Задания, актуализирующие опыт лагерной жизни
А мы, тем временем, переходим ко второму разделу или типу домашних работ наших подопечных. Не, пугайтесь, он не такой большой как первый. Нет смысла пускаться в подробности, интересные только тогда, когда лично знаешь детей - авторов этих работ.
Однако, что касается важности этого типа домашней работы, то она отнюдь не уменьшается, а наоборот – возрастает, потому что темы этих работ напрямую касаются лагерной жизни, отражают уровни развития коллективной жизни в нем и межличностных отношений.
Если мы возьмем такой аспект как интерес, то и здесь можно увидеть заметную динамику роста. Ребятам всегда интереснее то, что непосредственно их касается. Идти на поводу этого мотива нельзя, нужно выводить их за рамки личностного и коллективного эгоизма, но и злоупотреблять «абстрактностью» тоже нельзя. Поэтому работы этого типа и позволяют соблюсти баланс, время от времени концентрируя внимание ребят на аспектах внутренней жизни лагеря.
Задания о дружбе
Поскольку главная цель Лагеря друзей – научиться дружить и стать настоящим другом, давайте бегло ознакомимся с заданиями, связанными с дружбой. Они еще носят несколько отвлеченный характер, но и в них уже чувствуется дыхание опыта, полученного в лагерной жизни.
С чего начинается дружба?
Это первое задание в этом ключе. Теоретически говоря, дружба по своей структуре и этапам развития (дружба = принятие + общение + деятельность) начинается с «принятия» другого человека или группы лиц, включения их в духовно-ценностную составляющую своей личности. А что думают по этому поводу ребята?
«Мне кажется, что дружба начинается с понимания. Если человек другого человека не поймет, то этот человек может стать даже врагом». Галя.
«Я считаю, что дружба начинается в первую очередь от доброты, которая находится и исходит от человека. Ведь доброта – это самое главное, на что нужно обращать внимание в человеке». Катя.
«Дружба, наверное, начинается с желания познакомиться. Если человек не хочет подружиться, то никакая дружба не получится, а если у двух или больше людей есть желание познакомиться, то все получится». Вова.
«Не зря в песне поется, что дружба начинается с улыбки. Я тоже думаю, что дружба начинается с улыбки, с приветливого и ласкового взгляда, с добрых слов». Ира.
В общем, все укладывается в контекст «принятия». Тогда, если следующий этап дружбы – общение, посмотрим на домашние задания по теме «Как я общаюсь?».
Как я общаюсь?
Мы уже говорили об этом, когда разбирали домашние работы об общении, но есть возможность обратить внимание на характерные стилевые особенности общения у различных ребят:
«Во время общения у меня получается развивать мысль дальше, поддерживать разговор мимикой и жестами». Женя.
«Я стараюсь при общении задавать интересные вопросы. Но иногда у меня это не получается». Ярослав.
«Когда я думаю одно, а другой думает другое, то если у меня вернее мое предложение, то я спорю, а если у другого, то соглашаюсь». Вова.
«В своем знакомом обществе мне рот не закрыть, а в еще не знакомом я тоже говорю много, но не так». Наташа.
«Я пытаюсь начинать общий разговор с общей темы, которая объединяет нас с человеком. Чем ближе я его узнаю, тем на разные или касающиеся только нас темы мы начинаем общаться». Катя.
«Когда общаешься, то не надо говорить всяких глупостей. Нужно вести себя так, как ты ведешь себя обычно». Лиза.
«Я понял, что общаться – это как бы раскрывать внутренний мир человека». Саша.
Без чего невозможна дружба?
Задание, продолжающее касаться контекста принятия и общения. Вот, по мнению ребят, абсолютно необходимые составляющие дружбы: понимание, доверие, открытость, уважение, согласие, терпимость, взаимопомощь. А на своем высшем этапе развития дружба переходит в любовь к другу:
«Дружба невозможна без друга. Потому что, если нет друга, то какая может быть дружба. Еще дружба невозможна без пожатия руки. Я думаю, если не пожать руку своему любимому другу, то, наверное, вы будете не настоящими друзьями. Дружба невозможна без любви друг к другу. Если ты не любишь своего приятеля как друга, неверное, вы не настоящие друзья». Рома
Как во мне работают пять (шесть) законов дружбы?
Задание, рассматривающее деятельную сторону дружбы. Эти виды деятельности мы сформулировали в виде «законов», которые отражают различные способы формирования дружбы. То есть – через что формируется дружба. Напомню, что таких законов или видов деятельности – пять:песня, общение, игра, творчество, дело. [1] Есть еще один закон – шестой, который мы называет «неписанным». Это закон доброты, закладывающий нравственную базу под все остальные законы дружбы. Все законы только тогда работают на дружбу, когда они выполняются с добротой.
Давайте посмотрим, как сами ребята анализируют действие законов дружбы на своем личном опыте.
«Все законы я исполняю через силу». Борис.
Хотя я бы не сказал, что Борис был абсолютно случайным человеком в лагере друзей. Но факт есть факт. Видимо, сознательное исполнение законов дружбы требует определенной самоотдачи. В этом убеждает и следующая работа:
«Я думаю, что во мне работают все 6 законов, но при желании. Всем я могу заниматься – и делом, и творчеством, и песней, и общением, и игрой, а тем более имею понятие о доброте душевной. Но одна проблема: если у меня нет настроения или не хочу, то никакой закон (кроме доброты) выполнить я не смогу». Катя.
Что же получается? Неужели существует противоречие между добровольным характером дружбы как таковой и «принудительностью» действия ее законов? Когда не хочется ни играть, ни петь, но ради дружбы ты заставляешь себя делать это? И закон дела играет здесь решающую роль:
«Постоянно у нас выполняется закон дела. Потому что нужно что-то делать, а ты этого не хочешь, тогда и проявляется закон дела, - ты делаешь через силу. Например, тебе не нравится песня, тогда проявляется закон песни и т. д.
Все законы во мне хорошо работают. Только когда мне что-то не нравится, я делаю через силу. Для этого они и существуют – законы дружбы». Галя.
Да, коллеги, видимо это действительно так. И по-другому быть не может. Особенно в коллективе. Даже в индивидуальной дружбе иногда приходится ради друга делать то, что тебе самому не хочется, тем более степень «принудительности» возрастает в коллективе, где много твоих друзей. И законы дружбы начинают играть роль «стражей» или «хранителей» коллективного поля дружбы. Но, конечно, здесь нужно стремиться к гармонии. Невозможны обе крайности – жить в коллективе абсолютно по своим вкусам и ориентируясь только на свое настроение и в противоположность этому – постоянно насилуя самого себя, подавлять свои желания ради коллективных требований. И в том, и в другом случае лучше выйти из такого коллектива.
Бывают случаи, что на работу законов дружбы влияет конкретная ситуация, и их сбои в таком случае бывают временными:
«Я думаю, что в общем законы дружбы во мне работают хорошо. Бывают отдельные случаи, когда некоторые из них вообще перестают работать. Например, сегодня закон игры и общения работал плохо. Но думаю, что закон дела во мне работал. Несмотря на то, что я абсолютно пала духом во время КВНа, я продолжала работать вместе с командой. Но настроение было испорчено из-за Жени (отчасти) и из-за того, что такой хороший и дружный состав команды вдруг расстроился. Какая-то ниточка разорвалась между нами. Так вот, из-за этого я так и не наладила свое настроение. Значит, закон дела во мне работал наполовину. Я не смогла перебороть себя и несмотря ни на что рассмеяться назло всем бедам. Плохо во мне работал и закон песни. Мне вообще не хотелось петь. Я с трудом выдавливала из себя слова. Закон творчества во мне тоже не работал. Хотя в других случаях он во мне работает прекрасно. Я люблю рисовать, играть на сцене, петь, танцевать.
Но чаще законы во мне работают прекрасно!» Аня.
