Найти тему

Конфликт между учителем и учеником: как правильно выходить? На конкретном примере.

Часто встречаю пылкие споры о том, что профессия педагога отличается/не отличается от других профессий. С некоторым удивлением слежу за уровнем невнятной аргументации в этих спорах. Для меня все предельно ясно: отличается, сильно, по двум основаниям – повышенная конфликтность и повышенная важность Служения.

Писал об этом в данной статье:

Знаю, что современный учитель и слышать ничего не хочет о Служении, но речь не о том. Поговорим о конфликтах.

Одно из главных умений, которые я приобрел и отточил за годы практики состоит в правильном участии в конфликте. И тут важно все: выбор времени и места, вход в конфликт, инициатива и выход из него. По хорошему, разговор на эту тему нужно вести поступательно, по-порядку обсуждая каждый этап. Но это мне только предстоит сделать в рамках исследования "Экстремальная педагогика", а сейчас попался замечательный видеоматериал, на котором, как на стенде, можно разобрать основную ошибку большинства учителей. По правилам Дзена он доступен только подписчикам:

Ролик нужно внимательно посмотреть.

Но перед анализом я просто не могу не сделать пары замечаний.

Видео без начала. Кто его отрезал – неизвестно. А там было что-то интересное. Там либо были зафиксированы пинки по двери и порча имущества здоровенным лбом и тогда мужчина прав. Либо пинков не было и тогда мужчина просто прицепился к пацанам.

Но судя по тому как и где подается этот материал я делаю вывод, что пинки были. Вырезали их, чтобы направить негатив на "нерусского". А если они были, то получается что с морально-гражданской точки зрения мужчина прав. Молодец мужчина.

Заметив, как подростки ломают дверь (а такое происходит часто) он сделал им замечание. Скорее всего, довольно грубо, но это несущественно, потому что только далекий от практики человек или Христос может считать, что подобные ситуации пресекаются нежностью и лаской.

Судя по диалогу, подростки начали отнекиваться в традиционной манере "легкое хамство". Надо думать, что манера эта знакома любому практикующему педагогу. Именно такой ответ и послужил триггером конфликта.

Получается, что:

1. Мужчина действовал из благих побуждений и должен быть поддержан обществом, но

2. В итоге он оказался избит, проиграл в правовой сфере и получил осуждение значительной части того самого общества.

Согласитесь, очень похоже на то, что происходит с учителями. Просто тут накал сильнее и результаты более выражены.

Во-вторых, уверяю вас в том, что я понимаю о чем говорю. Эта сфера – всё, что связано с конфликтами, агрессией, экспансией и психологическим подавлением – мне очень интересна уже давно. Конечно есть люди, которые с теоретической точки зрения не уступают, но даже превосходят меня. Правда я таких встречал редко. А уж встретить их среди учителей (практиков) у меня даже надежды никогда не было.

Но и у меня теоретическая подготовка приличная. Одних только прочитанных книг наберется целый список. Кроме того, считая, что в книгах написано маловато и не всегда правильно, начал обдумывать эту тему сам, подбирая слова для будущего исследования. Но главное, – мне приходилось быть практиком начиная с самого детства:

Я сделал это замечание и выложил видео, предваряя появление очередных "умников", которые будут обвинять меня в том, что "ни разу не психолог", "рядом с учителем и не стоял", а сейчас "несу какую-то чушь, не зная улицы". Хотя, есть ли в этом смысл – тоже вопрос. Будут обвинять в том, что я быдло и гопник ))

Теперь к самому конфликту.

Мужчина сделал замечание пацанам.

Очевидно, что Пацан не стерпел, и не извинился, а начал оправдываться. Это повсеместный среди молодежи шаблон поведения. Правда, также очевидно, что П сделал это недостаточно грубо для того, чтобы сразу началась драка. Скорее всего, он сказал что-то вроде:

– А кто ломает/пинает?

Встает вопрос: почему Пацан сделал это не грубо? Ведь у него есть Друг, а физические кондиции каждого из них выше, чем кондиции Мужчины. Что ему помешало?

Ему помешало давление общественного мнения. Что выражается в известной фразе:

Сила в правде. У кого правда, тот и силен.

Пацан и Друг понимали, что с точки зрения общества они вели себя негативно. Просто понимая это, они привыкли к тому, что общество безмолвствует. Но когда дело пошло по иному сценарию именно это понимание заставило их врать. Начиная врать или недоговаривать, человек начинает чувствовать себя жертвой. Начинает трусить, ощущать дискомфорт, предпринимать попытки оправдаться. Это, опять же, распространенный шаблон поведения.

После этого Мужчина встал перед первой развилкой. Он мог выбрать из двух вариантов:

1. Видя некоторое отступление ребят, нужно было спокойно подойти ближе и остановиться, не приближаясь почти вплотную, как это было сделано. После этого не следовало отвечать ни на какие вопросы. Следовало мягко констатировать, перехватывая инициативу:

- Я видел, что ты пинал. Ты знаешь, что пинал. Какое наказание? – ерунда. Просто ты должен понимать. Эта дверь потом долго будет сломана. А перед квартирой бабушки с первого этажа будут долго орать алкоголики. Просто понимай, что бабушке будет плохо. А если сам увидишь, то тоже сделай замечание. Лады?

Фразы короткие и простые для понимания. Утвердительные. Отсутствуют частицы "не" и любые формы отрицания. Отсутствуют обвинения, оскорбления и, тем более, угрозы. Имеется апелляция к тому, что изначально заставило пацанов почувствовать себя виноватыми. Дается шанс не просто быть прощенным "обществом", но и возлагаются "его" надежды на пацана, как на спасителя. Все это сопровождается "жестами примирения". Кивками головы, прямым, но не постоянным взглядом (переводить глаза на предметы речи: на себя, на него, на дверь, "на бабушку"), плавной жестикуляцией открытых ладоней, легкой улыбкой.

В девяти из десяти случаев пацаны бы слегка виновато, но уже облегченно пробурчали что-нибудь согласительное. На этом конфликт бы разрешился, воспитательный эффект был бы достигнут, авторитет Мужчины укрепился.

И тут уместно привести цитату из статьи о том, как учителю грамотно устанавливать связи с учениками:

"Обычно школьный учитель (администратор/родитель и т.д.) с этой точки зрения – закрытый человек, социальная сеть которого крайне скудна. И даже больше того. Те её "нейроны", "узлы" и связи, которые есть, выстроены почти исключительно на конфликтных ситуациях, которые либо так и не были разрешены, либо разрешались не в пользу учителя!"

В данном же случае, мы получили бы ситуацию, когда на основе такого разрешения конфликта можно легко построить приятельские отношения, укрепляя и расширяя свою социальную сеть и так называемые "слабые связи".

Но Мужчина выбрал второй путь.

2. Видя некоторое проявление слабости, он "поверил в себя" и поддался "плохим", но, главное неконструктивным эмоциям. Захотел полностью подчинить и победить, удовлетворяя собственное эго (и это распространенная ошибка среди педагогов). Но в чем проявлялась слабость подростков?

Слово "доказать" Пацан перепутал со словом "наказывать", сразу принимая на себя роль провинившегося (произнес, как "вы меня наказать щас будете?"). Потом переспросил, поправившись:

Вы меня бить сейчас будете?

Потом еще и о папе вспомнил, и о милиции. И все это вместе с постоянным обращением на "вы" и с апелляцией к разнице в возрасте.

Всё это было моментально считано Мужчиной и "окрылило" его. Он начал "переть рогом". Но по ходу развития "беседы" она очень далеко ушла от того, что заставляло подростков чувствовать себя виноватыми. Стала приближаться к переходам на личности, со стороны Друга последовало нецензурное оскорбление (которое авторы ролика вырезали), появились угрозы, повышенные тона...

И такое очень часто происходит между учителем и учеником.

Последний шанс выйти из конфликта триумфатором у сознательно или нет, но блефующего Мужчины был после собственного вопроса "Тебя устраивает?". Когда Пацан, понимая, что врет и ничего не сможет противопоставить видеофиксации, растеряно замолчал. Тут была последняя возможность повернуть беседу как-то так:

Ладно, пацаны. Я все понимаю, нервы и силушка богатырская. Но надо же понимать, что вы людям делаете плохо. Всё! Успокоились. В следующий раз думай, пожалуйста, об этом.

Улыбнуться и уйти, продолжая мило улыбаться и здороваться всякий раз, когда придется встретить их вновь.

Но Мужчина сказал совершенно другое ("Я сейчас пойду камеру смотреть"). На что он и многие ему подобные педагоги рассчитывают в подобных ситуациях мне не ясно. Они ждут, что подростки и дети начнут слезно просить прощения? Унижая тем самым собственное достоинство на глазах школьного сообщества?

Суть и "цимес" тут заключаются в том, что будучи припёртыми к стенке они всегда нападают. Как любое живое существо. Как делает это многократно уступающая вооруженному палкой человеку загнанная в угол крыса – она нападает и чаще всего побеждает, пугая и вырываясь на свободу!

-2

Главное правило, которое я вынес для себя из бесчисленных конфликтов в следующем:

Дай противнику проиграть с достоинством!

Как только становится понятно, что человек готов сдаться не дави, не унижай. Протяни ему руку помощи, дай шанс не упасть в собственных глазах. И тогда – десять к одному! – получишь эффектную и всех устраивающую капитуляцию. В противном случае получишь по мозгам, как этот мужчина. Но если у него были хоть какие-то шансы отбиться, то у учителя их нет вообще.

Я не имею в виду ситуации, когда учителей бьют (хотя есть и такие), говорю о том, что учитель бесправен и постоянно находится под прицелом весьма странного общественного мнения, когда восемь действий из десяти оценятся негативно. А подавляющее большинство педагогов, к тому же, совершенно не владеют специальными профильными ЗУН. В итоге мы почти всегда получаем проигравшего в конфликте учителя, подтвердившего свой такой статус как правило на глазах школьного сообщества.

Но если разрешать большинство "средних" конфликтов правильно, то от редких совсем критических можно будет легко уходить, используя такой свой авторитет, такую правильно выстроенную социальную сеть.

Я говорю о таких случаях, когда противник не хочет сдаваться после разговора и использования всего арсенала приемов. Бывают такие "ошпаренные", иногда встречаются.

Ничего страшного! Понимая, что конфликт подошел к стадии физического противостояния (как в случае с Мужчиной, которому просто не оставалось ничего иного, как дать подзатыльник Другу) я могу запросто выдохнуть, помогать головой, удивляясь "такому глупому" пацану и, обратиться к свидетелям:

– Ладно, пока надо остановиться, чтобы не наделать серьезных вещей.

Покачав головой, пойди по своим делам, загадочно бросив напоследок противнику:

– Сейчас у меня нет желания продолжать этот тупой разговор, мы к нему как-нибудь еще вернемся. А ты пока поговори с ними, может быть до того момента поймешь, что со мной не стоит так разговаривать.

Всегда... ВСЕГДА после этого при повторной беседе я наглеца "покорял". Потому что на него, действительно, всё это время воздействовала моя социальная сеть. Хотя и не только поэтому. Там еще играют роль и выбор места, и момента и т.д., но это, как говорится, другая история...

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Анатомия ЕГЭ в лицах (о том, кто и как разваливал советское образование) .

Библиотека/фильмотека (полезные произведения).