1-я часть статья по этой ссылке (прям на эту надпись жмите)
Итак, в прошлой статье мы разобрались в том, что такое Византия, что такое 1453 год и что будет если эти два понятия скрестить. То есть что представляла из себя бывшая Восточная Римская империя к упомянутому году. А также выяснили примерное соотношение сил.
Напомню, что на стороне османов сражалось около 80 тыс. пехотинцев и 126 кораблей, включая 75 лёгких судов.
Константинополь же обороняли ориентировочно 7-8 тысяч человек и 19 судов. Это включая скудную западную помощь, представленную где-то 9 кораблями и помощь 7 сотен наёмников во главе с генуэзским кондотьером Джованни Джустиниани.
Ну что, переходим к самому вкусному - описанию самого хода сражения!
Штурм начался 11 апреля с массированных артобстрелов стен. Турки привезли знаменитую бомбарду Базилику Орбана, которая хоть и делала не более 7 выстрелов в день, но производила огромные разрушения в стенах и укреплениях. На второй день обстрелов рухнула часть стен у Харассийских ворот, обломки частично засыпали ров, однако в ночь с 12 на 13 жители оперативно заделали повреждения и провели расчистку рва. Вплоть до 18 апреля на суше бои шли вяло. Мехмед, ожидавший подвоза дополнительных орудий, захватил близлежащие крепости, его солдаты предпринимали попытки засыпать ров, пушки обстреливали стены, а жители города методично заделывали повреждения, и расчищали ров.
На море также произошло первое столкновение. Османский флот, после неудачной попытки форсировать Золотую цепь, соединился с черноморскими подразделениями и вступил в бой с кораблями христиан. Расчёт был одновременно на обстрел и штурм, однако византийские и итальянские корабли были значительно выше, что позволило морякам не только отбить атаку, но и перейти в контрнаступление. Турки в ответ сосредоточились на массированном обстреле. Установив пушки на мысе Галаты, они получили некоторое преимущество и даже смогли затопить один корабль, после чего флот обороняющихся перестроился и отступил глубже в Золотой Рог.
В то же время, 18 апреля, турецкие солдаты на суше, произвели первую попытку штурма. Засыпав ров, они прорвались к разрушенной части стены и попытались войти в город. Однако на узком участке их количественное преимущество перестало играть роль, в результате чего наш доблестный кондотьер Джустиниани, командовавший обороной, не просто отбил атаку, но ещё и сделал это блестяще. Обороняющиеся, по утверждениям некоторых источников, не потеряли в том штурме ни одного солдата, в то время как османские потери составили около двухсот человек. Вероятно здесь есть некоторое преувеличение, однако скорее всего соотношение потерь действительно было подавляющим.
Таким образом закончился первый, можно сказать, разминочный этап.
А вот то, что произошло через пару дней, иначе как абсурдной комедией и не назовёшь.
20 апреля к стенам Константинополя приблизились 4 корабля с продовольствием: 3 генуэзских и 1 византийский, везший пшеницу из Сицилии. В устье Босфора эти корабли натолкнулись фактически на весь османский флот, который держал город в блокаде. Хищно осклабившись, османы тут же выдвинулись навстречу поинтересоваться не найдётся ли у уважаемых закурить и мелочи. Взяв корабли в кольцо, они попытались их захватить, однако, напомню, борта христианских кораблей были значительно выше, поэтому сделать это оказалось весьма сложно. Кроме того и сами европейцы не особо спешили сдаваться. Вместо этого они очень даже активно принялись мять бока туркам. Используя высоту борта, они активно осыпали подплывающие корабли стрелами и копьями , не забывая приправлять всё это отборными пожеланиями в адрес атаковавших.
Население города выбежало на стены и с азартом стало наблюдать за сражением. Наследнику Рима оставалось жить недолго, но свой последний гладиаторский поединок его жители получили.
Сначала ветер был на стороне христианских кораблей. Он понемногу вёл их к Золотому рогу, где они могли укрыться, однако в последний момент резко стих и течение стало гнать корабли в сторону Галаты, где находился султан Мехмед с армией. Османский флот вновь попытался обстрелять гостей, но, не добившись успеха, турки пошли на абордаж. Битва была жестокой. Генуэзцы вовсю пользовались высотой палубы и отчаянно отбивали атаки, в то время как византийский корабль щедро поливал османов греческим огнём.
