«Любая трансформация в качестве своего неизменного условия требует «конца света» — крушения прежней философии жизни.
Карл Юнг
Все мы оказывались в точке, где рушилось всё, к чему мы так долго стремились. Как не сломаться, выстоять под ударной силой обстоятельств? Мы рассмотрим на примере 3 кинокартин.
Эти фильмы уникальны тем, что основаны на реальных событиях.
В них мы найдём ответы на 5 ключевых вопросов, который каждый задавал в период жизненных испытаний:
- Почему это случилось со мной? (разберём мышление неудачника и победителя)
- Как не скатиться в жертву? (проясним стратегию выхода в авторскую позицию)
- Уйти или остаться? (добавим ясность в вопросе проблемы выбора)
- Почему нет результата? (проанализируем, как травмы прошлого влияют на настоящее)
- Как не просто справиться, а стать лучше, счастливее, успешнее? (научимся превращать проблемы в возможности)
«В погоне за счастьем» (2006)
Как бы ни было плохо, всегда может быть хуже — эту истину Крис Гарднер усвоил на горьком опыте.
Последние 3 месяца настолько плохи, что денег не хватает даже на аренду жилья. Денег нет, работы нет, близкого человека, который поддержит в трудную минуту тоже нет. Линда, жена Криса, устала от жизни в нужде, и тоже покинула его. Он остался один с 5-летнем сыном Кристофером. Что привело Криса в эту точку? И каким образом он из бездомного отца-одиночки стал миллионером и основателем своей брокерсой фирмы?
Будем разбираться.
Путь Неудачника: почему и как мы его выбираем?
Кажется, что неудачи Криса поджидают его на каждом шагу. Только он совершил продажу, как жена сообщает об уходе. Его выбирают стажёром в крупнейшую компанию, но оказывается, что 6-месячная стажировка не оплачиваемая и без шанса на трудоустройство. Чтобы он не делал, счастье и возможности ускользали в шаге от него. Да и сам Крис, несмотря на свои незаурядные математические таланты, говорит о себе, как о неудачнике: «Помню по молодости стоило мне получить «отлично» за тот же тест по истории, как я сразу оптимистично перебирал в уме кем бы мне стать. А в результате так и не стал никем». Никто из нас осознанно не выбирает путь страдания и неудач. Так почему Крис с его способностями и трудолюбием оказался здесь?
- Позиция «на авось»
В фильме мы видим насколько легкомысленно Крис подходит финансам. Он вкладывает все сбережения в неизвестный ему бизнес. Никаких стратегий, анализа рынка, расчёта рисков, тестовой продажи. Герой рассчитывал на удачу и, естественно, прогорел.
- Отсутствие чёткой структуры, плана
Крис не может организовать свою жизнь и в итоге постоянно опаздывает. «Этот отрезок жизни я бы назвал беговым». Крис вечно спешит, но всё равно не успевает. Он мотается по всему городу до поздней ночи. Порой бежит сломя голову, попадая под колёса машин. Он нарушает все правила дорожного движения, создавая опасность для других пешеходов и водителей. Что ещё раз доказывает его безответственное отношение не только времени, но и к своей жизни и жизни окружающих.
- Нет долгосрочного планирования
Крис ничего не просчитывает наперёд. Никакой конкретики ни в профессиональной, ни в личной жизни. Стараюсь, пытаюсь, может, надеюсь — главные слова в лексиконе Криса. Эта неопределённость в итоге приводит Линду к решению о разводе. Она, как женщина, не видит опоры в Крисе.
- Безответственное отношение к своей жизни
Штрафы, налоговые счета — всегда для героя неожиданность. Крис не видит проблемы, чтобы заплатить налог 650 долларов через месяц. Но в итоге эту сумму забирает государство в тот момент, когда Крис в них остро нуждается. Так ли виноват мир и налоговая система в том, что из-за этого Крису с сыном пришлось ночевать по приютам и туалете метро? Или всё-таки причина в герое и его безответственности?
Подобную безответственность мы наблюдаем на протяжении большей части фильма.
- Перед собеседованием Крис оставляет денситометр, его главный и единственный источник дохода, неизвестной хиппи. Логично, что у него украли аппарат.
- Чтобы везде успеть, он бросает машину прямо возле больниц, за что получает штрафы. В итоге авто у него забирают, так как он до последнего оттягивает выплаты.
Как травмы прошлого определяют наши решения?
Крис знает, что в ближайшие полгода у него не будет зарплаты. А продажа денситометров не даёт финансовых гарантий. Тем не менее он настаивает, чтобы 5-летний сын был именно с ним, с безработным отцом без определённых перспектив на достойное проживание.
В фильме мы видим, что во многом это решение было спровоцировано детской травмой Криса. Он был безотцовщиной: «Я впервые увидел своего отца, когда мне было 28 лет. И ещё пацаном дал себе зарок, что когда у меня появятся дети, они будут знать кто их отец». Это яркий пример того, как прошлые травмы мешают нам адекватно воспринимать реальность и выстраивать зрелые отношения с миром. Подробнее о том, как формируется травма и как её исцелить, вы можете узнать из эфира Маргариты Мураховской «Всё, что нужно знать о травме».
Крис переоценивает свои возможности, даёт обещания и не сдерживает их. Во многом хаос в жизни героя и его безответственность спровоцирована отсутствием в его жизни отца. Ведь структура, порядок, умение брать на себя обязательства и отвечать за свои слова — это всё проявление нашей субличности Внутреннего мужчины, т.е. фигуры внутреннего отца. У Криса не было отца, только пьющий отчим, который часто поднимал руку на мать. Перед глазами Криса не было значимой мужской фигуры, у которой он мог научиться ответственности. Он не получил от отца необходимую защиту, обеспечение, поэтому не мог дать это и своей семье.
Что помогло Крису выйти в ранг Победителей?
- Нестандартный подход
Человек с мышлением неудачника идёт по проторенной дорожке. Когда Крису в числе стажёров раздали списки потенциальных клиентов, он действовал, как и все. Обзванивал по порядку, двигаясь по возрастанию уровня дохода клиента: от самого низкого к высокому. Но за 2 месяца он так и не добрался до тех, кто возглавлял список. Тогда он поступил вразрез системы и позвонил первому из перечня — управляющему пенсионным фондом Уолтеру Рибену. И тот согласился на встречу!
Самые лучшие возможности находятся в шаге от нас. Но они всегда за зоной нашего комфорта. Мы не можем их разглядеть, живя на автомате. Если мы хотим получить другой результат, то должны действовать по-другому.
- Целеустремлённость
Успех — не случайность, а результат ежедневного труда. Вместо того, чтобы тратить время на жалобы, Крис каждую минуту учился. Встречался с клиентами в нерабочее время. По ночам занимался ремонтом денситометра. Какая бы неприятность с ним ни случилась, он упорно шёл к своей цели. Никакие потери денег, пренебрежительное отношение менеджера фирмы, отсутствие жилья, чистого костюма, машины, не останавливают его. «Если есть мечта, оберегай ее. Люди, которые чего-то не могут, будут уверять, что и у тебя не выйдет. Поставил цель — добейся её, и точка». Крис не ищет оправданий себе, он просто действует. Каждый день.
- Смелость
«Все окружающие казались мне чертовски счастливыми. А я? Чем я хуже?» С этого вопроса началась новая глава жизни Криса. Он осмелился мечтать о большем. И эта внутренняя решимость дала ему сил двигаться вперёд. При подаче заявления на стажировку, он понимает, что у него недостаточно образования: «В графе образование после школы предлагалось написать три строчки. Мне писать было нечего». Но он не тушуется. Главное для стажёра — обладание математическими способностями и коммуникабельность. Крис продемонстрировал их блестяще.
Герой находит начальника кадрового отдела Джея Твистла и лично в руки отдаёт ему заявление. После Крис создаёт возможность поехать с ним в такси, где заключает спор. Он обещает сложить кубик Рубика до того момента, как они приедут к пункту назначения. Тогда эта головоломка только появилась, никто не знал, как её решить. Крис собирает все 6 граней. «Гений» — признаёт мистер Твистл. А уже вечером он звонит Крису с приглашением на собеседование.
- Искренность
Накануне собеседования Криса запирают в участке до подтверждения оплаты за штрафы. Утром у него остаётся всего 30 минут, чтобы добраться до офиса брокерской компании. Он приходит на собеседование в том виде, как его забрали: без костюма, в простой рубашке и штанах, заляпанных краской. Тем не менее он не пытается оправдать свой внешний вид. Не придумывает историю, которая могла бы объяснить отсутствие костюма и показать его в лучшем свете. Открыто говорит, что его арестовали за неуплату штрафов. Признается, что жил в маленьком городе и был лучшим, но в классе из 12 учеников. Он не преувеличивает свои способности, но и не принижает себя: «Я такой человек, что если задать мне вопрос, на который я не знаю ответ, я отвечу, что не знаю. Но поверьте, я знаю, как найти этот ответ. И я его найду». В итоге он получает работу.
Любые испытания даются нам, чтобы мы повзрослели. Крис справляется со своими страхами, сомнениями. Проявляет волю и настойчивость, когда возникают препятствия. Не просто мечтает, а действует. Остаётся верен себе, своим принципам и ценностям. Обретение работы мечты — это лишь результат его внутренней трансформации. Прошлый безответственный Крис не получил бы подобную должность. Но для нового, зрелого, решительного Криса Гарнера это естественно. Этот фильм ещё раз нам подтверждает, что всё, что мы имеем или не имеем в своей жизни, зависит от уровня зрелости нашей личности.
«Принцесса Монако» (2014)
«В мечтах о браке с королевской особой женщины редко представляют, что их ждёт. А речь идёт о неизбежности выбора»
Грейс Келли — оскароносная актриса, кумир миллионов и любимица Альфреда Хичкока. Её актёрская карьера длилась всего 4 года, но это не помешало ей попасть на 13 место величайших звёзд кино в мире. Чем ещё можно превзойти такой оглушительный успех? У Грейс получилось. Она исполняет детскую мечту миллионов девушек — выходит замуж за принца. Но только реальная жизнь принцессы оказалась мало похожа на сказку.
Теперь каждое своё решение она должна согласовывать. Статус требует быть совершенной 24/7. Манеры должны быть безупречны. Жесты и речь идеальными. Но несмотря на старания, за 6 лет ей так и не удалось стать своей ни в семье мужа, ни в Монако.
В такой непростой период к ней приезжает Хичкок с предложением вернуться в кино. Актёрская карьера для Грейс долгое время была смыслом жизни. Но она не может вернуться в кино в статусе принцессы Монако. Что выбрать: любовь или карьеру? Остаться верной себе или долгу перед государством и мужем?
Давайте разберём подробнее где здесь главная ошибка? И почему проблема выбора Грейс Келли изначально была неверной?
В чём главная ошибка Грейс Келли?
- Её выбор в пользу карьеры продиктован стремлением убежать от настоящей реальности.
Встречи с мужем по расписанию. Неприятие со стороны подданных. Интриги и предательства внутри семьи князя Монако. Грейс чувствует здесь себя лишней: «Что бы я ни делала, всё не так». Каждое её слово провоцирует скандал. Каждое движение оказывается грубым нарушением протокола.
В таких условиях предложение Хичкока для неё шанс снова почувствовать любовь, а не осуждение окружающих. В киноиндустрии ей всё знакомо, там она знаковая фигура, которой восхищаются. В Монако она чужая. Хичкок видя её внутренние сомнения, пытается склонить героиню в свою пользу. Он умело манипулирует Грейс, обращаясь к её амбициозной части, невзначай давя дедлайнами: «Конечно, я подожду, но мир ждёт Грейс Келли на большом экране». И Грейс соглашается. Невзирая на то, что ей, принцессе Монако, нужно будет играть роль полубезумной воровки. Несмотря на то, что страна в кризисе и на грани начала войны.
- Решение вернуться в Голливуд принимает не Грейс, а её травма
В семье Грейс существовала жёсткая конкуренция. Любимый ребёнок был тот, кто лучший. Но как бы Грейс ни старалась, её поведение всегда вызывало недовольство отца. «Знаете, что сказал мой отец, когда я получила Оскар? Я всегда думал, что звездой будет её сестра, Пэгги. Поскольку Пэгги превосходит её во всём»
Проблемы в отношениях с родителями спроецировались на её отношения с князем и поданным. Мужа, как и отца Грейс, злили её успехи. Малейшие намеки на превосходящий авторитет Грейс воспринимался князем болезненно. Это было главной причиной конфликтов в их паре. Для Грейс, которая всю жизнь отчаянно мечтала быть признанной, принятой и любимой, ссоры воспринимались особенно остро. «Всё, о чём я мечтала, — найти своё место, любить, и быть любимой без оценки, без условий. Это была бы моя волшебная сказка».
Она боялась отвержения, но была вынуждена сталкиваться с ним каждым день в княжеской семье. Поэтому её выбор в пользу карьеры был очевиден. В Хичкоке она видела отца, которого у неё не было — он восхищался, ценил и признавал её таланты. Тогда, как Ренье чаще подвергал действия Грейс критике и осуждению.
Но как мы видим, Грейс удалось выйти с позиции маленькой девочки, освободиться от внутренних конфликтов и прийти к целостности. Внутренние конфликты всегда забирают у нас много ресурсов, времени и провоцируют нас принимать ложные решения. Начало фильма «Принцесса Монако» яркий тому пример. Грейс считала, что её борьба за любовь близких и поданных лишает её сил. Но на самом деле её ресурс забирали внутренние сомнения, напряжение и неуверенность в себе. Чем больше она стремилась избежать ошибок, тем чаще они происходили. Внутренняя борьба мешала ей ясно видеть и принимать взвешенные решения.
Роль наставника в жизни Грейс
Как и в любой хорошей истории, у Грейс был наставник — священник Френсис Такер. Он единственный, кто не критиковал её действия, но и не позволял жить в иллюзиях.
— Я не хочу отказываться от фильма.
— И не надо. Ещё есть время. Но последствия неизбежны.
Отец Такер настойчиво возвращал Грейс ответственность за свою жизнь. Это то, что делает психолог в своей работе — приводит человека к внутренней зрелости. Ребёнок кидается в омут с головой. Зрелый человек принимает решение с полным осознанием последствий своих решений.
Такер понимает и принимает терзания молодой княгини, сопереживает, но вместе с тем побуждает её на решительные действия. При необходимости резко вытаскивает её из состояния жертвы в авторскую позицию.
— Я не знаю, как после случившегося жить в этом доме. Здесь у меня нет даже права быть собой.
— Собой — это кем? Грейс Келли, звездой экрана? Вы создали её. Освоили особую походку, придумали незабываемый акцент. Получилось здорово. А теперь вы просто домохозяйка с 2 своевольными детьми, которая сейчас пересматривает сьёмку своей свадьбы. Вы приехали сюда не за этим, Грейс. Вы прибыли исполнить лучшую роль своей жизни — Её Светлейшего Высочества, княгиню Грейс Монакскую.
Постепенно из неуверенной в себе девочки Грейс превращается в роскошную, зрелую женщину, которая знает себе цену. Она больше не пробивает стены, пытаясь навязать правила американской культуры в новой стране. Грейс принимает жизнь Монако, адаптируется к сложившимся обстоятельствам и использует их в свою пользу.
Когда приходит время, отец Такер уходит со своего поста и принимает решение вернуться в Америку. Это очень важный момент в отношениях наставника и ученика. Наставник даёт опору, но не становиться костылями. Его главная задача — чтобы ученик из поиска внешней опоры пришел к обретению внутренней. И Грейс блестяще справляется с этим экзаменом, самостоятельно завоевывав симпатию не только подданных, но и вражески настроенного противника Шарля де Голля.
Какие качества характера помогли Грейс стать любимой женой и княгиней?
- Упорство
Чтобы стать своей в Монако, Грейс обращается к графу Фернандо Д’Элиерес, лучшему специалисту по этикету. В рекордные сроки осваивает европейскую культуру, этикет королевского двора, французский язык. Любое свободное время в графике она использует для обучения. И оно даётся ей не так легко: слишком большой объём знаний, напряжённая ситуация в стране и в отношениях с князем. Но она не сдаётся. Теперь Грейс знает зачем и для чего действует, и это придаёт ей силы.
«Я хочу знать всё. Я хочу стать своей в Монако, а пока народ меня не признаёт. Я принесла присягу на глазах всего мира, и просто обязана преуспеть ради мужа и детей»
Упорство, сила духа, решимость всегда рождается из понимания глубинных смыслов — зачем я это делаю, ради чего. И когда эти смыслы истинные и резонируют с нашими внутренними ценностями, для нас нет ничего невозможного.
- Состояние внутренней ценности
Княжеский титул даёт подобострастие от поданных, но не уважение. Миллиардер Онассис требовал: «Приструнить эту американку-жену». Политическое общество рассчитывало, что Грейс будет красивой пешкой. Но она выбрала роль Королевы, той, с мнением которой считаются. И это было бы невозможно, если бы у Грейс не было крепко выстроенной самоценности. Грейс не позволяла ни одного уничижительного комментария в свой адрес. Любые попытки каким-либо образом оскорбить, уверенно пресекала. Даже в конфликтах с мужем она не соглашалась на роль покорной, удобной женщины. Она бросала ему вызов, открыто высказывала своё мнение, а не лебезила, как окружающие. Их брак с князем был договорной, но Грейс смогла достичь уважения, восхищения, а затем и любви князя. Она стала жемчужиной Монако и ценностью для князя, потому что стала ценностью в первую очередь для себя.
- Решительность
Вместо страданий Грейс всегда выбирает действия. Грейс проводит самостоятельное расследование, чтобы найти предателей. Изучает культуру Монако, осваивает французский, чтобы прямо без посредников общаться с народом и узнавать об их нуждах. Если ей не нравятся внешние обстоятельства, она их меняет. Не ждёт лучших времён, а делает, что может на своём уровне влияния. «Я верю в волшебные сказки. Я верю, что они станут реальностью, если добиваться и не жалеть усилий».
В обязанности княгини не входит решение внешнеполитических вопросов. Вопрос войны с Францией решают мужчины. Но именно Грейс находит верное и по-женски изящное решение — устраивает благотворительный бал, где произносит знаменитую речь. В ней нет никакой агрессии по отношению к Франции. Силу, которую проповедует княгиня — это Любовь.
«Я верю, что мир может одолеть извечную ненависть и вражду. У меня нет армии, я не таю злобы, я не сопротивляюсь агрессии. Я верю в любовь. Я верю, что любовь собрала нас здесь сегодня. И любовь заставит нас отбросить оружие, политиканство, страхи и предрассудки. И только любовь поможет нам всё исправить. Поэтому сегодня я славлю её. И готова её защищать. И надеюсь каждый из вас будет делать то же, по мере своих сил»
Эта речь перевернула ход истории. Грейс смогла доказать, что милосердие — это не поражение, а победа. Что открытое сердце может проложить дорогу там, где величайшие умы не способны найти решение.
Грейс не бежит от сложных задач, а решает их, с присущей ей женской мудростью, элегантностью и мягкостью.
Многие зрители видят в этом фильме жертвенность Грейс. Мол она предала себя, свою мечту, уступила мужу и выбрала семью. Но на самом деле для Грейс возвращение в Голливуд было бы не победой, а поражением. Там ей было всё знакомо. В киноиндустрии она была звездой высокого статуса. Тогда как в Монако ей надо было выходить за рамки представлений о себе, бросить вызов своим сомнениям и страхам. Это выбор сильного человека и зрелой личности. И она его сделала осознанно, блестяще справившись с ролью чуткого политика, мудрой жены, заботливой матери и величайшей принцессы Монако.
«Когда забудутся наши имена, когда померкнет слава дома Гримальди, мир будет по-прежнему восхищаться вами, Ваше Высочество. И мир воцарится, ибо вы несравненны в новой роли. Перед лицом непомерных задач, вы преодолели свои страхи. Какая бы судьба ни ждала вас, люди будут шептать ваше имя, княгиня Грейс»
«Король говорит» (2010)
Можно ли смириться с заиканием и всю жизнь прожить в тени? Но что, если ты герцог и будущий король, а твоя страна находится на гране войны? Публичность на таком уровне, сопровождающая трудностями с речью — это серьёзная проблема и испытание.
Альберт привык быть на последних ролях. Человек с дефектом в королевской семье — пример для скорби, а не восхищения. Во дворце с многочисленными людьми он был одинок. Его дразнили, высмеивали, скрывали. С годами убеждённость в том, что он неполноценный лишь укрепила и усугубила его проблемы с речью. Он занимался с лучшими дефектологами, но всё безрезультатно. Пока он не встретил логопеда по имени Лайонел Лог с его нестандартным методом работы.
Что мешало герою достигнуть цели?
Почему у главного героя годами не получалось справиться с заиканием?
- Сильный страх оценки
Альберт знает, что заикание делает его «другим». И это страх быть отверженным, осмеянным из-за своей особенности, заставляет его постоянно мониторить реакцию окружающих. Его искренне любит и поддерживает жена, восхищаются дети. Рядом с ними он в безопасности, и заикание становится меньше. Но как только он выходит с речью перед окружающими, он теряет эту опору. Главный герой себя идентифицирует с тем, что о нём думают окружающие. Альберт видит, как люди отворачиваются, опускают глаза, качают головой. «Это позор, а не король» — читает он в их лицах. И чем больше он пытается быть идеальным, нормальным, тем больше его заикание. Чем больше дефект, тем сильнее он чувствует себя изгоем. Круг замкнулся.
- Все логопеды занимались лишь техниками, но без внутренней работы это не работало.
У Альберта с детства не было права голоса: «Я хотел собирать модели самолётов, но отец мне не позволял. Он собирал марки, и мы должны были это делать». Отец Альберта был авторитарный, жёстким и бескомпромиссным. Его главным инструмент воспитания являлся страх. Он запугивал, давил на своих детей, И Альберту из-за своего изъяна доставалось сильнее всего. «В детстве меня все дразнили, и отец поощрял в этом» — делиться герой. Этот страх перед фигурой отца проецировался в дальнейшем на всё окружения Альберта. Он был королём, но не мог отстоять своего мнения. Всё и всегда решали за него.
- Герой видел себя не как личность, а как человека с дефектом.
«Никто не рождается с заиканием» — заявляет Лайонел Альберту на их первой встречи. Но герой настолько сроднился с заиканием, что даже не сразу вспомнил, когда началась эта проблема. Ведь всю жизнь Альберта переделывали, улучшали, исправляли, порой даже жестоко.
- Его наказывали, чтобы он начал писать не левой, а правой рукой, как все.
- У него были вывернутые колени. И он был вынужден ходить с металлическими шинами круглые сутки.
Повзрослев, он сам стал для себя главным критиком и контролёром. «Я буду усердным пациентом, доктор Лог» — заявляет он Лайонелу. И порой усилия Альберта переходят в самоистязания. Так всегда бывает, когда мы идём в перемены из нелюбви, а порой и ненависти к себе настоящим. Усилия через борьбу с собой создают много напряжения. И чем больше герой пытался контролировать свою речь, тем хуже она становилась.
- Никто не слушал и не слышал Альберта
«Никому нет до меня никакого дела» — так говорит Альберт о своём доме. Да, перед ним лебезили, но никто по-настоящему не слушал и не замечал. «Я здесь лишний» — это убеждение укоренилось в Альберте с детства. Первая няня Альберта морила его голодом, а родители заметили это только через 3 года. Из их двоих любили и выбрали его старшего брата, Дэвида. А он так и оставался ошибкой, лишним, изъяном в семье.
Что сделал Лайонел Лог?
- Обрушил все привычные представления Альберта о нём и мире.
Первое, что делает Лайонел — предлагает перейти на ты. С точки зрения психотерапии это известный приём установления доверительных отношений между психологом и клиентом. Но Альберт принц и будущий король. Никто никогда не обращался к нему иначе, как «Ваше Высочество».
Лог спорит с королем на шиллинг. Учит его материться. В обход протокола садиться на коронационный стул святого Эдуарда. На первый взгляд его поведение кажется беспардонным и абсурдным. Но Лайонел не просто логопед, он опытный психолог. Через такие действия он выводит Альберта на его истинные эмоции, срывает с него маску, снимает значимость с вещей, которые были для героя нерушимыми догмами. Провоцирует того выражать своё мнение, заявлять о своих правах, чувствах, решениях.
- Слушал и слышал Альберта
Помимо провокаций, Лайонел даёт много поддержки, внимания. Интересуется чувствами, потребностями, желаниями короля. Даёт понять, что рядом с ним есть друг, который его услышит. Не перебивает, не оценивает поступки Альберта с точки зрения плохо или хорошо.
— Я не буду здесь сидеть и журчать.
— Со мной можете.
При Лайонеле Альберт может быть собой. Ему не нужно играть роль, подстраиваться под ожидания окружающих. Он может открыться, поделиться своей болью, страхами, сомнениями, и не будет осуждён.
Лайонел видит силу будущего короля, тогда как остальные обращают внимание лишь на дефект. «Вы не тот, кому нужны уроки красноречия, чтобы блистать на светских раутах» — уверенно заявляет он Альберту. Лог направляет фокус героя на его силу духа, ответственность, упорство. Восхищается этими качествами. Постепенно Альберт сам начинает восхищаться собой, обретает уверенность и превращает свой недостаток в преимущество. А если Альберта снова одолевают детские страхи, Лог возвращает его во взрослую позицию, где герцог сам властен над собой.
— Здесь больше нет отца.
— Он здесь он на шиллинге, что я вам дал.
— От него легко избавиться. Нет нужды носить его с собой. Да и брата тоже. Не стоит бояться того, что вас пугало в 5 лет. Теперь вы сами себе господин.
Что помогло главному герою справиться?
- Поддерживающее окружение
В моменты, когда наша привычная жизнь рушится, важно, чтобы рядом был человек, который скажет: «Ты справишься». Порой этого бывает достаточно.
Жена Альберта и Лайонел Лог верили в героя, больше, чем он сам. При этом никто из них не были костылем для Альберта. Они не поощряли его жертвенность, страхи, а мягко, но уверенно возвращали в авторскую позицию. Всегда были рядом, готовые помочь. Но при этом не поддерживали его бездействие, каждый раз возвращая ему ответственность за свою жизнь и решения. Именно наше окружение, в котором мы можем
- позволить себе быть слабыми
- почувствовать себя понятыми, услышанными и принятыми
делает нас несокрушимыми перед бурями судьбы.
- Альберт вернул себе право голоса
— Почему вы командуете?
— Я ваш король.
— Вот ещё, вы сами сказали, что вам это не угодно. Почему я должен вас слушать?
— Потому что у меня есть голос.
— Это точно. А ещё воля и смелость. Я знаю, вы станете хорошим королем.
Самый главный диалог фильма, который отражает суть и идею этой истории. Голос — это инструмент, которым мы выражаем свою волю. Лишиться права голоса метафорически означает стать рабом обстоятельств, чужих концепций и ожиданий. Уступать другим в ущерб себе, проглатывать свои чувства, терпеть — это жизненные стратегии человека без права голоса. Таким был Альберт, даже, когда стал королем. Такими становимся мы, когда скатываемся в жертву и позволяем другим решать нашу судьбу.
Главный герой вышел победителем не благодаря техникам по коррекции речи, а потому что вернул себе голос. Вернул себе право выбирать, каким, с кем ему быть, что иметь и как жить. Вернул себе власть не только короля, а хозяина своей жизни, который сам определяет правила, по которым будет жить.
Подведём итоги. Жизнь всегда будет сталкивать с новыми вызовами. Жизнь заинтересована в том, чтобы мы развивались, а в стабильности это невозможно. Но, как мы увидели через фильмы, вместе с испытаниями жизнь всегда даёт нам много поддержки, в виде знаний, наставников, поддерживающего окружения, возможностей. Вселенная всегда на нашей стороне. Всё всегда происходит для чего-то большего и лучшего, не смотря ни на что! Свыше нам даётся всё, что необходимо для роста. Главное — выбрать позицию автора, Творца своей жизни!
Подробнее о том, как сделать свою жизнь лучше благодаря жизненным испытаниям, мы рассказываем на курсе — «Мой новый мир. Как созидать и процветать в эпоху перемен».
В курс входит 9 модулей о том, как
👉Укрепить внутренние опоры
👉Вернуть доверие к процессу жизни
👉Отпустить обиды и принять мир таким, какой он есть
👉Научиться видеть возможности даже в период тяжёлых испытаний
👉Быть в силе, ресурсе и в изобилии, несмотря на внешние обстоятельства
💻Курс состоит из 60+ уроков, в которые вошли 35 эфиров, видео и аудиотехники.
Статью подготовила Елена Запорожан, редактор сайта и методист Школы Марго
---------------------------------
Эта статья была для вас полезной? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой со своими подругами, пусть осознанных женщин в нашем мире будет больше!Если хотите видеть мои статьи в вашей ленте, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал ❤️
#обзор фильма #женская психология #мотивационные фильмы