Друзья, привет. Сегодня говорим о том, чего в плане работы с родителями стоит избегать. Какие формы работы (и, кстати, тематики) уже не только не актуальны и не продуктивны, на мой взгляд, но и просто вызывают недоумение. Для этого я заморочилась и полистала планы воспитателей, выложенные в интернет, на предмет выявления сомнительных мероприятий. Предлагаю посмотреть, что получилось.
На этих примерах буду формулировать распространенные ошибки, которые допускают воспитатели, разрабатывая планы работы с родителями
Консультации
Да ещё какие. Вот отличный пример: "Всё о развитии речи детей".
Начинаем с бинго. 2 проблемы в одном мероприятии. Как я уже писала, формат консультации - вообще непонятная вещь. Судя по теме - групповая форма работы. Соответственно, нужно выделить время, раздать детей, организовать среду для встречи с родителями, провести эту встречу и так далее. Когда в реальности воспитателю это делать? Так ещё ведь и не одну консультацию воспитатели планируют в месяц. Как это вообще возможно реализовать? Дайте мне такую суперсилу. Или может быть каждую неделю денёк задерживаться с работы на час-другой? А родители вообще согласны так часто "заседать"? Ну а второй вопрос, который у меня возник, - всё о развитии речи - это вообще что? Звукопроизношение, грамматика, связная речь? Все вместе? Как это осуществить в рамках одной консультации и для чего?
Итак, первая ошибка - это обилие таких форм работы, как консультации. Минимизируем их количество, они выполнимы только на бумаге, не более того.
Ошибка вторая - обтекаемость темы. Формулируем тему грамотно, конкретизируем содержание.
Анкетирование
На самом деле форма работы отличная, но попала в этот список, потому что используют её, мягко говоря, в каких-то странных целях. Давайте разберём реальные примеры.
Анкетирование на тему "Определение уровня знаний о здоровом образе жизни".
Это зачем педагогу? Оценка уровня знаний предполагает какую-то последующую градацию семей по основанию знают - не знают. На мой взгляд, это даже как-то даже унизительно. Почему кто-то должен отчитываться перед воспитателем за то что он знает, а что нет? Могу предположить, что тема попросту неграмотно сформулирована и у педагога совершенно другой замысел. Какой? А вот это загадка.
Едем дальше. Анкетирование отцов и дедушек на тему «Каковы вы, мужчины?». Господи, я даже не знаю какие комментарии оставить для этого варианта. Слушайте, ну это просто кошмар. Результаты этого анкетирования куда применять? А уж про содержание анкеты вообще подумать страшно.
Ошибка третья - педагогически не оправданная тематика.
Четвертая - тематика, минимизирующая достоинство родителя.
Все это должно быть исключено из плана работы с родителями. Анкетирование как форму работы используем. А как делать это по-современному с моментальным анализом - читайте здесь:
Дальний родственник анкетирования - тестирование.
Я такое вообще встретила впервые сегодня. Вы что, результаты будете подводить, сколько правильных и неправильных ответов? Оценивать? Не имеем права. Ни родителей, ни детей.
Давайте к темам. Тестирование "Откуда опасность?"
Опять непонятно о чем. Где конкретика? Имелось в виду знают ли родители о причинах возникновения опасных ситуаций? Так это вы должны были у детей узнать, а родителям потом аналитическую информацию выдать с рекомендациями над чем им с детьми стоит поработать.
Тестирование "Состояние здоровья вашего ребёнка". А это вообще вы взяли на себя чужую работу. При чем здесь воспитатель и для чего ему эта информация?
Короче, страйк.
Ошибка пятая - тестирование как форма работы не может быть использована педагогами в отношении родителей обучающихся (так же как и в отношении воспитанников).
Шестая - подмена участников педагогических воздействий. Зачем предлагать родителям то, что нам нужно делать с детьми?
Седьмая - темы, не соответствующие направлению деятельности воспитателя.
Педагогический всеобуч
Как-то звучит, мало того, что по древнему, так ещё одно "но" есть. Я в своей практике ни разу ни на одном уровне не слышала этой формулировки. Вернее как, я слышала что такое существует, но вербально-реально - ни от кого. Пошла спрашивать в интернете.
Педагогический всеобуч — это система непрерывного обучения педагогических работников, направленная на повышение их профессиональной компетентности и квалификации. В рамках педагогического всеобуча предлагаются различные формы обучения, такие как курсы повышения квалификации, мастер-классы, тренинги, семинары, конференции и др. Внимание. Эта штука для педагогических работников.
Вот такой всеобуч приводит автор: «Что надо знать о своём ребёнке». Что нужно, каждый родитель и без нас с вами знает. Как-то знаете, вот все эти темы они какие-то обтекаемые. О чем? Ни о чем. Какой результат вы хотите получить?