В итоге византийский корабль всё же сильно пострадал и оказался на грани затопления. Знаете что сделали генуэзцы? Они подошли вплотную, обступили его с двух сторон и, таким образом, удержали его на плаву!
Примерно в таком виде, придерживая друг друга, 4 повреждённых корабля вели неравный бой с целым османским флотом. В принципе, если бы бой продолжился в таком темпе и дальше, турки бы потопили смельчаков. Слишком уж неравны были силы. Однако ветер, который создал эту опасную ситуацию, решил вновь вернуться на сторону генуэзцев и помог им войти в Золотой рог, где они смогли укрыться.
Что сказать, сражение произвело впечатление как на жителей города, которые вдохновились героизмом и, фактически, победой моряков, так и на османов, в ставке которых активно пошли обсуждения на тему того, что "может ну его нафиг". И неспроста! Ведь турки потеряли в бою около 300 человек убитыми и ещё столько же было ранено, в то время как генуэзско-византийская эскадрилья потеряла лишь 23 человека убитыми. Правда ранена оказалась половина оставшихся, но для морального духа обеих сторон это было неважно.
Примечательно то, что пока султан и остальное высокое начальство наблюдало за развернувшейся морской драмой, османская артиллерия разрушила одну из башен и если бы поступила команда штурмовать, осада могла закончится уже в тот день. Однако все были заняты, наблюдая за битвой 4-х кораблей против османского флота, поэтому шанс проворонили и жители Константинополя вновь, с трудолюбием муравьёв, заделали пробоину. Позднее туркам было уже сложнее ломать стены, так как через несколько дней артиллеристы Джустиниана смогли-таки попасть в бомбарду Орбана, повредив её и лишив османов грозного оружия.
Султан Мехмед отступать не собирался. Он организовал переправу половины своего флота волоком по суше и десантировал его непосредственно в Золотой рог. Это была довольно смелая и амбициозная операция, поскольку тащить корабли пришлось довольно далеко с большими перепадами высоты, при этом отвлекая защитников, дабы те не сорвали предприятие.
Переброс кораблей дал Мехмеду огромное преимущество. Соорудив под защитой флота понтонную переправу, он получил возможность оперативной переброски войск между двумя берегами, что развязало ему руки. Кроме того, христианский флот оказался заперт между двумя частями османского флота и фактически остался связан там.
Интересно ещё то, что в этот момент на западе шли дискуссии об отправке помощи Константинополю в виде хотя бы небольшого флота. папа старался изо всех сил, как и некоторые кардиналы, которые даже оплатили часть помощи своими деньгами, но большинство было уверено что Константинополь ещё будет долго обороняться, спешить некуда, и вообще. Сначала со своими проблемами разберёмся, потом помощь отправим. Никуда, мол, не денется, город, и не такие осады выдерживал.
Константинополь действительно выдерживал в своей истории самые тяжёлые осады, но сейчас и сам город был далеко не в лучшей форме, и Мехмед был настроен решительно. Для него взятие города было делом принципа.
Справиться с прибывшим флотом оборонявшиеся решили с помощью греческого огня. По их задумке, часть кораблей должна была ночью подкрасться к вражескому флоту и поджечь его. Здесь хочу отметить, что план изначально выглядел весьма дыряво. Такая операция автоматически подразумевала участие в её подготовке и проведению большого количества людей, но все надеялись, при этом, на эффект неожиданности. Естественно информация просочилась к Мехмеду и горе-диверсантов ждала засада. Результатом стал потопленный венецианский корабль 70 погибших.
При этом жители были уверены что запад вот-вот пришлёт подкрепление и скорее всего оно уже где-то на подходе. Хотя еды в городе становилось всё меньше (османский флот, заблокировав Золотой Рог, сильно ограничил возможности рыболовов), жители не теряли надежду. Император снарядил один из кораблей, замаскировав его под османский а также переодев команду. Целью корабля был выход в море, где следовало встретить венецианскую эскадру и скоординировать с ними действия. Корабль, естественно, никого не обнаружил: экспедиция на самом деле ещё даже не снарядилась. Команда могла спастись и не возвращаться в обречённый город, но приняла решение вернуться.
Впереди был самый сложный этап осады, полный надежд, отчаяния и драматизма. Но сложным он окажется не только для жителей, но и для Мехмеда. Древний город ещё даст свой последний бой.
Дорогие читатели, финал будет готов и выложен завтра (22.09) после 19:00 по МСК. Ожидайте!