Собрали для вас лучшие фильмы, в основу которых легли книги мастера саспенса и мистики.
21 сентября американскому писателю Стивену Кингу исполняется 76 лет. По случаю для рождения мастера ужасов вспоминаем лучшие экранизации его произведений.
В основе нашей подборки — выбор зрителей и редакторов множества топовых мировых и российских тематических ресурсов. Их многолетний опыт выступил гарантией того, что все включенные в рейтинг картины гарантированно являются вершиной воплощения оригинала.
«Кэрри» (1976)
Страна: США
Жанр: ужасы, драма
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Уильям Кэтт, Джон Траволта
Кэрри добра и доверчива, что часто играет с ней плохую шутку. Сверстники обижают ее в школе, родители — дома. Постепенно становясь все более замкнутой и мрачной, Кэрри открывает в себе страшные темные силы. Вновь решившие зло подшутить над ней одноклассники даже не подозревают, чем это может для них закончиться.
«Кэрри» — это первая экранизация произведения Стивена Кинга. Изначально сценарий был очень близок к оригинальному роману, но его пришлось изменить из-за бюджетных ограничений. По тем же причинам съемки проводились в настоящей действующей старшей школе Пьер-Авеню в Хермоза-Бич в Калифорнии. Как и любой фильм, снятый на заре становления современного голливудского кинематографа, «Кэрри» не отличается особенно запоминающейся картинкой, но сценарий, ставший первой адаптацией Кинга, и ответственная актерская игра (исполнительница главной роли Сисси Спайсек настаивала на самостоятельном участии во всех опасных сценах и максимальной реалистичности) поставили картину в один ряд с лучшими представителями экранизаций Стивена Кинга.
«Сияние» (1980)
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Бэрри Нельсон
Джек вместе со своей семьей приезжает в загородный отель для работы смотрителем. Раньше он никогда здесь не был, но ему начинает казаться, что это не так.
Во время подготовки к съемкам Кинг лично настаивал на том, чтобы не брать Джека Николсона на главную роль в «Сиянии». По мнению писателя, внешний вид актера был изначально слегка безумным, а ему хотелось, чтобы безумие подступало к персонажу, изменяя его постепенно. Так, стать «Джеками» могли Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Однако именно Николсон в итоге сделал фильм запоминающимся, сымпровизировав со ставшей известной фразой «Here’s Johnny!». Несмотря на периодические недопонимания между создателями «Сияния» и негативные отзывы после ее выхода, ленту признали одной из лучших в своем жанре: в 2001 году она стала 29-й из 100 «самых страшных фильмов XX века», Джек стал 25-м из 100 «героев и злодеев 100 лет» в 2003 году, и в тот же год картина возглавила список 100 самых страшных картин всех времен. Но Стивену Кингу «Сияние» не понравилось, и он назвал режиссера Стэнли Кубрика человеком, «который слишком много думает и слишком мало чувствует».
«Мертвая зона» (1983)
Страна: США
Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Кристофер Уокен, Брук Эдамс, Том Скеррит, Герберт Лом, Энтони Цербе
После несчастного случая Джонни обнаруживает в себе необычайные и пугающие психофизические способности. Толком не представляя, что можно с этим сделать, он начинает искать свое место в окружающем мире, пытаясь использовать новоприобретенный дар с пользой для людей.
Данная экранизация произведения Кинга примечательна натуралистичностью съемочного процесса. Главный герой часто наблюдает различные видения, и далеко не всегда они позитивны, а иногда и вовсе разрушительны. Так, в момент съемок видения с полыхающей комнатой актер Кристофер Уокен в действительности находился посреди реального огня. Пот на его лице, придавший моменту еще большей напряженности, стал результатом напыления на него огнезащитного химиката, который неожиданно дал такой эффект из-за нагрева. А вздрагивания, которыми сопровождалось каждое пробуждение из видений главного героя, получилось таким реалистичным, потому что режиссер картины Дэвид Кроненберг стоял рядом с камерой, держа в руке пистолет с холостыми патронами, и стрелял каждый раз, когда Уокену необходимо было «проснуться».
«Кристина» (1983)
Страна: США
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Джон Карпентер
В ролях: Кит Гордон, Джон Стокуэлл, Александра Пол, Роберт Проски, Гарри Дин Стэнтон
Идеальные формы Кристины вызывают у всех восхищение. Она умело этим пользуется, соблазняя молодых парней. Соперниц у нее тоже быть не может, она просто избавляется от них и требует беспрекословно себе подчиняться. Кристина — автомобиль, красный «Плимут» 1958 года. Все ее предыдущие «хозяева» погибли, и теперь новому юному «Ромео» предстоит стать очередной ее жертвой. Или нет.
