальностью как продолжения, и является переводом/дополнением сказки «Волшебник страны ОЗ». Однако, Волков многое добавил от себя, дополнив приключение, особенно в более поздних ревизиях повести. И если первые версии сказки представляли из себя просто перевод произведения Баума, то позже появился и людоед (кстати, одна из самых жутких сцен в книге), и становление Смелого льва королем зверей, и жаркая встреча с Марранами. Особо меня веселят местные заклинания: «Сусака-масака», «Буридо-фуридо», «Бамбара, чуфара…» и многое другое.
Главное в том, что повесть познакомила нас с замечательной Волшебной страной и невероятной девочкой Элли, которая навсегда останется для меня лучшим героем сказок. Отмечу наличие мрачных сцен для детского произведения: тот же людоед, сцены с заточением у Бастинды, поражающие своей безисходностью, и гигантский паукан в лесу, который высасывал животных. Не обойдёмся и без неожиданных поворотов, например, когда Гудвин улетел на воздушном шаре без Элли, по чистой случайности, оставив ее без билета до дома. И конечно же, не забудем приятное чувство от долгожданного возвращения домой.
После «Волшебника Изумрудного города» качество истории и интерес к миру стали только увеличиваться.
Желтый туман
Я иногда называю эту повесть как "битва титанов". Потому что в эпичной концовке разыгралось сражение между тремя гигантскими существами: роботом Тилли-Вилли, колдуньей Арахной и орлом Карфаксом. И таких масштабных замесов в историях еще не было. Когда читал в детстве - аж дух захватывало, ведь это было что-то сравни современных Мстителей.
В этот раз на Волшебную страну навалилось бедствие, которого она не видывали раньше - массовое химическое оружие под названием "Желтый туман". Не сумев захватить жителей страны нахрапом, пробудившаяся от долгого сна колдунья Арахна, решила добиться власти над миром с помощью хитрой магии и взять всех измором. При этом она почти добилась своего, едва не истребив всех существ Волшебной страны, а саму страну чуть не превратила в заснеженную тундру.
Чтобы победить такого могучего (и громадного) врага, потребуется и герой ему под стать. Поэтому в «Желтом тумане», помимо уже привычных нам Энни и Тима О’Келли, ввели дополнительного героя, или как я называю «звездного гостя». В этот раз к нам вернулся крайне харизматичный моряк Чарли Блэк. И не просто моряк, а великолепный инженер, который сконструировал гигантского человекоподобного робота, на лицо ужасного но доброго внутри.
Это приключение действительно ощущается как судьбоносное: каждому заданию героев сопутствует большой риск, каждый шаг сопровождается кознями колдуньи, а поражение означает гибель всей страны или вечное подчинение Арахне.
Помимо эпичного приключения, мне было интересно наблюдать за судьбой Урфина Джюса, самого харизматичного антигероя серии. Со второго раза мужчина понял, что в жизни своей он что-то делал не так, ведь творить добрые дела как-то приятней для души, чем стараться постоянно захватить власть. И когда судьба предоставила Урфину третью (возвращение живительного порошка) и четвертую (стать шестеркой Арахны) возможность опять поиграть в престолы, он отказался и стал одиноким садоводом.
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
А здесь нам показали становление самого яркого и харизматичного антагониста/антигероя. Пожалуй, эта повесть является бенефисом Урфину и прекрасной битвой умов, где с одной стороны мы имеем гениального столяра и создателя деревянной армии, а с другой - Элли и ее дядю Чарли Блэка, моряка и инженера с руками настолько правильными, что словами не описать.
Начинается повесть с медленного и вдумчивого знакомства с главным антагонистом. Читателю дается возможность не только оценить его тягу к власти и славе, но и мастерство. Волков захватывающе подводит к созданию деревянной армии, показывает душевные метания Урфина, не упуская случая развеселить читателя ворохом забавных и юмористических сцен. Вообще, идея с живительным порошком чудо как хороша, только она не всегда укладывается в логику вселенной (Страшилу же не обсыпали порошком, он сам ожил), ну да ладно - спишем на магию сказки. Не забудем похвалить то, как Волков изобразил осаду Изумрудного города и предательство, открывшее ворота узурпатору - это вполне себе в духе средневековья, где подобное встречалось сплошь и рядом при осаде.
Вторая часть повести, когда нам рассказывают про скитания Элли и Чарли Блэка, представляет из себя что-то вроде «Выжившего» с Ди Каприо, только для детей. Какие только приключения довелось пережить маленькой девочке Элли и ее дяде! И пустыня, и горы, и почти смерть от обезвоживания возле черных камней. В этим моменты читаешь, вцепившись всеми руками в книгу (ну, когда ты сам ребенок). Путешествие людей в Волшебную страну - это настоящее торжество ума и человеческой находчивости. В общем-то как и сама победа над Урфином Джюсом.
Уже здесь нам показали будущую трансформацию узурпатора. Захватив власть, Джюс вовсе не оказался таким счастливым, как на то рассчитывал. Он понимает, что положение его зыбко, народ его ненавидит, а поданные улыбаются лишь потому, что он им платит большие бабки. Потерпев первое поражение, изгнанник, никем не тронутый, отправился зализывать раны и вынашивать новые коварные планы.
Урфин Джюс и его деревянные солдаты приоткрыл небольшую завесу тайны над Страной подземных рудокопов, расширив вселенную, а заодно намекнув нам, что будет в продолжении.
Тайна заброшенного замка
Почему это произведение стоит так высоко? Учитывая тот факт, что Тайна заброшенного замка дописывалась уже после смерти Волкова, и тут полно неточностей, несостыковок и просто заметна рука других людей. В общем, очень шероховатое произведение.
