Советские фантасты предсказали появление Википедии, Bluetooth-гарнитуры, нейросети и много другого, что сейчас является для нас обыденностью. Но были ли братья Стругацкие привычными писателями, которые творят в жанре фантастики?
Как сейчас принято говорить, Братья Стругацкие создали свою вселенную, которая называлась "Мир Полудня".
Краткое описание вселенной Братьев Стругацких
Победа коммунизма и технологические достижения Земли в XXI-XXII веках решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости изнурительного труда ради хлеба насущного, что, в свою очередь, со временем привело и к отказу от рыночных отношений и денег. Все десять миллиардов — коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста — изобилие и душевная и физическая красота — перестала быть целью. Теперь это реальность.
Одной из планет, населённых людьми, и их исторической родиной является Земля. Фактически, она идентична сегодняшней Земле, однако относится к XXII веку нашей эры. На Земле Полудня окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы. Успехи биоинженерии обеспечили материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвёздных перелётов, освоение далеких планет стало в порядке вещей. Установлены контакты с внеземными цивилизациями. Мировоззрение людей изменилось кардинальным образом. Труд на благо общества считается естественной обязанностью и потребностью каждого. Жизнь разумного существа признана безусловной и высшей ценностью, проявление агрессии и недоброжелательности по отношению к ближнему стало вопиющим исключением. Наука об обществе сделала качественный скачок (созданы теории исторических последовательностей и «вертикального прогресса»). На Земле высшим авторитетным органом является Мировой Совет, членами которого являются самые известные учёные, историки, учителя и врачи. Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба.
Человеку XXI века читать такое описание будущего умилительно и вместе с тем отвратительно.
Общество не сделало и шага в этом направлении, более того, мы упорно пятимся назад, туда, где привычней и спокойней. Мы упорно идём в цивилизационную яму.
Обвинить писателей в наивности не получится, так как они не были фантазёрами далекими от реальности. Им не раз приходилось в своем творчестве подстраиваться под жёсткие условия советской цензуры. И им это прекрасно удавалось.
«Понедельник начинается в субботу» — фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки. Мотивы данного произведения были использованы при создании всем известного новогоднего фильма "Чародеи".
Самое громкое творение братьев Стругацких — это, конечно, "Пикник на обочине". Андрей Тарковский снял выдающийся фильм "Сталкер". Над сценарием режиссер и писатели трудились совместно, что, возможно, и повлияло на результат творческих усилий.
Игра S.T.A.L.K.E.R. является продолжением идеи писателей и оказала немалое влияние на культуру молодёжи двадцать первого века.
Всё написанное выше знает каждый хоть сколько-нибудь образованный житель пространства СНГ, а ведь это совсем не самое главное, что нужно знать о творчестве братьев Стругацких.
Философия в СССР
В мировом пространстве принято считать, что никакой философии в Советском Союзе не было. Это такое же заблуждение, как и утверждение про отсутствие секса в Союзе. Конечно, представители Оксфорда или Гарварда усмехнутся попытке заявить о силе философской мысли в СССР, намекнув, что за границы диалектического материализма выходить было категорически запрещено.
И ведь будут правы! Да, было запрещено уходить в сторону от основной линии партии и разрешённой идейной концепции, в том числе и в сфере познания. Однако, именно этот запрет и делал поиски истины ещё более таинственными и увлекательными! Как можно объяснить рождение и популярность романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова? В стране, где церковное имущество подвергалось экспроприации, а вместо Бога появился вождь, дьявол Булгакова разгуливал в самом центре столицы, рассуждая о Понтии Пилате!
Вот и братья Стругацкие под разрешённые мотивы о победе коммунизма создавали совершенно новую мистическую философию, пронизанную знакомой обыденностью, которая невероятным образом сталкивалась с чем-то космическим и вечным.
"За миллиард лет до конца света"
Произведение малознакомое широкой публике, но в нём раскрывается загадочная и немного таинственная борьба человека за свободу собственной мысли. Описание выбора между обыденностью и движением во тьму неизвестности, где расплатой может оказаться собственная жизнь, передаётся глубоко и ясно. Привычные многоэтажки, знакомые диалоги под понятное меню из алкогольной продукции, советских закусок и скабрезного юмора служат декорациями для вселенской борьбы посредственности и трусости с талантом и отчаянной храбростью.
"Град обреченный"
Роман, который способен поспорить по своей оторванности от действительности с произведением "В ожидании варваров" Джона Кутзее. И, между тем, в какой-то непонятной реальности сталкиваются люди разного времени, разных профессий, и, конечно, с разными мотивами и целями. Но вопрос перед ними как всегда стоит всего один — зачем? Кажется, ответ найти так просто, но по какой-то причине он всякий раз ускользает, оставляя неуверенность домыслов и рассуждений.
"Отягощённые злом, или Сорок лет спустя"
Роман, написанный в 1988 году на последнем издыхании великой империи. Перестройка в самом разгаре, а все проблемы бюрократии и всё нарастающей жажды народа вкусить свободу достигают невероятного накала. В этом произведении Стругацких проявляется совершенно новый стиль мистицизма. Откуда-то появляется в Оренбургской области Демиург и учитель, пытающийся настроить мир. Все путается и сбивается даже в языке изложения, но это оправдывается неким таинственным дневником. Тут уже нет "стажёров", нет "странников", и мир никаким полуднем даже не отдаёт. Скорее, наоборот — всё катится к закату, и творчество писателей готово затухнуть в последней попытке заявить всё то, что братья хотели высказать...
Где-то в этом же городе в 1989 году начинает рождаться "Колдун Игнат и люди", "Затворник и Шестипалый", чтобы потом вылиться в знаковые произведения уже не советского, а российского писателя Виктора Пелевина, который стал неведомым преемником братьев Стругацких и по стилю мышления, и по смешению мистического с обыденным.
В романе "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя" братья Стругацкие вспоминают Ф. Ницше, заключая словами героя, что он был поэтом, которому не повезло с поклонниками. Пелевин тоже не раз обращался к творчеству этого немецкого философа...
Вот так в одной точке сошлись разные поколения разных эпох и разных стран. Могли бы вы подумать, что Ницще, Стругацкие и Пелевин могут оказаться в одной лодке? Почему бы и нет! Ведь Ницше изучал языки народов Урала, постигая филологию в Боннском Университете, а братья Стругацкие оказались на Южном Урале в селе Ташла из-за нападения нацистов, чей лидер руководствовался постулатами Ф. Ницше, извратив их на свой лад.
Остаётся только добавить: СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!