В начале любого явления стоят бескорыстные энтузиасты, увлечённые самой идеей. Они смотрят в будущее, но общество воспринимает их как чудаков. Но эти чудаки меняют мир и дарят нам новые горизонты. Так было с воздухоплаванием, авиацией, радио. Автозвук на этапе становления тоже двигали энтузиасты, и без радиолюбителей не обошлось – особенно в России.
Радиолюбительству, как массовому явлению, уже без малого век. Радиолюбители были и есть во всём мире, но только в нашей стране радиолюбительство принимало поистине массовый характер и в стольких направлениях. И только в СССР радиолюбители поддерживались государством и помогали ему в решении многих задач.
В двадцатые и тридцатые годы понятие «радио» подразумевало исключительно радиовещание и радиосвязь. Радиосвязь велась не только CW, но и АМ и даже тональным телеграфом – доживали свой век искровые передатчики. Какой-либо разницы между вещательными (AM) и связными (AM и CW) радиоприёмниками не было – регенераторы прекрасно принимали телеграфные сигналы, а большего пока и не требовалось. В стране разворачивалась сеть вещательных радиостанций – «газета без бумаги и расстояний», начинался выпуск радиоприёмников, и родилась целая армия радиолюбителей.
Радиолюбители тогда были увлечены постройкой приёмников, а некоторые строили и передатчики. Я не оговорился – не «собирали», а именно «строили». Практически всё, кроме радиоламп, делалось собственными руками. На такой случай были свои технологии – конденсаторы из конфетной фольги, резисторы из карандашного грифеля…Правда, уже в середине двадцатых годов в Москве и других крупных городах в артелях было налажено кустарное производство радиодеталей неплохого даже по нынешним меркам качества – но большинству радиолюбителей из «глубинки» они были недоступны.
Массовое промышленное производство радиоприёмников, развёрнутое в тридцатые годы, не могло удовлетворить растущую потребность в них – да и покупка их была не всем по карману, поэтому круг радиолюбителей всё ширился, для многих из них радиотехника стала делом всей жизни. Особую поддержку радиолюбительству оказывал ОСОАВИАХИМ – радиолюбители были практически готовыми кадрами радистов для армии, а значение радиотехники в грядущей войне совершенно чётко осознавали уже в середине двадцатых годов. Журнал «Радиолюбитель» в 1925 году писал:
«Колоссальное развитие технических средств борьбы совершенно изменит весь характер будущей войны. Основным видом связи будет, конечно, радиосвязь.
Но не только как средство связи будет играть громадную роль в будущей войне радиотехника. Мы уже теперь знаем об удачных опытах радиотелемеханики, т.е. управлении на расстоянии механизмами при помощи радио. В этой области действительно могут быть получены фантастические результаты. Бронепоезда, танки, аэропланы, управляемые на расстоянии, без единого человека, будут совершать нападения, обстреливать, сбрасывать бомбы и химические газы. Особые электролучи смогут на расстоянии зажигать предметы, производить взрывы пороховых складов, убивать людей и т.д. Пока мы далеки ещё до такого развития техники, и, кроме того, не следует забывать, что параллельно орудиям разрушения будут разработаны и меры предохранения. Следовательно, война будущего прежде всего будет войной технических достижений и умелого их применения в военном деле».
Я специально привёл столь длинную цитату с неизменной орфографией и синтаксисом, чтобы можно было ощутить дух эпохи. И оценить удивительную степень предвидения. Радиоуправляемые самолёты-снаряды и мины были разработаны в СССР всего десятилетие спустя и успешно применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Остальные предсказания сбылись позже и не столь буквально, но и они не обошлись без радиотехники и участия радиолюбителей, часто опережавших время. Экспериментируя с кристаллическими детекторами, ленинградский радиолюбитель Лосев ещё в 1925 году открыл ряд полупроводниковых явлений – усиление сигнала, туннельный эффект, излучение света p-n переходом – но объяснения им тогда не было, эта область физики ещё ждала своих теоретиков.
С начала тридцатых область применения радиотехники расширилась – это системы звукоусиления, первые электронные музыкальные инструменты, механическое – а позднее и электронное телевидение, радиолокация. И здесь радиолюбители были в первых рядах, внесли немалый вклад в развитие новых областей техники, освоение коротких и ультракоротких волн. А потом была война…
Возрождение радиолюбительства после войны и его подъём в пятидесятые годы – это освоение электронного телевидения, механической и магнитной записи – опять с изготовлением недостающих компонентов: звукоснимателей, магнитофонных головок, телекамер… В это же время любительская радиосвязь оформилась как вид спорта, появилась «охота на лис» – порождение «холодной войны», отличная тренировка в поиске шпионов-радистов. С этого момента пути коротковолновиков и остальной армии радиолюбителей стали расходиться – появились другие направления радиолюбительского творчества.
Журнал «Радио», единственный в ту пору журнал для радиолюбителей, публиковал подробные описания различных конструкций. Часть конструкций предназначалась опытным радиолюбителям, и значительно превосходила уровень массовой промышленной продукции. Другие конструкции были доступны для повторения даже начинающим. Позднее, во время полёта первого спутника Земли, радиолюбители оказали неоценимую помощь, развернув целую сеть наземных пунктов слежения – рекомендации по их устройству были опубликованы в «Радио» заранее.
В 1954 году радиолюбители своими силами создали телецентр в Омске – первый любительский, и один из первых в стране. Профессиональные телецентры на тот момент были только в Москве, Ленинграде и Киеве.
Хотя радиолюбители-энтузиасты выполняли отдельные разработки для народного хозяйства, чаще всего они конструировали то, что позже назвали «товарами народного потребления». Немногочисленная продукция специализированных «гражданских» радиозаводов (Александровского, Рижского и др.) не могла удовлетворить растущий спрос, передача части производства на предприятия ВПК мало что изменила: при централизованном планировании производственный план редко отвечал реальным потребностям. Как правило, качеством (то есть выпуском современных моделей) жертвовали в ущерб количеству (наращивая выпуск устаревших).
Радиолюбители изготавливали то, что не выпускалось вовсе или отсутствовало в широкой продаже – связную аппаратуру, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры с большим экраном. Верхом совершенства были комбинированные системы – «радиокомбайны», объёдинявшие телевизор и радиоприёмник, а иногда ещё электропроигрыватель и магнитофон.
Во второй половине пятидесятых с распространением стереофонии самой популярной темой стала аудиотехника Hi-Fi, или, как тогда было принято – в переводе – «Высокая Верность Воспроизведения». Так что и этому явлению, и самому термину более полувека. Тогда же были выработаны основные технические требования к аппаратуре высококачественного воспроизведения – и, надо сказать, они с тех пор практически не изменились.
В середине пятидесятых в арсенале радиолюбителей появились транзисторы – неуклюжие, маломощные, уступающие лампам во всём – кроме экономичности. И с этого момента началась триумфальное шествие полупроводников – хотя лампы не сдавали своих позиций до середины семидесятых, пока не вмешались «руководящие и направляющие силы». Разработка ламповой бытовой аппаратуры была прекращена, а радиолюбители последовали «генеральной линии», занявшись «транзисторизацией и миниатюризацией», хотя польза от этого была далеко не во всём – особенно в радиоприёмной и звуковоспроизводящей технике. Удивительно, но сегодняшний радиоприёмник с синтезатором частоты и микропроцессором (десятки транзисторов в радиотракте и многие тысячи – в управлении) нередко работает хуже приёмника полувековой давности на пяти лампах…
Первые лет десять своего существования транзисторная схемотехника повторяла ламповую, но постепенно появились и новые решения – непосредственная связь каскадов, бестрансформаторные усилители, дифференциальные каскады. Уже к началу семидесятых радиолюбители стали доступны микросхемы – сначала гибридные малой степени интеграции, содержавшие несколько транзисторов, позднее – интегральные, выполненные на одном кристалле.
С этого момента радиолюбительское творчество растеклось на множество ручейков, а популярные темы появлялись и менялись каждые несколько лет. Но основное направление творчества оставалось прежним – делать то, чего не хватает. Выставки творчества радиолюбителей недвусмысленно демонстрировали радиопромышленности направления развития – ни маркетологи, ни конструкторы уже не требовались, всё сделано за них, часто даже готово к производству – но… Чрезмерная централизация планирования, унификация и неповоротливость производства привели к тому, что выпуск многих видов товаров в СССР начинался тогда, когда спрос на них уже прекращался. Так было с квадрафонической аппаратурой, цветомузыкальными установками, полупрофессиональными катушечными магнитофонами, оборудованием для кино- и фотолюбителей – список можно продолжить…
Естественно, радиолюбители не могли мириться с этим, и ликвидировали дефицит своими руками, благо до появления видеомагнитофонов высоких технологий и сложного оборудования не требовалось – хватало домашней мастерской. В шестидесятые – карманные транзисторные радиоприёмники (позднее они стали «первым шагом» начинающих радиолюбителей), стереофонические УКВ-приёмники, катушечные магнитофоны, электрогитары, темброобразующие приставки для них, оборудование для фотопечати. В семидесятые – цветомузыкальные установки, клавишные электромузыкальные инструменты, кассетные магнитофоны, электропроигрыватели, усилители, квадрафонические системы, оборудование для записи звукового сопровождения к любительским фильмам (синхронизаторы для слайд-проекторов и кинопроекторов, микшеры), системы электронного зажигания для автомобилей, телевизионные игры.
В восьмидесятых эти направления радиолюбительского творчества в основном сохранились – но добавилась бытовая автоматика: реле времени, таймеры, электронные часы, регуляторы температуры и освещённости, охранные системы, дистанционное управление, определители телефонного номера. И, конечно, бытовые компьютеры – промышленность и здесь не торопилась. Первая любительская конструкция – «Микро-80» (1980), затем «Радио-86», «Орион-128». Потом… потом в продаже появилось практически всё, и основной стимул к творчеству – дефицит – исчез. Вскоре практически исчезла и радиопромышленность, не в силах конкурировать с дешёвой продукцией юго-азиатских производителей…
К счастью, торжество «общества потребления» не привело к исчезновению радиолюбителей, хотя изрядно сократило их ряды – всегда найдутся люди, которым интереснее сделать что-то своими руками, чем купить. С середины девяностых радиолюбители занялись цифровой аудиотехникой и автомобильными аудиосистемами. И это оказалось той областью, в которой они и по сей день вне конкуренции – изготовление уникальной аудиотехники может дать поистине сказочные результаты благодаря обдуманному симбиозу старых и новых технологий, ламп, транзисторов и микросхем. Возрождаются на новом уровне хорошо забытые старые технические решения – и это хороший знак. Значит, впереди нас обязательно ждут новые увлекательные идеи!
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#автозвук, #радиолюбители