Ошибка восьмая - не разбираемся в формах работы. Не все применимо к родителям.
Трудовой десант
В примере - "Пошив костюмов для детей к Новому году". Ну как только не назовут воспитатели оказание помощи в изготовлении игровых атрибутов. Я, читая план, подумала, что этот десант сейчас высадится в группе и будет шить, шить, шить... Разумеется, такого не бывает. Да и громкие фразы давайте убирать. Смысловой нагрузки не несут. Да и красивым это сравнение не назовёшь.
Девятая ошибка - считать, что форма работы звучит громко и классно.
Памятка
Имеет место быть. Но какие ошибки допускают здесь? Копируют в памятку текст чуть ли не на несколько печатных страниц и ждут, что родители это хотя бы не выкинут. Выкинут. Хорошо, если до дома донесут. Памятка, она должна быть краткой. 1, 2, 3, 4, 5. Яркой, акцентной. А не 14 размер чёрного шрифта на белой бумаге. Сейчас очень много отличных сервисов, где без труда можно сдалать подобную продукцию, умеете - планируйте и делайте. Не умеете - не стоит и браться (если не имеете желания научиться).
Вот какой пример нашла. Памятка "Чаще говорите детям". Говорить что? Первое, что мне пришло в голову, чаще говорите детям "нельзя". Недосказано? Или как? "Чаще говорите с детьми"? Опять возвращаемся к первому пункту. Фразы надо договаривать.
Десятая ошибка - пренебрегать требованиями к конкретной форме работы.
Разработка и раздача памяток как форма работы может использоваться в случае, если к её разработке вы подошли ответственно.
Знакомство родителей с методиками оздоровления М.Ю.Картушиной, А.Стрельниковой, А.Уманской, А.Аветисова
А где здесь, собственно, форма организации?
Вообще, если, к примеру, воспитатель хочет показать занятие для родителей, где продемонстрировать методики оздоровления, используемые е в детском саду, пожалуйста. Но мы не в учебном заведении, куда родители пришли обучать себя. Такая формулировка в данном случае неуместна. Это не тот формат преподнесения информации. Вот на педагогической конференции для коллег можно предложить. Опять же, формат. Ну а если очень хочется познакомить родителей с авторами методик, поднимайтесь на пункт выше и читайте ещё раз про памятки.
Ошибка одиннадцатая - путать родительскую общественность с коллегами.
Опять про консультации
Консультация «Памятные места нашего города». Про консультации мы уже говорили. А в контексте синтеза этой формы работы с темой - ещё ерундовей получается. Другое дело, если бы вы организовали совместную экскурсию с детьми и родителями по памятным местам.
Вернулись к шестой ошибке - подмене детей родителями. Родители, как я уже писала, - средство развития детей.
Участие родителей в пеших прогулках совместно с детьми
Это что, когда и куда? Воспитатель, насколько я знаю, детей в пешие прогулки не водит. Тогда что это? Имеется ввиду семейные прогулки? А без нас с вами и нашего плана не погуляю?
Двенадцатая ошибка - приписывать себе то, что прекрасно реализуется и без нашего участия.
Папки-передвижки
Знаете, мне кажется, что планы работы с родителями люди переписывают друг у друга десятилетиями. Иначе как объяснить эти рудименты в виде папок-передвижек? Сейчас во всех детских садах есть современные стенды, все учреждения ведут социальные сети, а педагоги групп общаются с родителями в мессенджерах. Размещай - не хочу. Да и родители больше читают в телефоне, нежели печатный текст у себя под носом. Папки-передвижки уже давно утратили тот смысл, который несли лет 20 назад. Давайте смотреть все-таки вперёд.
И вот ещё один пример. Папка-передвижка "Не переучивайте левшу". Смотрите. Получается, воспитатель, разместив на папке-передвижке информацию на такую тему, не владеет информацией о специфике своей группы. Много среди ваших воспитанников левшей? 1? Ну, может быть 2. Я сама левша, в моем классе я была такая одна. И для кого тогда вы разместили на всеобщее обозрение эту информацию? Для остальных 24 семей, у которых дети правши?
Ошибка тринадцатая - воспитатель не владеет информацией о контингенте своей группы.
Изучайте контингент и его особенности, чтобы давать адресные советы.
Друзья, список можно продолжать. Интересно? Ставьте лайк, поищу еще материалы на эту тему. Как всегда рада конструктивным комментариям. Давайте общаться. Ну и подписывайтесь на канал. Завтра пятница, всем хорошего завершения рабочей недели.
Всё самое интересное — за кулисами. В Дзен Премиум я делюсь тем, что делаю с особым вдохновением: шаблонами дидактических пособий для работы с детьми и другими полезными материалами для педагога и просто родителя.
Если нам по пути — буду рада видеть вас среди подписчиков. Подключиться к Дзен Премиум можно здесь. Перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с описанием уровней.