Но именно здесь был совершен отличный твист с введением элементов научной фантастики в фэнтези-мир. А еще нам подсказали, что есть другие планеты, и вообще, мы не одни в этой вселенной. И угроза, в этот раз, нависла не только над Волшебной страной, но над всей планетой Земля. Можно сказать, что Энни с друзьями боролась за будущее всего нашего мира.
Нам отлично раскрыли быт арзаков и менвитов. Чем он живут и зачем вообще летят на Землю. Любопытно было изучать реакцию жителей Волшебной страны на прибытие инопланетян, ведь мы привыкли, что люди из-за гор постоянно удивляются когда видят местных причудливых созданий и необычные волшебные явления, а теперь настала очередь удивляться самим жителям Волшебной страны. И удивляться есть чему, ведь инопланетяне притарабанили с собой вертолеты и лучевые пистолеты, которые уничтожали все живое одним выстрелом. Куда там Желтому туману, вызывающему лишь слезки и кашель, или нерасторопным дуболомам - здесь вы столкнетесь с неумолимой мощью технического прогресса.
Конфликт в повести развивается не только между прибывшими с небес и жителями волшебной страны, но и внутри самой диаспоры инопланетян. Рабы арзаки всячески недовольны своим положением, и в желании сбросить с себя оковы рабства, объединяются с нашим героями, что в общем-то тоже достаточно реалистично.
Тайна заброшенного замка блистает наличием смешных сцен, где я хохотал навзрыд, особенно вспоминая момент допроса Ментахо и то как языковой барьер может привести к комичным ситуациям. А вот что не до смеха - явная недоработка произведения, как я сказал выше. Оно не ощущается целостным, а некоторые герои не получили должного развития, как например приглашенная звезда Фред Каннинг, который тут нужен был почти незачем. Ну лишь чтобы предложить создать бомбу (чем, слава богу, не воспользовались).
Семь подземных королей
Моя любимая из всей серии.
У этой повести самый захватывающий путь в Волшебную страну. Ладно, в прошлый раз Элли добиралась со своим взрослым дядей, который на все руки мастер, да при этом они запаслись материалами на все случаи жизни, но сейчас маленькая девочка и, немногим старше ее брат Фред, оказались запертыми в неизведанных пещерах, практически без припасов. Дети и песик Тотошка. В момент путешествия Элли и Фреда по пещерам, жуть как переживаешь за героев. Обычные, современные городские изнеженные дети ни за что не прошли бы этот путь. А эти не только смогли удачно перемещаться по подземным водам, но и не умереть голодной смертью, догадавшись порыбачить. Эта длинная и напряженная история постепенно перетекает в… неожиданную дорогу до Волшебной страны.
Тут уже вместе с Элли можно порадоваться тому, куда их вывела подземная река. Причем не просто в Волшебную страну, но в подземное ее царство и Страну подземных рудокопов , о которой мы так мало знаем. Вернее, знали - ведь в начале повести нас знакомят с жизнью людей подземного царства, и о том как правили местные короли, усыпляя периодически себя и всю свою свиту (на время), чтобы оставлять меньше голодных ртов. В этом проявляется некий реверанс в сторону монархии, а рудокопы - это своеобразный аналог пролетариев, что трудились на подземных заводах.
Вместо радушного приветствия, встреч хлебом-солью и вечеринками, где газировка течет ручьем, гости из-за гор оказались узниками в Стране подземных рудокопов, а о присутствии Феи Убивающего Домика, сверху даже не подозревают. Но в этом и прелесть повести «Семь подземных королей», ведь нас сталкивают с новыми, неизведанными трудностями. Хотя, не сказать что угроза подземных рудокопов была какой-то всеобъемлющей. Скорее здесь решался местный, локальный конфликт. И разрешился он крайне элегантным образом, спасибо мозгу Страшилы.
К сожалению, заметно, как внимание повести сместилось на персонажей Подземной страны, и старых героев, типа Страшилы, Железного дровосека и Смелого льва, мы увидим в небольших эпизодах. Лишь Страшила заметно проявит себя, а остальные будут словно бы в качестве камео. Оно и понятно - в Подземной стране этим существам с поверхности пребывать скверно.
«Семь подземных королей» завершается просто шедеврально. В итоге, подземное и наземное царства соединяются, люди заключают «мир-дружбу народов», а подземные работяги переселяются наверх, организовав работу на заводах вахтовым методом. Однако в заключении, нас ждет не обычное прощание в духе: "Гудбай, увидимся!". Нас подводят к прощанию с Элли, прощанию навсегда, и оно пробирает до глубины души. Видно было, что на этой повести Волков хотел закончить свой цикл. Хотелось орать, реветь и впадать в истерику, после глубоких слов Рамины:
«Очень признательна за память, – сказала королева, – тем более что это наше последнее свидание.
– Я больше не вернусь сюда?
– Наш род одарен предчувствием будущего, и это предчувствие говорит мне, что вас ждет долгая и светлая жизнь в родной стране. Но ваших друзей вы уже не увидите никогда.»
Чтобы утешить Элли, мышиная королева добавляет:
«Человеческая память милосердна, – сказала Рамина. – Сначала вам будет грустно и горько, а потом на помощь придет забвение. Прошлое покроется туманной дымкой, и вы будете вспоминать его, как смутный сон, как милую старую сказку.»
И окончательно добивает Рамина ответом на вопрос, стоит ли рассказать друзьям Элли о том, что это ее последний визит:
«Нет, – ответила фея. – Они такие добрые и мягкосердечные создания, что не стоит огорчать их. Оставьте им надежду. Надежда – великая утешительница в печали…»
Все, не могу. Пошел рыдать по Элли.