Найти тему
Сеятель

Из истории российских финансов и инвестиций. Крестьянская реформа 1861 года и новые ценные бумаги

Продолжу рассказ об истории государственных финансов и долгов Российской Империи.

Предыдущая статья:

Реорганизация банковской системы России 1859-1860 годов фактически определила параметры последующей крестьянской реформы. Ведь в новом Государственном банке были консолидированы:

  • обязательства ликвидированных банков в виде 37-летних банковских билетов под 5% годовых.
  • активы в виде требований к помещикам, которые заложили в старых банках свои имения.

Но так как помещики в основной своей массе долги обслуживать или не могли или не хотели и была проведена крестьянская реформа 1861 года, когда крестьяне освобождались без земли, но с выкупом.

Выкуп крестьянами земли и пошел на оплату обязательств ликвидированных старых банков, консолидированные в новом Государственном банке. Те помещики, которые более-менее рачительно вели хозяйство и не имели неподъёмных долгов, получили за землю такие же 5% банковские билеты, как и вкладчики ликвидированных банков, но второй серии.

В итоге получилась схема, когда баланс Государственного банка состоял из:

  • активов в виде обязательств крестьян по выкупу земли под 6% годовых.
  • пассивов в виде 37-летних банковских билетах под 5% годовых.

Интересна была ситуация, когда долг помещика оказывался выше, чем стоимость земли выкупаемой крестьянами. В этом случае был следующий алгоритм:

  • долг пытались покрыть землей, остававшейся у помещика.
  • если этой земли не хватало, то долг переводили на крестьянскую общину и увеличивали выкупные платежи.

От последнего пункта, который фактически переводил расточительность помещика на его крестьян, отказались в 1864 году и переложили обязательства на весь Государственный банк.

6%, которые выплачивал крестьянин за выкуп земли, распределись следующим образом:

  • 5% - погашение процентов обязательств Государственного банка перед держателями облигаций.
  • 0.5% - на погашение тела долга.
  • 0.5% - комиссия Государственного банка за проведение операций.

Если у помещика возникала положительная разница между долгом и стоимостью проданной крестьянам земли, то она покрывалась следующим образом:

  • до 50 руб. - помещик получал наличными.
  • до 1000 руб. - 5% банковскими билетами с погашением через 37 лет аналогичным, которые получали вкладчики старых банков взамен замороженных вкладов.
  • от 1000 руб до 10 000 руб - 5% банковскими билетами выдавалось на первую тысячу и 1/5 оставшейся суммы, остальное 5% именным свидетельством.
  • от 10 000 руб до 50 000 руб. - 5% банковскими билетами выдавалось 2800 руб. на первые 10 000 руб. и 1/10 от оставшейся суммы, остальное 5% именным свидетельством.
  • свыше 50 000 руб - 5% банковскими билетами выдавалось 6800 руб. на первые 50 000 руб. и 1/20 от оставшейся суммы, остальное 5% именным свидетельством.

Разница между 5% банковским билетом и 5% именным свидетельством заключалась в ликвидности. Анонимные банковские билеты легко можно было реализовать на рынке. Купля-продажа именных свидетельств оформлялась, как сделка с недвижимостью. Каждые 5 лет на 1/3 суммы 5% именных свидетельств выдавались 5% банковские билеты.

-2

Планируя данную операцию правительство рассчитывало, что помещики будут в основном держать и банковские билеты и выкупные свидетельства, получая 5% годовых и ожидая погашения. Но большинство помещиков начали продавать их на рынке, чем снижали цены на остальные государственные бумаги, ведь платежи по банковским билетам были гарантированы государством и это был квазисуверенный долг.

5% банковские билеты можно было по номиналу использовать в качестве залога по государственным подрядам, но если владельцы хотели получить живые деньги, то нужно было идти на рынок, где они торговались ниже номинала. Так, в 1865 году цена 5% банковских билетов составляла 92.5% от номинала, а в 1867 году падала до 75%.

Цены на менее ликвидные выкупные свидетельства снижались еще ниже - до 60% от номинала.

Помещики в большинства пытались сбыть 5% банковские билеты, несмотря на то, что по ним выплачивался доход в серебре и промотать полученные деньги или вложить в иностранные ценные бумаги.

Вот такая была вера дворян в собственное государство и Царя-батюшку у привилегированного сословия.

Описанный расчет проводился с помещиками, у которых практиковалась оброчная система. Для поместий с барщиной или издольщиной вместо 5% свидетельств выпускались 5.5% рентные свидетельства по выкупу.

За время крестьянской реформы к 1881 году крестьяне оформили выкупных ссуд на 748.5 млн. руб.

Из них:

- на погашение долгов помещиков пошло 302.7 млн.руб.

помещики получили:

- 5% банковские билеты на 168.3 млн. руб.

- 5% выкупные свидетельства на 191.5 млн. руб. (оброчные поместья)

- 5.5% свидетельств непрерывного дохода на 82.4 млн. руб. (барщинные поместья).

К 1885 году параметры операции были уже следующие:

  • крестьяне оформили 85 333 ссуды на 892.1 млн. руб.
  • ушло на погашение старых долгов помещиков 316.8 млн. руб.
  • выдано различными ценными бумагами 568.9 млн. руб.

Судьба выданных помещикам 5% банковских билетов была следующая:

  • в 1888 году министр финансов А. И. Вышеградский провел "пересрочку" этих ценных бумаг.
  • в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте провел конверсию 5% билетов в 4% ренту.

Крестьяне по оригинальному плану реформ должны были выплачивать выкупные платежи до 1932 года, но в 1907 году вместе с аграрной реформой Столыпина все недоимки были прощены. На тот момент выкупные платежи составляли 80 млн. руб. в год. при общих доходах государственного бюджета 3 000 млн. руб.

Продолжение

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets