Найти тему
7Дней.ru

Страх во плоти: лучшие экранизации короля ужасов Стивена Кинга

Оглавление

Собрали для вас лучшие фильмы, в основу которых легли книги мастера саспенса и мистики.

   «Кладбище домашних животных», 1989, «Сияние», 1980, «Оно», 1990 кадры из фильмов, коллаж 7ДнейКино
«Кладбище домашних животных», 1989, «Сияние», 1980, «Оно», 1990 кадры из фильмов, коллаж 7ДнейКино

21 сентября американскому писателю Стивену Кингу исполняется 76 лет. По случаю для рождения мастера ужасов вспоминаем лучшие экранизации его произведений.

В основе нашей подборки — выбор зрителей и редакторов множества топовых мировых и российских тематических ресурсов. Их многолетний опыт выступил гарантией того, что все включенные в рейтинг картины гарантированно являются вершиной воплощения оригинала.

«Кэрри» (1976)

   «Кэрри», 1976 кадр из фильма
«Кэрри», 1976 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Брайан Де Пальма

В ролях: Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Уильям Кэтт, Джон Траволта

Кэрри добра и доверчива, что часто играет с ней плохую шутку. Сверстники обижают ее в школе, родители — дома. Постепенно становясь все более замкнутой и мрачной, Кэрри открывает в себе страшные темные силы. Вновь решившие зло подшутить над ней одноклассники даже не подозревают, чем это может для них закончиться.

«Кэрри» — это первая экранизация произведения Стивена Кинга. Изначально сценарий был очень близок к оригинальному роману, но его пришлось изменить из-за бюджетных ограничений. По тем же причинам съемки проводились в настоящей действующей старшей школе Пьер-Авеню в Хермоза-Бич в Калифорнии. Как и любой фильм, снятый на заре становления современного голливудского кинематографа, «Кэрри» не отличается особенно запоминающейся картинкой, но сценарий, ставший первой адаптацией Кинга, и ответственная актерская игра (исполнительница главной роли Сисси Спайсек настаивала на самостоятельном участии во всех опасных сценах и максимальной реалистичности) поставили картину в один ряд с лучшими представителями экранизаций Стивена Кинга.

«Сияние» (1980)

   «Сияние», 1980 кадр из фильма
«Сияние», 1980 кадр из фильма

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Стэнли Кубрик

В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Бэрри Нельсон

Джек вместе со своей семьей приезжает в загородный отель для работы смотрителем. Раньше он никогда здесь не был, но ему начинает казаться, что это не так.

Во время подготовки к съемкам Кинг лично настаивал на том, чтобы не брать Джека Николсона на главную роль в «Сиянии». По мнению писателя, внешний вид актера был изначально слегка безумным, а ему хотелось, чтобы безумие подступало к персонажу, изменяя его постепенно. Так, стать «Джеками» могли Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Однако именно Николсон в итоге сделал фильм запоминающимся, сымпровизировав со ставшей известной фразой «Here’s Johnny!». Несмотря на периодические недопонимания между создателями «Сияния» и негативные отзывы после ее выхода, ленту признали одной из лучших в своем жанре: в 2001 году она стала 29-й из 100 «самых страшных фильмов XX века», Джек стал 25-м из 100 «героев и злодеев 100 лет» в 2003 году, и в тот же год картина возглавила список 100 самых страшных картин всех времен. Но Стивену Кингу «Сияние» не понравилось, и он назвал режиссера Стэнли Кубрика человеком, «который слишком много думает и слишком мало чувствует».

«Мертвая зона» (1983)

   «Мертвая зона», 1983 кадр из фильма
«Мертвая зона», 1983 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Режиссер: Дэвид Кроненберг

В ролях: Кристофер Уокен, Брук Эдамс, Том Скеррит, Герберт Лом, Энтони Цербе

После несчастного случая Джонни обнаруживает в себе необычайные и пугающие психофизические способности. Толком не представляя, что можно с этим сделать, он начинает искать свое место в окружающем мире, пытаясь использовать новоприобретенный дар с пользой для людей.

Данная экранизация произведения Кинга примечательна натуралистичностью съемочного процесса. Главный герой часто наблюдает различные видения, и далеко не всегда они позитивны, а иногда и вовсе разрушительны. Так, в момент съемок видения с полыхающей комнатой актер Кристофер Уокен в действительности находился посреди реального огня. Пот на его лице, придавший моменту еще большей напряженности, стал результатом напыления на него огнезащитного химиката, который неожиданно дал такой эффект из-за нагрева. А вздрагивания, которыми сопровождалось каждое пробуждение из видений главного героя, получилось таким реалистичным, потому что режиссер картины Дэвид Кроненберг стоял рядом с камерой, держа в руке пистолет с холостыми патронами, и стрелял каждый раз, когда Уокену необходимо было «проснуться».

«Кристина» (1983)

   «Кристина», 1983 кадр из фильма
«Кристина», 1983 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Джон Карпентер

В ролях: Кит Гордон, Джон Стокуэлл, Александра Пол, Роберт Проски, Гарри Дин Стэнтон

Идеальные формы Кристины вызывают у всех восхищение. Она умело этим пользуется, соблазняя молодых парней. Соперниц у нее тоже быть не может, она просто избавляется от них и требует беспрекословно себе подчиняться. Кристина — автомобиль, красный «Плимут» 1958 года. Все ее предыдущие «хозяева» погибли, и теперь новому юному «Ромео» предстоит стать очередной ее жертвой. Или нет.

Фильм вышел в прокат раньше, чем была опубликована книга. Настолько большой на тот момент была популярность Стивена Кинга. При этом сравнивать их досконально точно не стоит — основная сюжетная линия сохранилась, но все, что ее наполняло, было либо опущено, либо сильно изменено.

«Останься со мной» (1986)

   «Останься со мной», 1986 кадр из фильма
«Останься со мной», 1986 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: драма, приключения

Режиссер: Роб Райнер

В ролях: Уил Уитон, Ривер Феникс, Кори Фельдман, Джерри О’Коннелл, Кифер Сазерленд

1950-е годы, провинциальный городок Касл-Рок в штате Орегон. Очередное лето подходит к своему завершению, но знойная безмятежность сильно омрачается таинственным исчезновением местного парнишки Рея. Узнав от старших хулиганов, что Рея сбил поезд и его тело лежит в лесу рядом с железнодорожным полотном, четверо друзей решают отправиться на поиски, чтобы стать героями своего городка и получить вознаграждение.

«Тело» (оригинальное название романа, взятого за основу) считается самым личным и биографичным произведением Стивена Кинга. Возможно, именно поэтому фильм так сильно пропитан духом детства, который ощущается практически с первых минут и заставляет вспомнить собственные ребяческие эмоции. И в целом так и есть: «Останься со мной» — это история о чистой детской дружбе, о приключениях и мечтах, основе любой нормальной детской жизни.

«Бегущий человек» (1987)

   «Бегущий человек», 1987 кадр из фильма
«Бегущий человек», 1987 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: фантастика, боевик, триллер

Режиссер: Пол Майкл Глейзер

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Мария Кончита Алонсо, Яфет Котто, Джим Браун

Излюбленным развлечением постапокалиптической Америки стало жесточайшее шоу «Бегущий человек», участники которого были обречены на смерть. Среди них оказался и полицейский Бэн, который отказался расстрелять безоружную толпу голодных людей. Теперь ему предстоит принять участие в «Бегущем человеке» и сразиться с непобедимыми монстрами этого шоу. А затем — отомстить его бесчеловечному хозяину.

Любой фильм с Арнольдом Шварценеггером — это, прежде всего, яркое зрелище. Боевики с ним практически стали отдельным жанром, настолько запоминающимся, несмотря на однотипность, всегда был его образ. Так случилось и с «Бегущим человеком»: главный герой спасается от полчищ преследователей, избавляясь от них поодиночке благодаря своим физическим возможностям и периодически креативному мозгу. Однако касательно роли Стивена Кинга в этой экранизации не все так просто. По слухам, он был недоволен и постановкой, и Арнольдом в главной роли. По этой причине, или по какой-либо еще, но он запретил указывать свое имя в финальных титрах, в рекламе и на обложке фильма. В титрах вместо него появился «Ричард Бахман» — под этим именем Кинг и написал оригинальное одноименное произведение.

«Кладбище домашних животных» (1989)

   «Кладбище домашних животных», 1989 кадр из фильма
«Кладбище домашних животных», 1989 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, фэнтези, триллер

Режиссер: Мэри Ламберт

В ролях: Дэйл Мидкифф, Фред Гуинн, Дениз Кросби, Брэд Гринквист, Майкл Ломбард

Доктор Луис и его семья приезжают в небольшой городок, где ему предстоит работа на скромной должности врача. Вскоре после этого любимец семьи, кот Черч, случайно попадает под колеса грузовика и умирает. Событие шокирует семейство, и Луис решает похоронить кота на древнем индейском кладбище, которое, по легенде, обладает воскрешающей силой. И однажды идея воплощается в реальность.

Роман «Кладбище домашних животных» был издан в 1983 году, за шесть лет до экранизации. Права на нее Кинг продал исключительно с условием, что съемки будут проходить в его родном штате Мэн. Писатель упоминал в интервью, что «кладбище» стало единственным написанным им романом, который его по-настоящему напугал. Несмотря на это, сценарий для данной картины стал первым, который Кинг адаптировал из своего произведения. А после того, как права на него были проданы, он не упустил возможность сняться в фильме лично, сыграв небольшую роль священника в сцене похорон.

«Оно» (1990)

   «Оно», 1990 кадр из фильма
«Оно», 1990 кадр из фильма

Страна: США, Канада

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Режиссер: Томми Ли Уоллес

В ролях: Тим Карри, Гарри Андерсон, Деннис Кристофер, Ричард Мейсер

ОНО леденит кровь, ОНО повсюду, ОНО знает все страхи, ОНО черпает силу из ненависти и разочарования. Встретиться с существом без формы, питающимся людьми и их эмоциями, предстоит группе обычных школьников, решивших встать против хулиганов и этой неведомой угрозы.

На момент 1990 года «Оно» снято по высшему классу с режиссерской точки зрения. Образ дьявольского клоуна Пеннивайза по-настоящему пугает, несмотря на, казалось бы, обычный веселый клоунский грим. «Оно» — пожалуй, одно из самых известных произведений Кинга и точно одно из самых популярных экранизаций. Даже те, кто не читал книгу и не смотрел фильм, знают фабулу. Поэтому, несмотря на устаревший стиль съемки и иногда невразумительные диалоги, «Оно» по-прежнему не идет ни в какое сравнение с современными фильмами ужасов.

«Побег из Шоушенка» (1994)

   «Побег из Шоушенка», 1994 кадр из фильма
«Побег из Шоушенка», 1994 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: драма

Режиссер: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Тим Роббинс, Морган Фримен , Боб Гантон, Уильям Сэдлер

Бухгалтера Энди обвинили в убийстве собственной жены и ее любовника. В тюрьме Шоушенк он столкнулся с жестокостью и беззаконием по обе стороны решетки. Единожды попав туда, остаешься рабом навеки. Но Энди умудряется найти подход к заключенным и охранникам и добивается особого к себе расположения.

Основой для «Побега из Шоушенка» выступила повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», опубликованная в 1982 году. По оценке Стивена Кинга, «спасение» стало апогеем всех его впечатлений от увиденных фильмов о тюрьме. «Побег из Шоушенка» необъяснимо долго занимает первые строчки во всех зрительских рейтингах США, России и других стран. Академики этого не понимают, и «побег» не выиграл ничего из семи номинаций, среди которых был и «Оскар». Но, несмотря на все это, не собрав в том числе и больших денег в кинотеатрах, «Побег из Шоушенка» стал одним из самых кассовых релизов на видео и DVD.

«Зеленая миля» (1999)

   «Зеленая миля», 1999 кадр из фильма
«Зеленая миля», 1999 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: фэнтези, драма, криминал, детектив

Режиссер: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан, Джеймс Кромуэлл

Пол — начальник блока смертников в тюрьме «Холодная гора». Каждый, кто попадает туда, перед смертью проходит «зеленую милю» — путь от камеры до места казни. Гигантообразный парень Джон, также ставший одним из заключенных «Холодной горы», с которым познакомился Пол, оказался одним из самых необычных и непростых обитателей блока.

«Зеленая миля» единодушно признается критиками и зрителями настоящим шедевром. Лента заставляет задуматься о правде и зле, о справедливости, беззаконии и о том, чего на самом деле стоит человеческая жизнь. Еще во время написания романа Стивен Кинг до самого последнего момента не мог определиться с его финалом, что отразилось и в драматизме экранизации. А чтобы понять, что испытывают осужденные на смертную казнь, писатель попросил привязать себя к электрическому стулу, созданному для съемок по чертежам старого и допотопного экземпляра под названием «Old Sparky». Кинг признавался, что ощущения были вовсе не из приятных.

«1408» (2007)

   «1408», 2007 кадр из фильма
«1408», 2007 кадр из фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Микаэль Хофстрем

В ролях: Джон Кьюсак, Мэри МакКормак, Сэмюэль Л. Джексон, Жасмин Джессика Энтони

Известный писатель Майк, автор романов в жанре «хоррор», селится в печально известный своими загадочными и страшными историями номер 1408 в отеле «Дельфин». Комната пустует много лет, говорят, что в ней обитают призраки. Но именно это и нужно Майку — его новая книга повествует как раз о полтергейстах в отелях. Отчаянный писатель вряд ли даже предполагает, каким кошмаром может обернуться для него ночь в этом номере.

«1408» пугает по-настоящему. Не клоунским гримом, не расчлененкой, он пугает обычными человеческими страхами. При минимуме спецэффектов фильм выглядит зрелищно и умело вызывает чувство дискомфорта, беспокойства. Сюда же отнесем и актерскую игру, которая действительно заставляет задуматься, сходит ли герой с ума или все не так страшно, как может показаться. Немалую роль сыграли и психологические приемы: в фильме много упоминаний считающегося несчастливым числа 13: 1408 в сумме дает эту цифру, номер отеля находится на 13 этаже, на ключе к нему значится число 6214, что также дает в сумме 13; первая жертва погибла в отеле в 1912 году, что снова дает в пересчете несчастливое число. В своем рассказе, который, к слову, никогда не видел печатный свет, Стивен Кинг вдохновлялся историей реального парапсихолога Кристофера Чэйкона, описавшего собственное исследование номера, одержимого духами, в отеле «Дель Коронадо» в Калифорнии. Кинг использовал сюжет только для примера в своей книге «О писательском мастерстве», но полюбил его и внес в цикл рассказов для аудиосборника.