Курень. Сейчас под этим словом понимается лишь жилище и только казаков. Традиционно имеющее круглую планировку, то есть печь в середине, а комнаты по кругу. Из каждой комнаты можно попасть в другую и пройти так по всему дому.
У Шолохова в "Тихом Доне" курень тоже упоминается в смысле жилища:
Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды.
Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену.
Почему курень круглый?
Откуда такая традиция круглой планировки? Если принять за верную версию происхождение казаков от тюркского племени кипчаков (об этом подробнее тут), и то, что татарский язык был распространен в их быту (об этом тут), то выглядит логичным, что юрты и кибитки кочевников были первым жилищем и казаков.
Они как раз круглой формы. Для защиты от ветра и песчаных бурь (кои часты в степях) круг идеально подходит.
Впоследствии казаки и свои мазанки стали строить круглой формы. В планировку более современных двухэтажных домов-куреней эта круглость перешла уже как дань традициям.
Курень - это не только жилище
Когда кочевое племя останавливалось на отдых, оно образовывало курень – круг, в центре которого стояла главная юрта, а по кругу – остальные юрты.
Круг исторически носит сакральное значение - объединение после долгого пути при кочевом образе жизни. Когда надо перевести дух, привести в порядок амуницию, мысли, пополнить припасы, вылечить больных, обсудить важные вопросы. Во время таких стоянок играли свадьбы, придавали земле умерших, нарекали новорожденных именами.
Поэтому у казаков куренем называется еще и большая СТАНица (где встали, оСТАНовились) или несколько станиц, объединенных по территориальному признаку, но чаще по родовому. Один курень, как правило, составляли представители одного рода (фамилии).
Курень в военном плане
Тут можно упомянуть и типовые конюшни круглой формы, которые разбросаны, как раз, по степному Приуралью - месту зарождения казачества. Например, Аркаим (о нём тут). Казак без коня - не казак, а для разведения боевых коней нужны конюшни. И они, как выясняется, тоже круглые.
Куренем стали называть войско степняков. В империи ЧингисХана куренем называли самую малую административную единицу, что-то вроде современного района. Позднее в татарских наречиях слово «курень» стало означать «племя», «отряд», «полк».
Курень в военно-административном плане в итоге - это единица казачьего войска, а также тип подразделения (батальон), численностью в несколько сот казаков.
Потом уже у запорожцев куренем стали называть деревню в 100 домов.
Тот же Адам Гуровский, к работам которого я уже несколько раз обращался, пишет о казачьем укладе следующее:
Казаки собираются в полном составе 765 эскадрилий, каждая из которых насчитывает несколько более 100 человек, из них более трети могут быть мобилизованы
Скорее всего, тут автор имеет в виду деление на родовые курени в количестве около 100 человек, из которых, как раз, за вычетом женщин, детей и стариков - треть может быть мобилизована.
Вот такие многогранные смыслы хранит в себе понятие "курень". Пока на этом, всё! В следующих статьях поговорим:
- о роли курени в знаменитых казачьих кругах, которые до Петруши первого были главным органом управления в казачестве;
- о куренных атаманах;
- о значении молитвы во время схода на курень и подобной традиции, которая осталась до сих пор среди татар.
Следующая часть: