Найти тему
54,1K подписчиков

Полный привод и клиренс 40 см: что мы узнали про новый российский грузовик БАЗ

4,6K прочитали

 Хотя этот автомобиль, согласно его рекламному буклету, называется BAZ-S36A11 (да, именно латинскими буквами), то есть несет марку Брянского автозавода, его концепцию и конструкцию разработали в...

Хотя этот автомобиль, согласно его рекламному буклету, называется BAZ-S36A11 (да, именно латинскими буквами), то есть несет марку Брянского автозавода, его концепцию и конструкцию разработали в Санкт-Петербурге, на Обуховском заводе. Завод военный, но автомобиль позиционируется как гражданский. Потому что, согласно поручению президента, к 2025 году российские предприятия ОПК должны производить не менее 30 % гражданской продукции, а к 2030 году – не менее 50 %. Задача непростая, и в АО «Концерн ВКО Алмаз-Антей», куда входят и Обуховский завод, и БАЗ, ее решают в том числе путем создания производства автотехники для гражданского применения. А именно – тяжелых шасси и тягачей, нацеленных прежде всего на использование в лесозаготовительной, строительной и нефтегазодобывающей отраслях.

BAZ-S36A11; Полная масса: 35,7 т; Начало продаж: 2025 год.
BAZ-S36A11; Полная масса: 35,7 т; Начало продаж: 2025 год.

Выбор в пользу именно тяжелых грузовых автомобилей не удивителен. Ведь Брянский автозавод традиционно выпускает многоосные шасси и тягачи как военного, так и двойного назначения. А это и соответствующий опыт, и производство необходимых узлов и агрегатов. В частности, для BAZ-S36A11 взяты созданные брянскими специалистами независимая рычажно-пружинная подвеска и рассчитанные на нагрузку в 12 тонн мосты с блокируемыми межколесными дифференциалами. Так что у нового грузовика – значительный внедорожный потенциал, который, помимо полностью независимой подвески и полноприводной трансмиссии с полным набором блокировок, обеспечивают солидный дорожный просвет в 400 мм (такой же, как у «Уралов»), большой угол въезда в 28 градусов, широкопрофильные одинарные шины с развитыми грунтозацепами и система контроля давления воздуха в шинах, позволяющая изменять это самое давление в зависимости от состояния преодолеваемой местности.

Независимая рычажно-пружинная подвеска обеспечит грузовику высокую среднюю скорость в сложных дорожных условиях.
Независимая рычажно-пружинная подвеска обеспечит грузовику высокую среднюю скорость в сложных дорожных условиях.

Исходя из допустимых нагрузок на оси, полная масса BAZ-S36A11 определена в 35,7 тонн, из которых на перевозимый груз или на надстройку может приходиться до 22,1 тонны. Грузовик по ширине и высоте выполнен в дорожных габаритах, его длина составляет 8450 мм. Бескапотная компоновка обеспечила значительную монтажную длину рамы в 5390 мм. Но это – в варианте принятой для опытного образца колесной базы 3600/1500 мм, тогда как в перспективе к заказу будут доступны модификации с расстоянием между первой и второй осями до 6050 мм и множеством промежуточных вариантов (с шагом в 50 мм). Причем, чтобы облегчить жизнь надстройщикам, лонжероны рамы сделаны перфорированными – по всей длине просверлено множество сквозных отверстий. На первый взгляд, это усложняет технологию производства, но представитель компании заверил, что имеющееся на заводе оборудование позволяет сделать такую перфорацию быстро и без проблем.

На всех колесах – одинарные белорусские шины размерностью 16.00R20 с развитыми грунтозацепами.
На всех колесах – одинарные белорусские шины размерностью 16.00R20 с развитыми грунтозацепами.

Другая особенность рамы BAZ-S36A11 – она выполнена с двойным гибом, что дало возможность расположить весьма внушительный по размерам моторный отсек не за кабиной, как у серийных брянских шасси, а под ней. Причем этот самый моторный отсек по размерам получился очень внушительным: несмотря на то, что кабина поставлена сравнительно высоко, его кожух выступает в салон фактически до уровня подушек сидений. Видимо, это сделано с учетом перспективы установки более мощных, а потому – более крупных дизелей в случае создания четырехосных, пятиосных и, чем черт не шутит, шестиосных модификаций шасси, что для грузовиков подобного типа – дело вполне обычное. Ну а для опытного BAZ-S36A11, то есть 36-тонного трехосного полноприводника, выбран ярославский рядный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-653.

Когда проект только начинался, рассматривалась возможность применения и зарубежных силовых агрегатов. Но сегодняшняя ситуация, затрудняющая международное сотрудничество, требует опираться прежде всего на отечественную агрегатную базу. Поэтому коробка передач у BAZ-S36A11 – тоже ярославская, 9-ступенчатая ЯМЗ 19.09, а раздаточную коробку поставил входящий в группу «КОМ» Завод Механических Трансмиссий из Набережных Челнов. Система рулевого управления – собственной разработки. Как и кабина – для нее выбрана наиболее подходящая для малосерийного производства каркасно-панельная конструкция. То есть прочный металлический каркас с изготовленными из пластика внешними и внутренними панелями. Дизайн экстерьера кабины, а также ее компоновку и интерьер, специалисты Обуховского завода создавали самостоятельно. И с задачей в общем и целом справились: внешность у автомобиля получилась интересной и запоминающейся, а салон сделан хотя и без затей, но все выполнено аккуратно и функционально.

Приборная панель частично развернута в сторону водителя.
Приборная панель частично развернута в сторону водителя.

Кабина заказчикам будет предложена в трех вариантах. У опытного BAZ-S36A11 она в самом просторным из них, с увеличенной высотой крыши. В таком исполнении заявлены два спальных места. Но у данного образца полка только одна – нижняя, а вместо верхней сделаны дополнительные вещевые боксы. Два других варианта кабины – с низкой крышей: один – с одноместным спальным отделением, другой – вообще без него. Интересно, что ширину спальной полки можно быстро нарастить, если сдвинуть вперед сиденья и поставить уширители. Несколько удивила непривычно большая высота расположения рычага КП. Конечно, идеально было бы оснастить машину коробкой-автоматом, точнее – автоматической гидромеханической коробкой передач, но в нашей стране для грузовиков такой весовой категории их не выпускают. Зато оба сиденья – на пневмоподвеске, боковые зеркала заднего вида – с электроприводом, а центральная часть панели приборов даже развернута в сторону водителя как у некоторых продвинутых зарубежных аналогов.

Если сдвинуть вперед сиденье, ширину спальной полки можно нарастить. Вместо второй полки сверху сделаны дополнительные вещевые боксы.
Если сдвинуть вперед сиденье, ширину спальной полки можно нарастить. Вместо второй полки сверху сделаны дополнительные вещевые боксы.

Самый важный вопрос: когда новый гражданский БАЗ выйдет на дороги страны? На сегодня в планах специалистов Обуховского завода – построить в первой половине следующего года семь - восемь опытных образцов, в том числе с колесной формулой 6х4, учтя в их конструкции все замечания и предложения, сделанные в ходе ознакомления с BAZ-S36A11 представителей потенциальных заказчиков. Интересно, что в заднеприводном исполнении грузовик лишится раздатки и привода на передний мост, но сохранит переднюю независимую подвеску. Далее, до начала 2025 года опытные образцы примут участие в сертификационных испытаниях, получат Одобрение типа транспортного средства, после чего начнется изготовление первой товарной партии в 50 машин.

Что еще почитать:

Мое мнение о китайском тягаче Chenglong H7

Китайский Volvo: обзор тягача Dayun V9

«Ездит еще приятнее, чем раньше»: первые впечатления от грузовика «Валдай 8»