Найти тему

Как все таки учатся и учат в России. Продолжаем читать Закон 273-ФЗ "Об образовании"

Традиционно неподходящий к дальнейшему тексту эпиграф: "внутри меня часы сломались возник серьёзный дисбаланс меж тётей в зеркале солидной и юной дурочкой в душе" цитируется по источнику https://poetory.ru/pir/likes/2
Традиционно неподходящий к дальнейшему тексту эпиграф: "внутри меня часы сломались возник серьёзный дисбаланс меж тётей в зеркале солидной и юной дурочкой в душе" цитируется по источнику https://poetory.ru/pir/likes/2

В прошлых статьях мы уже установили, что :

  • получение образования в рамках "основное общее", то есть в пределах девятилетней школы, является одновременно ПРАВОМ ребенка, в котором он не может быть никем и никак ограничен (как не может быть ограничено, например , право на жизнь), и ОБЯЗАННОСТЬЮ его родителей (про это см статью "А что мы знаем про образование в РФ")
  • образование включает в себя два равноправных и неотъемлемых друг от друга процессов: обучения (то есть овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями) и воспитания (то есть деятельность, направленная на развитие личности будущего гражданина страны),
  • обязательное образование в РФ осуществляется поэтапно - начальное, среднее, и завершающий этап, когда происходит формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовка к жизни в обществе и впервые осуществляется самостоятельный жизненный выбор (см статью "Продолжение сказки про Репку").

Сегодня от общих правил перейдем к тому, из чего состоит это самое обязательное образование (по Закону) - а вы сами сможете сравнить с тем, как оно происходит на самом деле, в суровой реальности.

Согласно статье 10 Закона об образовании, само оно (образование) является целостной системой, в которую входят несколько компонентов, в том числе федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования, федеральные и региональные государственные органы, "рулящие" в сфере наробраза, а также сами учащиеся, их родители и образовательные организации.

Согласно статье 11 Закона об образовании, объединяет эту систему разнородных элементов вот что: ФГОСы - основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

То есть, простыми словами, чтобы ребенок получил аттестат за 9 класс, он должен освоить школьную программу согласно ФГОС, вне зависимости от того, бегает ли он каждое утро в школу, сидит ли у компьютера где нибудь в отдаленной местности, или регулярно уезжает на гастроли\соревнования, а школу посещает эпизодически, по возможности.

ФГОСы, помимо прочего, закрепляют принцип единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, то есть, еще раз простым языком: требования к уровню и объему знаний учащихся, претендующих на получение документа об образовании (для простоты пусть это будет аттестат за 9 класс) едины для всех.

ФГОСов у нас, насколько я знаю, три: начального общего образования, среднего общего образования, и основного общего образования.

Давайте возьмем, для начала и для простоты, ФГОС по начальному общему образованию, началке, как ее иногда пренебрежительно-ласково называют родители.

ФГОС, кстати, совсем свежий - утвержден 18 мая 2023 г. Приказом N 372 по Минпросвещения России. Посмотрим вооруженным взглядом 😊

Пункт 17.5 : Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Посчитаем.... В среднем общий объем учебной нагрузки на ребенка в начальной школе составит 6 299 академических часов, или 1575 академических часов на один учебный год. Из 365 дней в году учебными являются 170 дней. Итого - 9,2 академических часа или 6,75 астрономических часа в учебный день при пятидневке. Это каждый Божий день, дорогие мои читатели и подписчики, для учеников начальных классов.

Согласно пункту 19.8 ФГОС , оценка результатов обучения ребенка в начальной школе производится по четырем главным показателям. И, нет, это не "Репка" и даже не способность считать в столбик.

Как ребенок учился в начальной школе и насколько хорошо усвоил преподаваемые ему предметы, оценивается по совокупности "познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий".

Не буду больше про "Репку", а вот, например, какими базовыми исследовательскими действиями должен владеть ребенок к концу 4 класса (пункт 19.23 ФГОС):

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

А вот, что касается коллективной (всем классом или группами внутри класса) деятельности, которая должна сформироваться к окончанию начальной школы (п 19.27 ФГОС):

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

Каково? Например, пункт про то, как строить отношения в коллективе - распределять роли (Петя, ты хорошо рисуешь - будешь делать иллюстрации, Маша, у тебя красивый почерк - напишешь текст открытки), договариваться, а не "А ну быстро, а то в глаз", обсуждать процесс и результат работы - это же фундамент отношений на всю жизнь. То есть, программа ставит цель - научить ребенка жить в обществе, чтобы он мог всю жизнь пользоваться этим знанием и совершенствовать свои навыки. Чем плохо?

Дальше во ФГОСе идут "инструкции" по предметам. Не буду пересказывать, документ объемный, из интереса можете сами пройти по ссылке и почитать.

Для примера только хочу процитировать пункт из раздела "Русский язык", первый класс, раздел "Развитие речи".

Что должно быть сформировано по программе Русский язык у ребенка к окончанию первого класса:

- Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге.

- Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. (пункт 2.6.1.1 ФГОС).

Простите, друзья мои, я, видимо читала невнимательно, но обязательной нормы по количеству звуков или слов в минуту по чтению в первом классе я не нашла. И есть ли они? И это ли главное?

Совсем уж коротко можно подытожить: первый класс - это не про "Репку" и не про сложение в столбик, товарищ Т-ков, вас кто-то обманул. Первый класс - это про первые навыки учебы, взаимоотношений в коллективе, умение общаться и пересказывать прочитанное своими словами.

И прежде чем поставить точку в очередной главе нашего с вами исследования об образовании в России, хочу в очередной раз вернуться к началу.

То, о чем мы только что узнали - и про овладение первичными навыками исследовательских и коммуникативных действий, и про то, что ребенок к концу 1 класса должен уметь составить самостоятельный рассказик по картинкам или собственным воспоминаниям, и что ребенок должен понимать прочитанный тест и уметь его пересказать своими словами - это все входит во ФГОС, обязательный стандарт обучения.

Обязательный, вне зависимости от того, ходит ли ребенок в школу каждый день, ходит эпизодически или не ходит вообще и учится дома. И если ребенок находится на домашнем или семейном обучении - ответственность за то, что ребенок полностью освоит все знания, умения и навыки, указанные во ФГОСе, лежит на его родителях. Просто потому, что для них среднее образование ребенка - обязанность, и они обязаны это образование обеспечить.

В следующий раз поговорим о формах и способах обучения, а пока давайте обсудим новую порцию информацию. Жду вас, как всегда, в комментах. Очень интересны ваши вопросы, комментарии, возражения, истории из жизни. Пароль, как всегда, "Крашеные старушки".