Фильм вышел в прокат раньше, чем была опубликована книга. Настолько большой на тот момент была популярность Стивена Кинга. При этом сравнивать их досконально точно не стоит — основная сюжетная линия сохранилась, но все, что ее наполняло, было либо опущено, либо сильно изменено.
«Останься со мной» (1986)
Страна: США
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Роб Райнер
В ролях: Уил Уитон, Ривер Феникс, Кори Фельдман, Джерри О’Коннелл, Кифер Сазерленд
1950-е годы, провинциальный городок Касл-Рок в штате Орегон. Очередное лето подходит к своему завершению, но знойная безмятежность сильно омрачается таинственным исчезновением местного парнишки Рея. Узнав от старших хулиганов, что Рея сбил поезд и его тело лежит в лесу рядом с железнодорожным полотном, четверо друзей решают отправиться на поиски, чтобы стать героями своего городка и получить вознаграждение.
«Тело» (оригинальное название романа, взятого за основу) считается самым личным и биографичным произведением Стивена Кинга. Возможно, именно поэтому фильм так сильно пропитан духом детства, который ощущается практически с первых минут и заставляет вспомнить собственные ребяческие эмоции. И в целом так и есть: «Останься со мной» — это история о чистой детской дружбе, о приключениях и мечтах, основе любой нормальной детской жизни.
«Бегущий человек» (1987)
Страна: США
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Режиссер: Пол Майкл Глейзер
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Мария Кончита Алонсо, Яфет Котто, Джим Браун
Излюбленным развлечением постапокалиптической Америки стало жесточайшее шоу «Бегущий человек», участники которого были обречены на смерть. Среди них оказался и полицейский Бэн, который отказался расстрелять безоружную толпу голодных людей. Теперь ему предстоит принять участие в «Бегущем человеке» и сразиться с непобедимыми монстрами этого шоу. А затем — отомстить его бесчеловечному хозяину.
Любой фильм с Арнольдом Шварценеггером — это, прежде всего, яркое зрелище. Боевики с ним практически стали отдельным жанром, настолько запоминающимся, несмотря на однотипность, всегда был его образ. Так случилось и с «Бегущим человеком»: главный герой спасается от полчищ преследователей, избавляясь от них поодиночке благодаря своим физическим возможностям и периодически креативному мозгу. Однако касательно роли Стивена Кинга в этой экранизации не все так просто. По слухам, он был недоволен и постановкой, и Арнольдом в главной роли. По этой причине, или по какой-либо еще, но он запретил указывать свое имя в финальных титрах, в рекламе и на обложке фильма. В титрах вместо него появился «Ричард Бахман» — под этим именем Кинг и написал оригинальное одноименное произведение.
«Кладбище домашних животных» (1989)
Страна: США
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер
Режиссер: Мэри Ламберт
В ролях: Дэйл Мидкифф, Фред Гуинн, Дениз Кросби, Брэд Гринквист, Майкл Ломбард
Доктор Луис и его семья приезжают в небольшой городок, где ему предстоит работа на скромной должности врача. Вскоре после этого любимец семьи, кот Черч, случайно попадает под колеса грузовика и умирает. Событие шокирует семейство, и Луис решает похоронить кота на древнем индейском кладбище, которое, по легенде, обладает воскрешающей силой. И однажды идея воплощается в реальность.
Роман «Кладбище домашних животных» был издан в 1983 году, за шесть лет до экранизации. Права на нее Кинг продал исключительно с условием, что съемки будут проходить в его родном штате Мэн. Писатель упоминал в интервью, что «кладбище» стало единственным написанным им романом, который его по-настоящему напугал. Несмотря на это, сценарий для данной картины стал первым, который Кинг адаптировал из своего произведения. А после того, как права на него были проданы, он не упустил возможность сняться в фильме лично, сыграв небольшую роль священника в сцене похорон.
«Оно» (1990)
Страна: США, Канада
Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив
Режиссер: Томми Ли Уоллес
В ролях: Тим Карри, Гарри Андерсон, Деннис Кристофер, Ричард Мейсер
ОНО леденит кровь, ОНО повсюду, ОНО знает все страхи, ОНО черпает силу из ненависти и разочарования. Встретиться с существом без формы, питающимся людьми и их эмоциями, предстоит группе обычных школьников, решивших встать против хулиганов и этой неведомой угрозы.
