Недавно я читал книгу Ефима Барбана «Джазовый словарь» и в одной из статей наткнулся на небольшой абзац о Ките Джарретте. Барбан пишет:
В современном джазе высокой музыкальной культурой выделяется Кит Джарретт, которому удивительным образом удаётся сочетать серьёзность и глубину музыкальной содержательности, нетривиальность музыкального мышления с широкой популярностью, что редко встречается в джазовой истории. За техническим блеском скрывается гибридная музыка. Стилистически это своего рода фьюжн. Но если фьюжн – это обычно откат джаза в сферу поп-музыки и рока, то джарреттовский фьюжн – это бегство в кущи романтической классики. Джазовые элементы в этой музыке минимальны.
Последнее предложение о «бегстве в кущи романтической музыки» это та характеристика Джарретта, которая мне невероятно близка. Он единственный из сольных пианистов, которых я много слушать много и долго. Я люблю Монка, Эванса, Эллингтона, Хэнкока, Кориа и других легенд джазового фортепьяно, но так получается, что сольный Джарретт с его получасовыми одинокими импровизациями лучше всех резонирует с моими внутренними струнами.
Если вы когда-либо интересовались списками лучших или самых значимых джазовых записей всех времён, то наверняка встречали в этих перечнях альбом Кита Джарретта 1975 года под названием The Köln Concert.
Это тот самый сольно-импровизационный Джарретт. Подобные сольные концерты он начал проводить с 1973 года и продолжал эту практику до конца музыкальной карьеры. В общепринятом понимании импровизация строится вокруг определённой темы, но вот в этих концертах Кита сквозной темы нет. Он не отталкивается от какой-либо мелодии, а сразу, с первой ноты бросается в пучину неизвестного, и в этом путешествии можно услышать отголоски самых разных стилей и направлений от регтайма до африканской традиционной музыки.
Однажды Майлс Дэйвис во время их совместной работы спросил у пианиста, как у него получается играть так спонтанно? На что Кит ответил:
Не знаю. Наверное, было бы очень плохо, если бы я мог все это объяснить.
Но в творческом наследии Джарретта есть не только десятки сольных импровизационных концертов и ниже я приведу несколько записей, которые продемонстрируют другие грани этого талантливого пианиста.
Кстати, коль уж был упомянут Майлс. Джарретт играл с трубачом в его «электрический» период, когда Майлс полностью отошёл от работы с акустическими инструментами, в частности вы можете услышать Джарретита на таких записях как Live-Evil (1970) и Get Up with It (1974). Сам Кит позже отзывался скептически о движении в сторону отказа от акустических инструментов и, в частности, о пианистах, которые перешли на электронные клавиши, поэтому ничего даже отдалённо похожего на электрический джаз в каталоге Джарретта нет. Но даже не разделяя творческие порывы своего именитого коллеги, как композитора, автора и лидера Кит Майлса уважал и ценил, а когда последний покинул этот мир Кит, вместе со своим трио записал альбом Bye Bye Blackbird (1993).
Свой путь лидера коллектива Джарретт начал в составе трио с контрабасистом Чарли Хейденом и ударником Полом Моушном.
Отличной демонстрацией их совместной работы является альбом 1968 года Somewhere Before, который начинается с кавера на песню Боба Дилана (!) My Back Pages, выполненного в стиле госпел. Есть на альбоме и дикая Old Rag и фанк-соул Pouts Over и расслабленная заглавная композиция. в расслабленном тоне заглавного трека Somewhere Before. В Moving Soon ребята вовсе заходят на территорию фри-джаза, только делают они это точно без серьёзных лиц (и это хорошо).
После завершения американского периода своей карьеры Джарретт перебирается в Европу и подписывает контракт с лебйлом ECM, с которым будет сотрудничать до конца жизни. Там он знакомится с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком, которого привлекает для участия в своём «скандинавском» квартете, творчество которого продемонстрировано на записи Belonging (1974).
Мне не очень нравится период «скандинавского» квартета, поэтому я упоминаю его исключительно из-за Гарбарека. Как уже было сказано ранее Джарретт в 1973 году начал давать сольные концерты, но помимо этого он работал в коллективах, а также писал оркестровую музыку. И вот на альбоме 1976 года (записан в 1975) Arbor Zena Джарретт объединяет оркестр Штутгарта со своим трио (Джарретт – Хэйден – Гарбарек). Это на удивления сбалансированная запись, в которой академизм оркестра сливается с джазовым трио.
Академическая музыка была близка Джарретту с младых ногтей, поэтому он сам активное писал свои сочинения в академической манере, а также играл произведения Баха, Шостаковича, Генделя и Моцарта.
Что касается академических работ самого Джарретта, то рекомендую послушать The Celestial Hawk (1980).
В 1983 году Джарретт собирает своё самое долговечное трио с басистом Гэри Пикоком и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом, оно получило название Standards Trio и просуществовало до 2014 года.
В этом составе Джарретт чувствовал себя максимально свободно, но их первый проект был явно не тем, чего ждали от Джарретта. Альбом Standards, vol.1 был полностью посвящен самым известным, самым «заезженным» джазовым стандартам 30-х, 40-х и 50-х годов. Его коллеги по трио поначалу тоже удивились такому решению своего лидера, но Кит знал, что делает и в итоге серия джазовых стандартов от трио Джарретта разрослась до трёх релизов. И это ещё одна грань Джарретта исполнителя. Лично я порекомендую вторую часть серии Standards.
Соединив трио с оркестром Джарретт к концу 80-х решил создать ещё один симбиоз, на этот раз соединив свои сольные импровизации и музыку джазового трио. Так осенью 1987 года был записан альбом Changeless.
К середине 90-х Джарретт уже попробовал свои силы во всех интересных ему жанрах и можно было спокойно играть свою музыку, но неожиданно в 1996 году его поразила неизвестная вирусная инфекция, заставившая более чем на два года оставить любую концертную деятельностью. Но как настоящий творец Джарретт видел в болезни не только ограничения, но и возможности. В 1998 году, находясь на пути к восстановлению, он записал посвящённый своей жене альбом The Melody At Night, With You (1999). Это тихая, лиричная запись построенная на интерпретации Джарреттом композиций из Great American Songbook.
На канале есть отдельный материал об альбомах рок-музыкантов собранных из кавер-версий из той самой книги американских песен.
В альбоме нет ни привычной техники, ни импровизационности, тогда Джарретт физически не мог играть на своём привычном уровне, но есть тихая, стойкая, изящная и сдержанная музыка, очистившая Кита, по его же собственным словам от джазовых гармоний, исходящих из головы, а не из сердца.
Слушая The Melody At Night, With You вы будто посещаете частный вечер в доме Джарреттов на холмах Нью-Джерси.
Заканчивая этот материал, я понимаю насколько же малую часть того, что сделал Джарретт я здесь осветил, но у меня и не было цели показать всё, но если какая-то из представленных здесь записей побудила вас продолжить знакомство с творчеством Джарретта или с одной из граней этого творчества, значит всё было не зря.
Спасибо.