Исаак Ньютон еще в 1687 году изложил три универсальных принципа, которые описывают, как движение объектов управляется в нашей Вселенной.
Но, как считает философ и математик Даниэль Хоек, специалисты могли понять переведенную формулировку первого закона не совсем корректно.
Так, Д. Хоек обнаружил, что в переводе с латыни «принципов» Ньютона 1729 года есть неточности. А на основе именно этого перевода профессора все это время трактовали первый закон инерции Ньютона следующим образом:
Объект будет продолжать двигаться по прямой или находиться в состоянии покоя, если на него не оказывает воздействие внешняя сила.
Однако внешние силы оказывают свое воздействие непрерывно, и наверняка великий Ньютон учел бы это в своей формулировке.
И вот, изучив архивные записи, Хоек обнаружил, что была выполнена неправильная интерпретация, которая никого не интересовала от слова совсем вплоть до 1999 года.
Именно тогда пара ученых заострили свое внимание на том, что с латинского слово quatenus переводится как «в том случае, если», а никак не «пока не».
И для Д. Хоека это имеет решающее и принципиальное значение.
Так новое толкование Ньютона говорит о том, что каждое изменение импульса тела происходит из-за внешнего воздействия.
Вместо того чтобы описывать сохранение импульса объектом при отсутствии внешних сил, Ньютон подразумевал, что каждое движение (поворот, падение и т.п.) или ускорение происходит из-за воздействия внешних сил.
Да, Хоек признает, что новое прочтение закона не изменяет основы нашей физики. Однако таким образом раскрывается одна из самых фундаментальных идей Ньютона, которая была революционна для своего времени.
Ведь все небесные тела (планеты, звезды и т.п.) управляются точно такими же физическими законами, что и объекты на нашей Земле. Любое изменение скорости и каждый наклон, начиная от скопления атомов и заканчивая скоплениями галактик, все это управляется первым законом Ньютона.
Вот так спустя 300 лет, казалось бы, привычный и понятный каждому школьнику закон открывается с другой стороны и показывает, насколько гениальным был ученый в далеком прошлом.