Асият была красивой, очень красивой. Зрячие о её красоте слагали легенды, а слепцы чувствовали себя несчастными, потому что не могли видеть её белоснежной кожи и волос цвета вороного крыла.
У неё было пять братьев, и каждый из них был рад проводить с нею время - так любима и обожаема Асият была своей семьёй.
Её отец славился тем, что имел много овец и мог предложить своему будущему зятю счастливую жизнь.
Красавица Асият была горделива из-за своей красоты, а потому строптива. Она не хотела увидеть будущего мужа впервые на свадьбе и, возможно, возненавидеть за немолодые годы или неказистый вид. Вот и желала Асият сама устроить свою судьбу. Потому бегала она тайком на меч-гору, где жила старая ведунья. Что творилось в пещере колдуньи, одному Творцу известно. Да только в один из дней принесла Асият в саклю мёртвую птицу и подложила отцу под войлок, чтоб усыпить и сковать его волю отцовскую.
Удивились братья переменам, произошедшим с отцом, да не догадывались о проделках Асият. Не стал отец Асият запрещать самой мужа выбрать, чем разгневал старейшин селенья. Все горцы обсуждали перемены, случившиеся с ним, и осуждали поведение Асият.
Чертовка стыд совсем потеряла, объявила турнир. Сильным и смелым нужно было показать свои уменья в разных делах.
Больше дюжины молодых и красивых мужчин селенья пришли на турнир: так прекрасна была Асият, что не боялись они даже гнева аксакалов.
Много испытаний выдержали джигиты, а последнее было страшнее всего.
Потребовала Асият претендентов в мужья проплыть по горной реке, такой ледяной, что сковывала не только тело, но и душу.
Безрассудные женихи не видели света белого: все собою затмили красота и дерзость Асият. Братья красавицы, ещё не потерявшие разум от происходящего, желали остановить Асият. Но полученные от ведуньи знания и умения глубоко проросли в её сердце.
Матери кавалеров умоляли Асият, ползая в её ногах, не губить сыновей, просили просто выбрать достойного. Но она была непреклонна.
Когда наступил день состязания, солнце не хотело светить, ветры не хотели дуть, воды не хотели течь.
Собрались мужчины у горной реки, смелые и дерзкие. Один за другим заходили они в ледяной поток и , лишаясь возможности двигаться, как мешки с песком, перебрасываясь с камня на камень, исчезали вслед за течением. Так двенадцать джигитов уже сгинули в реке.
А когда дошла очередь до тринадцатого, который успел полюбиться Асият за время турнира, дотронулась она до бурного потока, сказала заветное слово, и стала река тёплой и податливой. Так и выжил возлюбленный Асият, торжествовала она победу.
Да только ещё несколько дней раздавался над селением вой двенадцати женщин. Так матери оплакивали своих погибших в расцвете сил сыновей. Не могли они вынести такой потери. Сумасшедшие женщины пришли к сакле семьи Асият и подожгли ее, сыпля проклятьями и желая, чтоб сгорело исчадие ада и вся её семья.
Быстро горела сакля, а вместе с ней и мёртвая птица под войлоком отца. И пока Асият развлекалась на меч-горе с будущим мужем, пали чары ведьмовские с воли отцовской.
Узнал отец, что натворила его любимая единственная дочь и чуть не потерял разум. И задумал страшное. Он бежал на меч-гору, не жалея сил. А когда увидел возлюбленных на грубой могиле из каменьев, сжалось его сердце отцовское.
Все понял: как Асият у ведуньи всему научилась, как в доверие втерлась, а потом жизнь её и силу отняла.
Хотел бы он верить, что дочь-ведунья будет творить только добрые дела и лечить сородичей и их скот. Но поступки Асият не оставили веры в его отцовском сердце.
Выдернул он деревянный крест из каменьев на могиле старой ведуньи и со всей силы человеческой вонзил в сердце смеющейся Асият.
Обмякло тело красавицы в руках отца, исчезла улыбка с лица, слетел с губ последний вздох. Всю ночь отец укачивал свою любимую маленькую красавицу, но не смел вынуть кол из её ледяного сердца.
Так и лежит Асият в горах Северного Кавказа, погребенная под грудой камней с колом в сердце. Нетленное ее тело почти не страдает, а душа так сильно рвётся к свету.
Таков закон справедливости!