Но это все-таки крайности. В большинстве случаев просматривается все-таки более адекватная картина:
«Мне кажется, что во мне работают все законы, хотя и по-разному. Например, закон песни, игры, дела работают во мне как по часам. Я люблю подпевать друзьям. Играть я никогда не отказываюсь. Я этого не показал ни разу. Это доказывает, что закон дела действует в равной мере с остальными законами. А вот творчество во мне так до сих пор и не проснулось. Я хочу играть, хоть что-нибудь, но мне достаются не очень сложные роли. Объясняется это тем, что меня не воспринимают всерьез. А вдруг я могу предложить самый лучший вариант? Сегодня мои песни, которые были предложены, просто охарактеризовали как неудачные, а ведь я знал слова и мотив. Сегодня же я понял, какую роль я играю в команде, обыкновенную пешку, но которая наносит разящий удар. Эти удары соперники не почувствовали на себе, наоборот, мои отверженные идеи – это мой стратегический пункт. Во мне просто не находят достойного друга, и вот именно поэтому не действует практически закон общения.
Доброта замыкает цепь дружбы. У меня же цепь не замкнута. Я бы подружился со многими с радостью, если бы получил взамен взаимное понимание. Это все, что мне нужно». Саша.
Согласитесь, коллеги, впечатляющая образная картина и глубокий анализ достижений и недостатков в действии законов дружбы. Упоминание о законе доброты, как замыкающем «звене» в «цепи дружбы» стоит рассмотреть поподробнее. То, что многие ребята осознают важность его роли, это радует:
«…А закон доброты во мне проявлялся сегодня, когда я была вожатой в лагере «Солнышко». Сегодня я поняла, что только через доброту можно найти общий язык с детьми». Люда.
«… я стараюсь быть доброй во всех ситуациях. Когда в прошлом году писали «карусель первых и последних впечатлений», доброй меня нашли многие люди. И когда в этом году писали «карусель сказочных героев», то у меня преобладали добрые герои». Женя.
Ну и, наконец, работа, отражающая, на мой взгляд, оптимальное сочетание принудительности законов дружбы и добровольности их исполнения. Здесь отражается картина гармоничного баланса личных и общественных интересов, динамического единства между сознанием важности законов дружбы и желанием их исполнять:
«Я думаю, что эти 6 законов дружбы во мне работают хорошо.
Когда действует закон песни, я с большим удовольствием пою, чтобы не нарушать атмосферу, сложившуюся в лагере.
Во время какого-то соревнования между командами, если мне не хочется что-то делать, я обязана делать, выполнить закон дела. И постепенно у меня появляется желание что-то делать.
Также во мне работают на 100% законы творчества, игры и общения. В любых играх, соревнованиях я стараюсь проявить свое творчество, и у меня это получается (я так думаю). Но и в некоторые моменты я просто не хочу, но надо.
В общении я стараюсь не быть замкнутой, я стараюсь общаться с другими, помогать им.
Когда мы играем, я стараюсь, как могу. Если игра интересная, смешная, поучительная, это очень хорошо. И у меня большое желание играть в нее. А если игра не очень хорошая, средняя, мне не очень сильно хочется в нее играть. Но надо, и я играю.
Неписанный закон доброты – я не знаю, как он во мне работает. Это должны оценивать окружающие меня люди, как я к ним отношусь. Но я стараюсь быть доброй, помогать другим, ни грубить им, понимать их». Ира.
Теперь в логике развития дружбы следует сравнить реальное положение дел с некими идеальными образцами.
Чего мне не хватает до настоящего друга?
Если идеал – это «настоящий друг», чьи качества уже выработаны в ходе дискуссий и вполне конкретно представляются ребятами, то уместно дать такое домашнее задание.
«У каждого человека, на мой взгляд, есть свой друг, и он считает его настоящим другом. Но мне кажется, что настоящий друг должен помогать не только своему другу, но и всему коллективу. И должен помогать не ради закона дела, а от души, не должен обидеть ни одного из них. Но мне как раз этого и не хватает. Я стараюсь, но не получается».Галя.
«До настоящего друга мне не хватает понимания. Я не всегда понимаю других людей. Мне кажется, что на это влияет мой невыносимый характер. Со мной сдружиться не так уж и легко». Катя.
«Я даже не знаю, что мне не хватает до настоящего друга. Может, я для себя его найти просто не могу». Катя.
«Когда мы играли в игру, где тонул корабль, и все спасались на шлюпках, я спрыгнула первой. Но я не знаю, как бы я поступила, если бы это происходило на самом деле, поэтому я считаю, что до настоящего друга мне далеко». Люда.
В одной из смен мы работали вместе с моим старым другом и соратником – Еленой Александровной. И мне неожиданно пришло в голову дать ребятам задание: «Являются ли А.И. и Е.А. настоящими друзьями?» Было интересно посмотреть, какой пример подают наши дружеские отношения, как они отпечатываются в сознании ребят, являются ли для них неким идеальным образцом, на который можно равняться. Вот некоторые ответы:
«Назвать друзьями А.И. и Е.А. я могу. Поскольку, если бы они не были друзьями, тогда бы не было и лагеря. А если бы и был, то постоянно была возня, шум, гам. Александр Иванович говорил одно, а Елена Александровна другое». Стас.
«…плохого у них нету ничего, но раз надо написать искренно и от души, то я напишу честно, что мне иногда бывает обидно, когда на палубе общения они не хотят выйти в середину и рассказать свою проблему. Назвать настоящими друзьями их, конечно же, не можно, а нужно. Я так думаю, потому, что они никогда никого не оставят в беде, и они всегда говорят с лаской и душой, особенно Е.А.» Ира.
«Александр Иванович всегда смешной, веселый, собранный, а Елена Александровна тоже очень хорошая, но лучше понимает людей. Мне кажется, их можно назвать настоящими друзьями, потому что они всегда выручат друг друга, поддержат в трудную минуту и главное – они понимают друг друга». Лена.
«Они оба добрые, понимающие, любящие детей, всегда помогают, чем смогут. Их поэтому обоих можно назвать настоящими друзьями. Только людей с такими качествами можно назвать настоящими друзьями».
Казалось бы, можно почивать на лаврах, но вот еще пара цитат:
«Главное отличие Александра Ивановича и Елены Александровны в том, что Елена А. – открытый человек, а Александр И. – приоткрытый (то есть, не так понятен, как Елена А.) Поскольку я вас не очень хорошо знаю и понимаю, мне кажется, что почти во всем остальном вы похожи.
Так как «друг познается в беде», а я не видела такой ситуации у вас (может, она у вас и была, я не знаю), поэтому не могу сказать, настоящие вы друзья или нет. Здесь, в лагере друзей, вы наши взрослые друзья. В этом лагере, можно сказать, я не ощущаю, что вы учителя». Оля.
«Я считаю, что А.И. и Е.А. назвать друзьями можно. Но мне кажется, что настоящими друзьями их назвать нельзя. Почему – не знаю, но мне так кажется. Пожалуйста, не обижайтесь». Лиза.
Отчего умирает дружба?
Ну, и в конце рассмотрения логики развития дружбы закономерно дать это домашнее задание. Попробуем найти ответ на этот вопрос в работах участников лагеря друзей, которые, разумеется, исходят из своего личного опыта.
«Дружба может умереть из-за предательства, из-за «длинного языка» и, чаще, из-за какой-либо мелочи». Стас.
«Мне кажется, что дружба – это самое главное, что должно быть у человека.… Но дружба может умереть из-за лжи, зависти, лицемерия, предательства». Настя.
«Дружба может умереть из-за любой мелочи: недопонимания, лжи, неоткрытости, выдачи тайны. Из-за того, что друг не помог в трудную минуту». Илья.
«Дружба может умереть из-за любого пустяка, в котором два человека перестают понимать друг друга». Юля.
«Дружба может умереть из-за любви или из-за нового друга». Женя.
«Умереть дружба может из-за того, что люди, которые дружат, вечно ссорятся, сваливают друг на друга вину за какой-либо поступок. А самое главное, из-за того, что нет доверия и понимания». Света.
«Дружба может умереть оттого, что один человек предаст другого, или один может, например, поговорить с его врагом, и тот может подумать, что он специально говорит с ним. Я лично считаю, что из-за чего-либо настоящая дружба не пройдет». Аня.
Немного настораживает и является слегка непонятным, какой психологический феномен скрывается за гибелью дружбы «из-за пустяка», как довольно часто встречающаяся причина смерти дружбы. Видимо, все-таки, что за «пустяком» скрывается не пустяк, а серьезные психологические или духовные противоречия, приводящие сначала к надлому дружбы, а затем и к окончательному разрыву. А «пустяк» - это, скорее всего, повод или внешнее проявление глубинных личностных расхождений.