На момент 1990 года «Оно» снято по высшему классу с режиссерской точки зрения. Образ дьявольского клоуна Пеннивайза по-настоящему пугает, несмотря на, казалось бы, обычный веселый клоунский грим. «Оно» — пожалуй, одно из самых известных произведений Кинга и точно одно из самых популярных экранизаций. Даже те, кто не читал книгу и не смотрел фильм, знают фабулу. Поэтому, несмотря на устаревший стиль съемки и иногда невразумительные диалоги, «Оно» по-прежнему не идет ни в какое сравнение с современными фильмами ужасов.
«Побег из Шоушенка» (1994)
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Тим Роббинс, Морган Фримен , Боб Гантон, Уильям Сэдлер
Бухгалтера Энди обвинили в убийстве собственной жены и ее любовника. В тюрьме Шоушенк он столкнулся с жестокостью и беззаконием по обе стороны решетки. Единожды попав туда, остаешься рабом навеки. Но Энди умудряется найти подход к заключенным и охранникам и добивается особого к себе расположения.
Основой для «Побега из Шоушенка» выступила повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», опубликованная в 1982 году. По оценке Стивена Кинга, «спасение» стало апогеем всех его впечатлений от увиденных фильмов о тюрьме. «Побег из Шоушенка» необъяснимо долго занимает первые строчки во всех зрительских рейтингах США, России и других стран. Академики этого не понимают, и «побег» не выиграл ничего из семи номинаций, среди которых был и «Оскар». Но, несмотря на все это, не собрав в том числе и больших денег в кинотеатрах, «Побег из Шоушенка» стал одним из самых кассовых релизов на видео и DVD.
«Зеленая миля» (1999)
Страна: США
Жанр: фэнтези, драма, криминал, детектив
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан, Джеймс Кромуэлл
Пол — начальник блока смертников в тюрьме «Холодная гора». Каждый, кто попадает туда, перед смертью проходит «зеленую милю» — путь от камеры до места казни. Гигантообразный парень Джон, также ставший одним из заключенных «Холодной горы», с которым познакомился Пол, оказался одним из самых необычных и непростых обитателей блока.
«Зеленая миля» единодушно признается критиками и зрителями настоящим шедевром. Лента заставляет задуматься о правде и зле, о справедливости, беззаконии и о том, чего на самом деле стоит человеческая жизнь. Еще во время написания романа Стивен Кинг до самого последнего момента не мог определиться с его финалом, что отразилось и в драматизме экранизации. А чтобы понять, что испытывают осужденные на смертную казнь, писатель попросил привязать себя к электрическому стулу, созданному для съемок по чертежам старого и допотопного экземпляра под названием «Old Sparky». Кинг признавался, что ощущения были вовсе не из приятных.
«1408» (2007)
Страна: США
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Микаэль Хофстрем
В ролях: Джон Кьюсак, Мэри МакКормак, Сэмюэль Л. Джексон, Жасмин Джессика Энтони
Известный писатель Майк, автор романов в жанре «хоррор», селится в печально известный своими загадочными и страшными историями номер 1408 в отеле «Дельфин». Комната пустует много лет, говорят, что в ней обитают призраки. Но именно это и нужно Майку — его новая книга повествует как раз о полтергейстах в отелях. Отчаянный писатель вряд ли даже предполагает, каким кошмаром может обернуться для него ночь в этом номере.
«1408» пугает по-настоящему. Не клоунским гримом, не расчлененкой, он пугает обычными человеческими страхами. При минимуме спецэффектов фильм выглядит зрелищно и умело вызывает чувство дискомфорта, беспокойства. Сюда же отнесем и актерскую игру, которая действительно заставляет задуматься, сходит ли герой с ума или все не так страшно, как может показаться. Немалую роль сыграли и психологические приемы: в фильме много упоминаний считающегося несчастливым числа 13: 1408 в сумме дает эту цифру, номер отеля находится на 13 этаже, на ключе к нему значится число 6214, что также дает в сумме 13; первая жертва погибла в отеле в 1912 году, что снова дает в пересчете несчастливое число. В своем рассказе, который, к слову, никогда не видел печатный свет, Стивен Кинг вдохновлялся историей реального парапсихолога Кристофера Чэйкона, описавшего собственное исследование номера, одержимого духами, в отеле «Дель Коронадо» в Калифорнии. Кинг использовал сюжет только для примера в своей книге «О писательском мастерстве», но полюбил его и внес в цикл рассказов для аудиосборника.