Обратили внимание, коллеги, на возможность смерти дружбы «из-за любви». Вот еще одна цитата по этому поводу:
«Дружба отличается от любви тем, что это поверхностное чувство, а любовь – это очень глубокое чувство. Потому что любовь чувствуется сердцем, и если она проходит, сердце раскалывается, а если потеряешь друга, то остается только горечь потери». Аня.
С возможностью разрушения дружбы из-за любви связаны многие страницы следующего домашнего задания.
Как я терял(а) друзей?
Здесь хотелось получить и рассмотреть фактический материал. И он был получен – и еще какой! Приведу полностью несколько самых поучительных работ. Первую среди причин потери дружбы по классификации предыдущего задания можно отнести к категории – «из-за пустяка». Но «пустяка» именного такого рода, о котором мы уже говорили:
«Это было на мой 14-й день рождения. Тогда мама просто не захотела делать день рождения, а просто подарили мне 100 рублей. Мы с друзьями пошли вместе гулять и к 16-00 истратили мои деньги. Осталось только 50 копеек. За целый день мы и чипсы ели, и воду газированную пили, и шоколадками вымазывались. И меня очень удивило, что они начали просить пирожков. Если честно, у меня не было пирожков. Но они не верили. Тогда они стали просить курицу. Курица у нас была, но мама сказала, чтобы я ее не трогал. И я, чтобы их не обидеть, просто сказал, что ее нет. И тогда один из моих друзей начал как бы телепатически узнавать, есть ли у меня курица.
Меня это до того вывело потому, что я думал, что друзья друг другу должны верить. Я обиделся и ушел в дом и не выходил. И именно из-за этой обиды мы на некоторое время перестали дружить. Но потом помирились.
Я вообще-то очень обидчивый. Да и шутки у моих друзей плохие. Так что я думаю, что мы все виноваты в разрыве дружбы». Илья.
Теперь более глубокая причина потери дружбы – утрата понимания:
«Если честно, то я друзей не теряла. Скорей всего, я теряла их доверие и понимание. А для меня это одно и то же, что потерять друга, что от него не дождешься понимания. Ведь если так рассудить, то если есть друг, но он тебе не доверяет и не понимает тебя, то это то же самое, что если бы у тебя не было друга. А этот друг, который тебя не понимает, остается в твоей душе как знакомый (я, конечно, не сужу обо всех, но у меня именно так). У меня несколько раз был такой случай, но в двух из пяти – меня теряли как друга, а не я.
Последний случай произошел на днях. Кстати, этот случай произошел в лагере. Я не знаю, понял ли меня этот человек, но мне кажется, что он (она) потеряла(а) мою дружбу навсегда. Конечно, это не будет значить, что теперь я с ним не буду разговаривать и буду презирать его. Нет, я просто больше не буду ему доверять, и во мне не будет столько понимания для него (нее), сколько бы он(а) хотел(а)». Света.
Жаль, что Света не рассказала, что же все-таки произошло.
Но все-таки главная причина потери дружбы – вмешательство «любви», возникновение разного рода любовных треугольников. Вот пример, смягченный только возрастом участников:
«Эта печальная история началась с того, что я познакомились на кружке с девочкой, - она была новенькой. Я сразу с ней подружилась, она для меня была почти лучшей, я ее считала за сестру, и она меня, наверное, тоже. Мы были очень похожи характерами, она даже когда-то взяла вину на себя и наврала учителю, что это она сломала станок, но это была я. Прошло 2 года, и к нам пришел новый мальчик, тогда нам всем было всего 10 лет. Мальчик нам с ней очень понравился, и это была детская влюбленность. А он все знал и играл нами, и я это поняла позже. Он и с ней, и со мной очень часто заигрывал, и я подумала, что Миша любит меня, и Оля должна уйти, а она думала наоборот.
Влюбленность настолько была сильной, что уже не поддавалась разуму, и Оля тоже. Знаете, потом мы начали за него бороться. Она доказывала, что она его любит больше, чем я, а я думала иначе. И в итоге я стала ее считать подколодной змеей, которая мне мешает. Она меня возненавидела. А Миша продолжал играть, потом я не выдержала и сказала: «Выбирай!» Он сказал. Что любит меня, Оля бросилась в слезы и сказала, что ненавидит меня.
Потом Миша уехал, и с тех пор мы не дружили, но в один день в 12 лет, мы поговорили, я предложила дружбу, а она сказала, что не может простить. С тех пор мы не дружим». Ира.
А теперь самая драматическая история:
«У меня было 3 лучших друга. И моя лучшая подруга, судя по моим рассказам, говорили, что я им была мамой! Да, это так. Если им было плохо, я им была тем человеком, которому можно было поплакаться в жилетку. Я проводила с ними большую часть своего времени. И нам было хорошо! Но потом сладкая жизнь кончилась, и началась суровая реальность. Когда я привела свою подругу, в нее влюбился один из трех. Потом из другого города приехала еще одна и увела второго. И остался один. Я продолжала с ним гулять, но это было не то, как раньше!
Один раз я осталась с тем, третьим, одна. Мы послушали музыку и поиграли в карты. На следующий день мне позвонили и позвали гулять. Я пришла, ничего не подозревая. И тут я узнала такое, чего бы не хотела знать никогда! Они сказали, что я уже не девочка и все прилежащее… Мне в этот момент стало так обидно! Потому что, того, с кем я тогда осталась, я буквально боготворила (хотя он был не ангел!).
Дальше – хуже, как говорится. Они стали меня донимать, говоря: «Мы будем тебя шантажировать!» В тот вечер я поняла, что если б не моя лучшая подруга, я бы сломалась и подралась шантажу. Произошло это буквально на днях. Как не уговаривала меня подруга игнорировать их – я пыталась, но у меня мало, что получилось. Например, вчера мне приснился кошмар. Будто я иду по улице своей и вижу надписи в мой адрес. Типа они проговорились и теперь знают все. Видать, все у меня дошло до абсурда.
А что касается того пацана, мне подруга сказала цитату, точно про него:
Если ты любишь,
А парень смеется, -
Плюнь ему в рожу,
Пусть захлебнется!
И она мне здорово помогла!
P.S. Здорово, что мы получили такое домашнее задание!.. Так что будем держаться из последних сил. Но теперь мне легче, ведь теперь у меня есть все вы, мои друзья, из лагеря «Звездочка».
Спасибо вам, что помогаете мне!» Аня.
С этим заданием связан один из самых моих больших педагогических проколов.
В тот день, читая на палубе домашние задания, я от усталости был мало сосредоточен и настроен на вникание в серьезные проблемы. Не сумел перестроиться и по ходу чтения. И тот момент, когда зачитывал отрывок о «я уже не девочка…», не сдержал от неожиданности улыбки…
Надо было видеть Аню в этот момент! «Ничего смешного!..» - она мне сказала с таким чувством, что я тут же впал в глубокую прострацию от сознания своего педагогического провала и едва довел чтение до конца.
Да, стыдно до сих пор…. Но что делать? Бывает и такое.
А пока в завершении темы домашних заданий о дружбе приведу полностью настоящий трактат о дружбе, в котором в той или иной степени затронуты большинство из рассмотренных нами вопросов:
«По моему мнению, дружить – это значит быть с другом одним целым, ничего от него не скрывать, а даже наоборот – все доверять. Все свое свободное время отдавать своему другу, делить с ним и горести, и радости – вот что значит дружить. Но дружба – это середина отношений между двумя людьми. На ступени ниже стоит приятельская дружба. Она не очень крепка, и не всегда приятелю можно довериться. На ступени выше дружбы стоит влюбленность. Здесь двух людей связывает нечто большее, чем общие интересы и доверенные друг другу секреты. Я думаю, влюбленность отличается от приятельской дружбы тем, что приятели быстро меняются, а влюбленность – это чувство свыше, от которого не так-то просто избавиться.
Есть еще также настоящая дружба. Это когда настоящий друг всегда с тобой и в беде не бросит. С ним всегда поделишься своими несчастьями и успехами, и друг поймет и оценит это.
Но дружба очень хрупкая. И это нужно помнить всегда. Дружба может умереть из-за лжи и обмана, из-за скрытности и неискренности. И самое опасное для дружбы – это предательство. Чаще всего дружба умирает именно из-за предательства. Поэтому дружбу нужно беречь». Люда.
[1] Подробнее о законах дружбы - в книге: А.Дедушка «Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками», СПб., Речь, 2007.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь